Израиль – «Хизбалла»: рост информационного противостояния и перспектива эскалации радиоэлектронной войны в ближайшей перспективе

Недавние военные успехи, прямо, или при помощи союзников, но так, или иначе, одержанные сторонниками движения «Хизбалла» в Ираке и в Сирии, заставляют задуматься о текущих и ближайших тенденциях развития этой организации.  Если существенное качественное развитие военного потенциала организации, рост тактического мастерства и боевой слаженности ее пехотных подразделений, прошедших горнило тяжелых трехлетних боев в Сирии, не вызывает сомнений, так же как увеличение их огневых возможностей за счет принятия на вооружение танков, новых образцов РСЗО, то потенциал ведения радиоэлектронной борьбы, дистанционной разведки и действий в информационном пространстве, является предметом самого пристального внимания в Израиле, и в США. Разумеется, возможностями «Хизбаллы» интересуются и многие другие, но именно Израиль и США заявлены и остаются главными врагами этого движения, что объясняет направленность его усилий на региональном и глобальном театрах.

Соответствующее исследование провел американский ресурс The Cipher Brief, специализирующийся на проблематике информационной безопасности.  Он попытался обобщить все известное о действиях «Хизбаллы» в информационном пространстве за последние десять лет.

Выводы американских экспертов неутешительны: «Хизбалла» к сегодняшнему дню создала и обладает необходимым потенциалом для ведения различных наступательных действий в электронном информационном пространстве против сетей в Израиле, США и странах Залива. В 2015 году израильской компании по информационной безопасности Check Point удалось вскрыть электронную шпионскую сеть, действовавшую из Ливана против израильских компаний, а также, простирающуюся вглубь саудовского информационного пространства.

Газета Jerusalem Post, комментируя недавний инцидент со сбитием иранского БПЛА, отмечает, что противостояние между Израилем, Ираном и «Хизбаллой» стремительно смещается с обмена ракетными ударами в сферу радиоэлектронной войны и цифрового противостояния, где противники Израиля прибегают к все более изощренным способам и современным средствам ее ведения.

Военный обозреватель газеты, Ю.Д.Боб, ссылаясь на мнение израильских военных, пишет, что Израиль ожидает сложный период и воздействие развязанной против него электронной войны, когда Иран и «Хизбалла» пустят в ход все, что у них имеется для электронного и информационного противоборства с Израилем.

По нашей оценке, именно это и происходит, равно как и то, что Израиль будет отвечать в соответствии с его традициями: резко, жестко и «с запасом». Учитывая его научно-промышленный потенциал, мы станем свидетелями ожесточенных войн с участием дронов всех видов и масштабных электронных баталий в интернете.

Израильский эксперт подчеркивает, недооценивать ресурс противной стороны не стоит. Они вполне способны угрожать «жизненно важным сферам и отраслям израильской экономики».

Особую озабоченность вызывает у израильтян возросшие способности средств радиоэлектронного противодействия и подавления иранской разработки. Не без участия российских и белорусских специалистов, радиоэлектронные предприятия Ирана освоили выпуск современных систем и комплексов РЭБ, которые активно используются в учениях и маневрах, эпизодически привлекаются к борьбе со средствами воздушной разведки ВВС США (сообщается о нескольких случаях перехвата разведывательных американских БПЛА и посадке одного из них, «с захватом в плен»). Часть этих систем, касающихся радиоперехвата и постановки помех обкатывается в ходе боевых действий в Сирии и в Ираке.  По мнению израильских специалистов, такие технологии способны оказать воздействие на работу радиоэлектроники и, особенно, систем навигации и позиционирования, одного из ключевых элементов в контурах управления и наведения высокоточных ракет и корректируемых авиационных бомб, тех видов дистанционного вооружения, которые наиболее активно используют ВВС Израиля. «Хизбалла» может ставить помехи системам GPS, подавлять каналы управления БПЛА, нарушать радиообмен и ставить помехи системам наведения артиллерии и ракетного оружия сухопутных войск.

Особенно уязвимым в этой ситуации становятся израильские БПЛА, —  к такому выводу приходит автор статьи в Jerusalem Post.

Что касается диверсий в киберпространстве, то ущерб, причиненный ими способен намного превзойти последствия ракетного удара. В начале 2017 года один из высокопоставленных израильских военных в интервью газете Times of Israel признал факт кибератаки со стороны «Хизбаллы» против объектов израильской инфраструктуры. Тогда была нарушена работа ряда теплоэлектростанций. Эксперты отдела исследований Совета национальной безопасности Израиля, в конце 2016 года опубликовали исследование, проведенное сотрудником факультета национальной безопасности Армии обороны Израиля (АОИ), Д.Адамски, в котором тот рассматривает вероятность (и она допускается) электронного вторжения «Хизбаллы» в информационно-управляющие сети израильской армии, ее штабов. Это приведет к срыву выполнения решений, затруднит управление войсками и внесет элемент хаоса в функционирование командования. В условиях местного театра военных действий для Израиля это может иметь критическое значение. Ведь, именно быстрота принятия решений и устойчивая связь, позволили Генеральном штабу АОИ осуществить в октябре 1973 г. переброску резервов на сирийский фронт, что предотвратило катастрофу, которой неминуемо закончился бы прорыв сирийских танковых и механизированных частей с Голанских высот вглубь израильской территории.

Разумеется, сейчас сирийская армия не угрожает Израилю, но массированные ракетные удары и атаки дронов «Хизбаллы» с территории Сирии в условиях подавления израильских линий командования и связи вполне способны парализовать экономику и систему управления страны.  Именно это и объясняет крайне болезненную реакцию Израиля на любую активность «Хизбаллы» и подконтрольных Тегерану подразделений на территории САР.

Директор Центра военно-политических исследований Вашингтонского института по проблемам Ближнего Востока, Майкл Айзенштат считает: с учетом зависимости инфраструктуры Израиля, как и любого другого современного государства от средств электронного управления и контроля, вероятные кибер- и информационные аспекты будущей войны между Израилем и «Хизбаллой» выходят на авансцену. «Хизбалла» будет пытаться атаковать и взломать системы ПВО и ПРО Израиля, нарушить управление экономикой и войсками. При этом сама «Хизбалла» будет менее уязвима по причине отсутствия у нее собственной гражданской инфраструктуры, как таковой, что же касается Ливана и Сирии, с территории, которых она будет действовать, то их экономики малочувствительны к современным средствам электронной войны. А до Ирана еще надо добраться. К тому же уровень его информатизации и особенности организации информационного пространства также не делают ведение против него «электронно-цифровой войны» тривиальной задачей.

К сожалению, общее возрастание  региональной напряженности, бескомпромиссность руководства «Хизбаллы» и его нацеленность на дальнейшую экспансию и закрепление в Сирии, в Ираке и, даже в Африке, жесткость и последовательность руководства Израиля во всем, что связано с национальной безопасностью, не оставляют другой альтернативы, кроме обострения всех видов вооруженного противоборства между ними, включая количественное и качественное наращивание усилий в информационном противостоянии и в радиоэлектронной борьбе.

52.32MB | MySQL:103 | 0,537sec