Шииты в Нигерии: история, становление и роль общины на современном этапе

Важность географического расположения и экономики Нигерии для Африки хорошо известны. Это большая страна, богатая природными ископаемыми и занимающая стратегическое положение на континенте, с выходом к Гвинейскому Заливу Атлантического океана. Население составляет свыше 160 млн человек и это третья по численности мусульманская страна в мире.

Одной из важных особенностей социально-общественной организации этой страны является ее религиозно-племенное (более 250 народов) многообразие. Что, в определенных ситуациях, приводит к возникновению противоречий и конфликтов по конфессиональному или этническому признакам.

Ислам пришел в Нигерию вместе с арабскими торговцами в первом веке нашей эры (по Хиджре). В основном, торговые караваны прибывали в Нигерию с севера, наземным путем. Со временем, эта территория, превратившаяся в торговый центр, стала играть роль религиозного и духовного центра в глубине континента. Важное влияние на становление ислама и его проникновение вглубь Западной Африки сыграли, доминировавшие тогда в Магрибе, государственные образования Идриситов и Фатимидов.

В настоящее время, большинство жителей Нигерии (53%, этнически – народы хоуса и часть йоруба) относится к последователям шиитского мазхаба, приверженцев течения последователей дома Пророка Мухаммеда. Историю становления шиизма в Нигерии можно разделить на три этапа:

—  Первый, до 1994 года, когда количество шиитов не превышало 500 тысяч человек, и они являлись религиозным меньшинством;

— Второй, после 1994 года, когда было образовано исламское движение, находившееся под вилянием «Братьев-мусульман». Члены движения присоединились к шиизму и преуспели в распространении идеи шиизма на территориях сопредельных африканских государств.

— Третий этап начался с 1999 года, когда шиизм стал доминировать в Нигерии и в целом, на Африканском континенте. Количество мусульман-шиитов в стране превысило 7 млн человек.

Какие факторы способствовали этому?

Влияние секты «Аль-худжа» в распространении идей шиизма, которым она занималась с 1980 года. В те времена количество членов секты не превышало 5 тысяч человек.

Присутствие большого количества ливанских торговцев – шиитов, активно пропагандировавших шиизм в Нигерии и в странах Африки. Пиком их активности стал 1991 год, когда значительное количество ливанцев переехало из Лагоса в столицу Нигерии – Абуджу.

Сыграли свою роль и суфийские ордена Катиджанидов и Кадеритов, последователей Абдель Кадира Джилани, происходившего из Персии. Они с уважением относились к представителям дома Пророка Мухаммеда, и их имамы считались авторитетными и уважаемыми теологами, пользовавшимися авторитетом среди мусульманской общины Нигерии.

В конечном счете, решающая роль в утверждении шиизма принадлежит шиитам-торговцам, которые помимо Нигерии преуспели в Уганде, в Замбии, где многие жители хорошо к ним относились и встречали доброжелательно. Возможно, социальные аспекты и мотивы равенства и справедливости, присущие шиизму способствовали адекватному ведению торговли с местным населением, что помогло, вначале выстраиванию конструктивных и продолжительных контактов, а затем и к обмену религиозными знаниями и их ассимиляции.

Духовным лидером нигерийских шиитов в настоящее время является шейх Ибрагим аз-Закзаки, 1953 г.р., уроженец города Зарайя. Его еще иногда называют «Закзуку». Проживающий на севере страны, шейх И.аз-Закзаки изначально относился к суннитскому мазхабу Аль-Малики, одному из четырех известных суннитских мазхабов. Он является образованным человеком и имеет несколько дипломов в политологии и экономике.

Шейх И.аз-Закзаки является учредителем Исламского движения в Нигерии и в 80-к и 90-е гг. прошлого века несколько раз подвергался аресту за ведение религиозной пропаганды и агитации, особенно в среде студенчества.

Своеобразным водоразделом для шиитского ислама в Нигерии стала победа Исламской революции в Иране в 1979 году. Идеалы революции и идеи имама Хомейни были с энтузиазмом восприняты И.аз-Закзаки, который в итоге сыграл важную и положительную роль как в сохранении территориальной целостности и единства Нигерии, как таковой, так и среди мусульманского населения страны – в частности.

Семья, сторонники шейха и сам он неоднократно становились целями для атак сторонников ваххабитских и салафистских экстремистских группировок, в 2014 году, три его сына и многие соратники были убиты во время демонстрации, посвященной Всемирному дню Иерусалима в ходе столкновений с нигерийской полицией.

В декабре 2015 года во время поминовения Пророка, дом шейха и, расположенная поблизости, «хусейнийя» (шиитский приют – гостевой дом для паломников) был атакован нигерийскими военными, в результате чего погибли и были ранены многие (в том числе, и сам И.аз-Закзаки) мусульмане, включая женщин и детей.

Спустя год, после его пребывания под арестом, шейх был помилован Верховным судом Нигерии, однако военные власти отказались выпустить его на свободу.

Исламское движение в Нигерии и сам И.аз-Закзаки внесли значительный вклад в культурное и социально-общественное развитие страны. Ими основаны и патронируются многочисленные гуманитарные организации, медицинские и просветительские центры. Там всех желающих учат грамоте, проводят вакцинации и оказывают медицинские услуги, собирают для нуждающихся одежду, продукты и лекарства.

Деятельность исламского движения в Нигерии является объектом раздражения и недовольства для Саудовской Аравии и Израиля, усматривающих в нем элемент иранского влияния и проникновения в эту африканскую страну. Считается, что под их давлением, военные власти Нигерии санкционировали открытие огня по паломникам в городе Кану, когда те отмечали сорокодьмицу гибели шиитского святого, имама Хусейна, внука Пророка.

То, что сторонники шиизма до сих пор не раздают в своих центрах автоматы и гранатометы, а в конвоях с «гуманитарной помощью» к ним не прибывают боеприпасы, как это неоднократно было продемонстрировано в Мисурате, в 2011 году, и в Идлибе и в Алеппо в 2013-2017 гг.., видимо не является для нигерийских властей показателем лояльности сторонников этого религиозного течения мирным методам политического диалога и сосуществования в много конфессиональном  и разноплеменном обществе.

62.82MB | MySQL:102 | 0,590sec