Израильские предупреждения об опасности использования химического оружия в Сирии

В среду заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад сообщил, что правительственные силы не обладают химическим оружием, использование которого, с точки зрения властей страны, аморально. На этом фоне Израиль усилил алармисткие настроения по поводу применения этого вида оружия массового поражения в районе Голанских высот. По данным 10 канала израильского телевидения, в этой связи Министерство иностранных дел разослало в посольства в 15 наиболее влиятельных странах-партнерах, названия которых в СМИ не утончаются, рекомендации для дипломатов по общению с руководством принимающих государств.

В них сообщалось, что отравляющие химические вещества могут быть использованы режимом Б.Асада против антиправительственных сил в приграничной с Израилем территории и, как следствие, угрожают местному населению. В этой связи Иерусалим повторил ранее сделанное предупреждение о готовности защищать граждан всеми возможными средствами. Помимо этого в качестве дополнительного свидетельства реальности неконвенциональной угрозы на сирийском направлении в СМИ стали использоваться слова сирийских представителей, намекающих, что, в случае атаки на Сирию, Израиль столкнется с неожиданностями.

Впрочем, как отмечает электронное издание Times of Israel, основной акцент сотрудники израильских представительств за рубежом должны сделать на общей угрозе, исходящей от Ирана, «Хизбаллы» и Сирии. Из этого вытекает, что рекомендации, выпущенные внешнеполитическим ведомством, являются продолжением попыток страны создать эффективный механизм продвижения собственных интересов при решении дальнейшей судьбы Сирии и ограничения влияния Ирана, а фактор химического оружия в сегодняшних обстоятельствах способен сыграть в этом далеко не последнюю роль.

В начале месяца мнение о наличии в распоряжении правительственных сил Сирии химического оружия высказали в Вашингтоне. Со ссылкой на двух неназванных представителей американской администрации ведущие мировые информационные агентства передали, что США не просто подозревает режим Б.Асада в сохранении части арсенала химоружия, но и его модернизации. В этой связи Белый дом не исключает, что для защиты мирного населения может использоваться военный сценарий развития событий. Затем аналогичные соображения озвучила посол США при ООН Никки Хейли, а официальный представитель Государственного департамента Хизер Науэрт сообщила на брифинге для прессы 6 февраля, что на протяжении месяца было зафиксировано 6 новых инцидентов с применением химических отравляющих веществ в Сирии.

Вторым возможным соратником Иерусалима в деле противостояния использованию химического оружия в сирийском конфликте способен стать Париж, ищущий способы активнее участвовать в ближневосточных делах. Собственно говоря, сам приведенный выше комментарий заместителя главы МИД Сирии стал ответом на слова президента Франции Э.Макрона. Во вторник он сказал: «В вопросе использования химического оружия я обозначил “красную линию”, и я подтверждаю эту “красную линию”… Если мы получим достоверные доказательства того, что химическое оружие, запрещенное договорами, используется, мы ударим по тому месту, где оно производится». При этом французский лидер все же добавил, что пока таких доказательств нет. В случае с Парижем на пользу Иерусалиму идет то, что Э.Макрон предпочитает все же сирийскую, а не палестинскую проблематику, хотя определенную долю сложностей может представлять желание Франции действовать самостоятельно, а не следовать за США.

Не последнюю роль в характеристике действительной опасности сложившейся ситуации играют и сообщения, поступающие от неправительственных организаций. К примеру, 13 февраля Syrian Network for Human Rights опубликовала на своем сайте данные из отчета, в котором утверждалось, что всего за время конфликта химическое оружие применялось правительственными силами 211 раз, из которых 178 атак были совершены после одобрения Советом Безопасности ООН резолюции № 2118, предусматривающей введение контроля и уничтожения химического оружия республики.

В целом, представление существующей для Израиля угрозы через призму применения сирийскими правительственными силами химического оружия является для Иерусалима весьма правильной тактикой, поскольку отвечает сразу нескольким задачам. Страна таким способом пытается продемонстрировать озабоченность не только своей судьбой, но и жизнями мирного сирийского населения. Мало того, тема борьбы с химическим оружием, равно как и контртеррористическая деятельность, представляет собой своего рода «красную линию» для многих весьма влиятельных государств мира. Особую роль среди них, разумеется, играют США. Соответственно, разыгрывая эту карту, Израиль в некоторой степени пытается обезопасить себя от того, что Вашингтон все же может решить дистанцироваться от сирийской проблематики.

Единственной, но весьма серьезной сложностью в этом процессе становится роль России, которую и обвиняют в том, что режим Б.Асада сохранил и усовершенствовал свой потенциал химического оружия. Этот клин между Москвой и Вашингтоном составляет не только предмет противоречий двух государств в их непрекращающемся соперничестве, но и может помешать Израилю добиться консенсуса между ними по вопросам создания буферной зоны на северных границах государства. Мотивов, побуждающих Иерусалим действовать таким образом, может быть несколько. С одной стороны, общаясь в недавнее время с президентом РФ В.В.Путиным, глава израильского правительства вполне мог услышать что-то, что в очередной раз дало понять превалирующее значение иранских интересов при  формулировании позиции Кремля. Недаром все чаще со стороны Израиля звучат заявления, сигнализирующие о его готовности, если потребуется, защитить себя самостоятельно. С другой стороны, в рядах израильских левых зарождается подозрение, что самому Б.Нетаньяху как никогда нужна «маленькая победоносная война», которая поможет забыть о его пошатнувшемся внутриполитическом положении.

52.25MB | MySQL:103 | 0,477sec