О роли Египта в подготовке к штурму ливийской Дерны

Источники, лояльные ливийскому фельдмаршалу Халифе Хафтару, открыто заявляют, что в подготовке операции по «деджихадизации» города Дерна активное участие принимает Египет.

Так, 12 февраля спикер тобрукского парламента Акила Салех заявил в интервью египетской газете Youm7, что возглавляемая Халифой Хафтаром Ливийская национальная армия (ЛНА) в координации с египетскими вооруженными силами завершает подготовку к осуществлению решающей атаки на Дерну, чтобы «освободить ее».

Он особо отметил, что эта операция «пойдет на пользу Египту, также испытывающему проблемы в результате действий джихадистов».

Также спикер тобрукского парламента указал, что «Военная операция в Дерне очень важна для Египта, чтобы перекрыть путь для террористов, которые совершают набеги из Дерны на египетскую землю, и которые могут попытаться перейти туда».

Также Акила Салех в целом поприветствовал усилия Египта в Ливии, заявив, что египетские компании будут помогать в восстановлении разрушенных войной ливийских районов.

Ранее сам Хафтар и его пресс-секретарь Ахмед аль-Мисмари неоднократно утверждали, что они приветствуют египетские авиаудары по Дерне, которая является последним городом в восточной части Ливии, неконтролируемыми войсками фельдмаршала.

В ответ на это представители окружения премьер-министра правительства национального согласия (ПНС) Фиеза Сараджа обрушились с резкой критикой на самого Салеха, на Хафтара, и на Египет.

Они заявили, что это требует вмешательства ПНС и ООН, чтобы «не допустить вопиющее нарушение суверенитета Ливии и резолюций Совета Безопасности ООН».

В частности, члены лояльного Сараджу Президентского совета заявили, что они примут необходимые правовые меры, чтобы сорвать такие решения, принятые в нарушение ливийского политического соглашения.

В свою очередь, комментируя звучащие в связи с этим протесты из Триполи, Рима, Анкары и Дохи, Салех указал, что «негодующие не имеют никакого морального права указывать ни нам, ни Египту, что нам делать.

Во-первых, почему-то они не замечают почти открытого вмешательства Катара и Турции в ливийские дела, хотя та же Турция является спонсором терроризма в нашей стране. Равным образом никаких мер не предпринимается в отношении Италии, уже осуществляющей интервенцию в Ливии с подачи самого Сараджа, который призвал ее войска, хотя он является временным носителем власти в Триполи, не имеющим полномочий для таких решений, которые могут делать лишь легитимные представители власти всей Ливии, а не одной лишь ее части, к тому же имеющие властные полномочия опять-таки благодаря иностранцам.

Все, что подписали в Триполи, противоречит желаниям всех ливийцев. Поэтому Саррадж не имеет официального права заключать подобные внешнеполитические соглашения».

По мнению спикера тобрукского парламента, «сделать это можно будет лишь после принятия Конституции и проведения выборов, которые должны состояться в этом году. Мы сможем провести их через месяц после того, как Конституция будет полностью разработана в случае одобрения ее и Закона о выборах Верховным судом. Пока же мы и близко не подошли к этому, и в течение семи месяцев безуспешно пытались провести голосование за внесение изменений в конституционную декларацию, но не смогли сделать этого в силу разницы подходов сторон».

Также, по мнению Салеха, «отрицательно на диалог повлияла и попытка Сараджа в обход восточной части страны осуществлять назначения на важные государственные посты. Среди них – недавняя история с самочинным назначением и последующим увольнением посла Ливии в АРЕ Мухаммеда Абдель Азиза.

Тогда ливийские дипломаты в Египте объявили о неподчинении «этому акту регионализма со стороны Триполи», а также нежелании признавать какие бы то ни было перестановки со стороны Президентского совета, являющегося «органом, отражающим идеи и интересы «Братьев-мусульман»».

Они также добавили, что выполнят только распоряжения тобрукского парламента, а не «опереточного» министра иностранных дел Мухаммеда Саяла, который, по их словам, даже не смог обеспечить выплату заработной платы сотрудникам посольства и в целом «не действует в интересах ливийского народа», а потому и не может иметь с их точки зрения законный статус.

Между тем, как представляется, осуществление открытого вброса со стороны спикера тобрукского парламента Салеха о подготовке штурма Дерны с участием египетских военных преследует цель хотя бы минимальной легитимизации силовых действий Каира в Ливии.

Вмешательство это, как представляется, вынужденное, в условиях, когда силы Хафтара оказались ослаблены мятежом его иностранных наемников на юге.

Что же касается Каира, то ему необходимо «выдавить гнойник» в Дерне, откуда боевики уже неоднократно попадали в Египет и фигурировали в террористических актах на Синае и не только.

При этом, по египетским данным, Дерна является оплотом бежавших из Египта представителей боевого крыла «Братьев-мусульман», продолживших борьбу против А.Ф.ас-Сиси после захвата им власти в стране.

Что же касается возможного оказания помощи Дерне, то вряд ли Сарадж сможет выделить силы, достаточные для того, чтобы опрокинуть войска Хафтара: ПНС до сих пор не в состоянии обеспечить безопасность полетов даже из международного аэропорта Митига, который в середине января стал ареной ожесточенных столкновений между боевиками, лояльными кабинету министров, и враждебными им моджахедами («специальные силы сдерживания и базирующаяся в Таджуре Бригада 33). Несмотря на то, что сейчас столкновения прекратились, 13 февраля аэропорт вновь подвергся атаке реактивными снарядами.

Остается надеяться на внешних покровителей, но они практически лишены возможности оказать Дерне оперативную помощь. Во всяком случае, египетский ВМФ в состоянии перекрыть оставшиеся каналы эпизодического снабжения этого города по морю.

Кроме того, помощь Хафтару готовы оказать Саудовская Аравия и особенно ОАЭ, недовольные катарско-турецкими попытками усилиться в Ливии.

52.18MB | MySQL:103 | 0,610sec