О донорской политике США и Евросоюза в Южном Судане

В отсутствие реальных перспектив внутриполитического урегулирования в Южном Судане в обозримом будущем, продолжающийся с декабря 2013 года вооруженный конфликт продолжит оказывать решающее влияние на ухудшающуюся гуманитарную ситуацию в стране. Согласно обновленным данным ООН, в 2018 году в гуманитарном содействии в Южном Судане будут нуждаться более 7 млн человек (более 50% населения), из которых 5 млн – остро нуждаться в продовольственной помощи. Также прогнозируется, что в текущем году к 2 млн беженцев, мигрировавшим в соседние страны, прибавится еще 570 тысяч человек.

На этом фоне, вопрос устойчивого и адекватного финансирования гуманитарных программ в Южном Судане приобретает особое значение. В самом начале 2017 года, именно благодаря своевременному вмешательству доноров и скоординированным гуманитарным интервенциям ООН удалось упредить начало эпидемии массового голода (famine). Кроме того, по итогам 2017 года финансирование гуманитарных операций в Южном Судане в рамках Плана чрезвычайного реагирования оказалось одним из наиболее успешных в мире – доноры выделили 1.2 млрд долларов, что составило 74% гуманитарного призыва. В целом, как показывает средняя статистика за последние пять лет, гуманитарная операция в Южном Судане исправно финансируется донорами на достойном уровне – в пределах 70-80%.

В 2018 году ситуация с финансированием может оказаться иной. США традиционно на протяжении всего периода существования молодого государства являлись главным спонсором международных программ поддержки, в том числе гуманитарных интервенций. В частности, в прошлом году общий вклад США в финансирование гуманитарного призыва ООН в Южном Судане составил 43%, что составляет 516 млн долларов США. Однако с учетом затеянного администрацией Д.Трампа  серьезного пересмотра политики в области международного содействия, Южный Судан рискует оказаться в списке реципиентов, финансовая поддержка которым будет существенно урезана уже в текущем году. В том числе и на фоне изменений политической конъюнктуры и начала процесса постепенной нормализации отношений Вашингтона с Хартумом. Одновременно, сложная притирка новой американской администрации к президенту Южного Судана пока продолжается и отношения пока весьма неровные. Еще в октябре 2017 года американский президент через своего представителя при ООН направлял предупредительные сигналы президенту С.Кииру, требуя наладить внутриполитический диалог и прекратить гражданскую войну. Именно тогда возникли явные признаки трещины в отношениях и впервые в прессе зазвучали формулировки об утрате доверия США к своему сателлиту. Более того, были введены персональные санкции против ряда высокопоставленных чиновников Южного Судана, входящих в ближайшее окружение президента С.Киира. В феврале 2018 года появились новые угрозы из Вашингтона о прекращении военного сотрудничества и введении эмбарго на поставку вооружений. Таким образом, как представляется, политические проблемы в отношениях США и Южного Судана на фоне общего сокращения финансирования американской администрацией программ помощи может привести к уменьшению роли США в гуманитарных усилиях на этом направлении.

Думается, что данные подвижки тщательно анализируются в Брюсселе, который отчетливо понимает возможные негативные последствия и намерен заполнить освобождающуюся нишу. Делается это из прагматичных соображений, чтобы в первую очередь минимизировать риски и упредить последствия масштабной гуманитарной катастрофы и вероятного голода, которые в свою очередь могут спровоцировать всплеск миграции, в том числе на европейский континент. Тем более, что в 2018 году финансовые потребности для гуманитарной операции в Южном Судане еще более возрастут и могут составить 1.7 млрд долларов вследствие прироста числа нуждающихся и стремительно деградирующего экономического положения.

В начале 2018 года появились симптомы того, что Евросоюз активно включился в донорскую гонку и намерен восполнить ожидаемые финансовые бреши с учетом роста гуманитарных потребностей и изменений в американской политике помощи. В 2017 году ЕС являлся по сути вторым главным донором в Южном Судане после американцев. Великобритания обеспечивала 10.2% финансирования, далее следовали Германия (7.2%) и Дания (2.8%). По линии Еврокомиссии было выделено 90 млн долларов (7.3%). По данным самого Брюсселя, в последнее время его кумулятивный вклад в гуманитарные усилия в Южном Судане (включая взносы Еврокомиссии и отдельных стран-членов) составил 43%. Только в прошлом году Еврокомиссия выделила 248 млн долларов на урегулирование кризиса (не только гуманитарные нужды, но и миростроительство и пр.), в том числе 122 млн долларов по линии ооновских организаций, прежде всего ЮНИСЕФ и Всемирной продовольственной программы ООН.

Основной фокус усилий Евросоюза в Южном Судане – содействие в повышении готовности и потенциала реагирования на кризисы, укрепление устойчивости местных общин, продовольственная и медицинская помощь, при этом все финансируемые программы имеют ярко выраженную социальную направленность. Одновременно, Евросоюз традиционно уделяет приоритетное внимание вопросам защиты населения и правочеловеческой проблематике с упором на обеспечение прав женщин и детей как наиболее уязвимых категорий, защиты их от сексуального насилия, криминала и порабощения.  Этот компонент является неотъемлемой частью всех реализуемых в Южном Судане программ помощи, финансируемых по линии Евросоюза. Другим важным приоритетом Брюсселя на гуманитарном фронте в этой стране является проблематика питания, особенно с учетом прогнозируемого роста числа недоедающих детей до 250 тысяч в течение 2018 года. Флагманской программой Евросоюза на этом направлении является создание в Южном Судане разветвленной сети специализированных центров питания для детей, беременных женщин и кормящих матерей. Также упор в донорских программах ЕС делается на вопросы детского здоровья и школьного образования: благодаря этим программам 1.8 млн детей прошло вакцинацию и 300 тысяч получили доступ к школьному образованию в прошлом году.

Примечательно, что одновременно с наращиванием гуманитарного содействия, преимущественно предоставляемого по линии партнерских неправительственных организаций и ооновских агентств напрямую бенефициарам и местным коммунам, Брюссель продолжил с начала 2018 года наращивать политическое давление на официальные власти Южного Судана по всему блоку политических, миротворческих и правочеловеческих вопросов. Об этом свидетельствует в том числе недавнее решение властей Евросоюза наложить санкции на трех высокопоставленных чиновников из военного блока в правительстве президента С.Киира, обвиненных в нарушениях прав человека и подрыве мирного процесса. Санкции были инициированы Великобританией и фактически приняты в унисон аналогичному решению США, принятому в середине 2017 года.

Думается, по мере ожидаемого в этом году нарастания гуманитарной катастрофы в Южном Судане, донорская активность Евросоюза будет нарастать, опираясь в первую очередь на стремление не допустить начала массового голода ввиду отсутствия достаточного финансирования помощи на фоне разворота американской политики. Такой курс базируется на прагматических оценках складывающейся ситуации, и очевидно будет сопровождаться наращиванием политического давления на власти в Джубе по всему спектру чувствительных вопросов, с активным использованием как односторонних санкционных мер, так и площадки ООН и других специализированных институтов. При этом, разумеется, на данном этапе речи о вероятности открытого конкурирования США и ЕС в качестве доноров за влияние на гуманитарном направлении в Южном Судане пока не идет. Оба игрока решают схожие политические задачи максимального давления на официальные власти с Южного Судана в целях прекращения конфликта как основного источника голода и гуманитарного кризиса. Только после решения этой задачи можно будет серьезно планировать восстановление страны и ее становление на путь устойчивого развития и лишь тогда ведущие доноры возможно начнут реальную борьбу за укрепление своего влияния в различных секторах социально-экономической системы молодого государства, в первую очередь, в нефтяном секторе.

62.83MB | MySQL:102 | 0,479sec