Оценка гуманитарной ситуации в сирийском Африне (февраль 2018 г.)

По мере нарастания алармистских сигналов со стороны гуманитарных организаций ООН по поводу ситуации в курдском анклаве Африн в северо-западной Сирии, интенсивность вооруженных столкновений там в начале февраля несколько снизилась, но по-прежнему остается крайне напряженной.

В начале февраля Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш обратился с настоятельным призывом о незамедлительной приостановке боевых действий в том числе в Африне. Представители всех ооновских гуманитарных и правочеловеческих организаций в Сирии через резидента-координатора ООН обратились 6 февраля с.г. ко всем сторонам вооруженного конфликта с призывом установить временное перемирие на всей территории страны сроком на 1 месяц, чтобы обеспечить доступ к гражданскому населению, нуждающемуся в срочном гуманитарном содействии. Этот призыв по сути обращен к двум регионам, где сегодня протекают наиболее интенсивные военные действия – провинции Идлиб и атакуемого при поддержке Турции курдского анклава Африн.

В Африне, несмотря на некоторое сокращение интенсивности прямых вооруженных столкновений в первые недели февраля (особенно, если сравнивать с предыдущим месяцем), гуманитарная ситуация продолжает постепенно деградировать и далее. При этом гуманитарная политика местного курдского руководства, возглавляемого Силами народной самообороны (СНС), не претерпела существенных изменений и по-прежнему направлена на удержание значительной части гражданского населения в пределах анклава, фактически до последнего. Лишь тяжелораненые эвакуируются по медицинским показателям в провинцию Алеппо, причем по предварительному согласованию между курдами и сирийским правительством. При этом, периодически появляются сообщения о нелегальных, неконтролируемых попытках проникновения курдского населения из Африна в безопасные районы, контролируемые сирийской армией. Так, по информации Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), начиная с 20 января по настоящее время 833 семьи из Африна, классифицируемые в качестве внутренне перемещенных лиц, смогли нелегально перейти на территорию правительственных сил. Их значительная часть осела в курдском анклаве исторической части города Алеппо.

В то же время главный пропускной пункт в Африн из Алеппо (на пересечении Набул-Зияра) работает бесперебойно, но в одну сторону – пропуская в Африн гражданских лиц, коммерческие грузы и гуманитарную помощь. Последняя поставляется по официальной линии Сирийского Общества Красного Полумесяца. Примечательно, что именно этот канал поставки является практически единственным, доставляющим в Африн коммерческие грузы, включая в первую очередь продовольствие и топливо из проправительственных районов Сирии. Благодаря этому бесперебойному каналу поставок, а также большим внутренним резервам в Африне, содержащимся на продовольственных складах, пока курдское руководство анклава контролирует цены на продовольствие. За последний месяц роста цен на основные виды продовольствия зафиксировано не было, а цена на хлеб даже снизилась на 20% и составляет 250 сирийских фунтов или около 40 американских центов за 2 кг. Более напряженная ситуация складывается в сфере обеспечения населения питьевой водой и подачи электроэнергии. В частности, после разрушения 6 февраля одной из шести имеющихся в самом городе Африн водоочистительных станций временно была приостановлена подача воды в северные регионы Африна и сокращении впоследствии объемов подачи воды. В то же время угрозы для других населенных пунктов Африна, всецело зависящих от водных скважин, не имеется. Кроме того, подача электричества временно приостановлена.

Медицинская помощь оказывается довольно исправно: по всему анклаву Африн функционирует 5 оперативных медицинских центра, все они базируются в городе Африн. Интересно, что два госпиталя управляются местным курдским руководством (лечение жертв военного конфликта там предоставляется на безвозмездной основе), еще две больницы – частные, и наконец работу пятого центра координируют профильные ооновские организации в рамках единого кластера здравоохранения. По линии ООН также оказывается медицинское содействие через мобильные госпитали для внутренне перемещенных лиц в лагерях Робар и Аль Шахба на территории Африна. При этом, cледует учитывать, что система оказания медицинской помощи в Африне работает на грани возможностей и в случае резкого увеличения потока беженцев и жертв военного конфликта, она окажется не в состоянии среагировать и просто рухнет.

В среднесрочной перспективе, вероятно нарастание негативного сценария, даже несмотря на некоторое снижение интенсивности текущего конфликта в феврале. Очевидно, турецкая сторона прощупывает слабые места и не намерена на этом останавливаться, если только оказывается сдерживающее воздействие со стороны России в связи с изменением политической конъюнктуры вокруг Африна. Также следует учесть выраженную недавно Госдепартаментом США «сильную озабоченность» по поводу эскалации конфликта в Африне. Так или иначе, но международному гуманитарному сообществу во главе с ООН нужно готовить превентивные меры для адекватного реагирования на любые возможные сценарии в гуманитарной сфере. В том числе и с учетом недавно прозвучавшего предостережения спецпредставителя ООН по Сирии Стаффана де Мистуры о вероятности применения в Африне химического оружия, что приведет к гораздо более масштабным гуманитарным последствиям и жертвам.  В то же время, как и месяцем ранее, cреднесрочная стратегия гуманитарных организаций ООН в Африне пока четко не сформулирована. По самым предварительным оценкам, количество внутренне перемещенных лиц в Африне с начала турецкой военной операции может варьироваться от 15 до 30 тысяч человек. При этом гуманитарная миссия ООН в курдском анклаве формально прекратила свою работу в начале января с.г. и в полном объеме ее так и не восстановила. Гуманитарные грузы в Африн поставляются по линии Сирийского Общества Красного Полумесяца.

Думается, гуманитарный кризис в Африне пока еще далек от развязки и его дальнейшая эскалация представляется необратимой при сохранении нынешней динамики и тенденций развития вооруженного противостояния. А это означает рост гуманитарных интервенций на этом направлении. Наличие устойчивого, бесперебойного канала оказания гуманитарной помощи из Алеппо внушает оптимизм. Однако в случае продолжения курдами политики силового удержания гражданского населения в анклаве (что в общем-то диктуется и даже отчасти объясняется довольно разумными политическими причинами в условиях военного времени), гуманитарный доступ ООН к этому населению будет значительно ограничен и придется искать иные, нестандартные пути решения гуманитарных проблем Африна.

52.23MB | MySQL:103 | 0,458sec