К итогам визита госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Анкару. Часть1

Накануне, 15 февраля, состоялся визит государственного секретаря США Рекса Тиллерсона в Анкару. То придыхание, с которым турецкие обозреватели неизменно встречают каждый турецко-американский контакт высокого уровня выдает в них потаенное желание того, чтобы «всё это», наконец, закончилось.

Так что, так и подмывает их спросить: «Когда вы пишите про новый региональный баланс сил и про то, что той старой Турции, которая буквально глядела в рот американцам, уже нет, вы сами-то до конца прониклись этой идеей?».

Если сводить итоги визита американского государственного деятеля в Анкару к одной фразе, то она может быть легко и просто сформулирована следующим образом: «Нет американских поставок тяжелых вооружений Силам народной самообороны? – Нет проблемы» (кстати, для того, чтобы оценить «изящество» действий американцев в подобных конфликтах, причем из уст самих американцев, настоятельно рекомендуется посмотреть недавно вышедший на экраны гротескный фильм «Сделано в Америке» с Томом Крузом – В.К.).

Однако, дадим немного более объемную «развертку» вчерашнего дня визита в Турцию Р.Тиллерсона из уст турецких обозревателей умеренного издания Hürriyet и проправительственного издания Daily Sabah.

Как сообщается, турецкий президент Р.Т.Эрдоган 15 февраля, в ходе более чем трехчасовой (!) встречи, «четко» обозначил американскому госсекретарю Р.Тиллерсону турецкие ожидания в Сирии и в Ираке, а также в плане борьбы с терроризмом.

Издание Hürriyet Daily News пишет о том, что информированные источники на условиях анонимности сообщили о том, что «Эрдоган и Тиллерсон также обменялись взглядами на борьбу с терроризмом» (от сенсационности заявлений анонимного источника просто захватывает дух – В.К.).

Американская сторона, в лице пресс-секретаря Р.Тиллерсона, была более открыта, указав, что собеседники провели «продуктивный, открытый разговор» о взаимовыгодных путях улучшения американо-турецких отношений.

Также было сообщено о том, что 16 февраля состоится встреча госсекретаря Р.Тиллерсона со своим турецким коллегой – министром иностранных дел М.Чавушоглу с целью «обсуждения двусторонних отношений, в частности, поддержки США, оказываемой Силам народной самообороны (ОНС) и развития международной ситуации». По результатам этой встречи будет дана совместная пресс-конференция.

Невзирая на то, что по итогам встречи госсекретаря с турецким президентом не было сделано официальных заявлений, принципиальную позицию США высокопоставленный американский дипломат обозначил ещё в Бейруте, за несколько часов до своего прибытия в Анкару: США никогда не поставляли тяжелые вооружения СНС, а, следовательно, и нечего забирать назад.

Что характерно, в тот же самый день министр обороны Турции Н.Джаникли упомянул о разговоре со своим американским коллегой Д.Мэттисом, где тот, якобы, сообщил, что США разрабатывает планы по изъятию вооружений, поставленных СНС. Более того, упоминается о заявлении Мэттиса, где он выражает уверенность в том, что две страны «находят общую почву», даже при том, что «существуют области противоречий, где война предоставляет лишь плохие альтернативы, из которых и приходится выбирать» (прямо скажем, не слишком обнадеживающее для Турции заявление, из которого следует что СНС – пусть плохая, но альтернатива для США – В.К.). Более того, еще летом 2017 года Мэттис обещал забрать все тяжелые вооружения у СНС, после того, как победа над «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) будет достигнута.

Проправительственное издание Daily Sabah приводит целый ряд высказываний от 2017 года руководства Пентагона о том, что тяжелое вооружение у СНС будет американцами забираться. И даже приводит выдержку из бюджетного отчета Пентагона, из которого четко следуют оружейные поставки СНС, которые включают: 12 тыс. автоматов Калашникова, 6 тыс. пулеметов, 3,5 тыс. тяжелых пулеметов, 3 тыс. РПГ-7c производства США, 1 тыс. американских гранатометов AT-4 и российских СПГ-9.

Совсем уже сюрреалистичным является предложение Мэттиса, прозвучавшее со слова Джаникли, о том, что США могут заставить СНС воевать … с Рабочей партией Курдистана (РПК). Особенно феерично это смотрится на фоне того, как директор Национальной разведки США Дэниел Коутс 13 февраля этого года предоставил в Конгресс США документ, который четко говорит о том, что СНС – это сирийское крыло РПК, а страничка ЦРУ в Фейсбуке дает им ровно такое же описание.

Официальная же турецкая позиция от этого не претерпела никаких изменений: США прекращает поддержку СНС и «исключает» их из «Сил демократической Сирии» (СДС) и совершенно непонятно, о какой в этом контексте «общей почве» между турками и американцами можно вести речь?

Так что, вряд ли встреча 16 апреля госсекретаря Тиллерсона и министра иностранных дел Чавушоглу ознаменуется сколь-нибудь прорывными заявлениями. Позиции сторон определены четко, единственный вопрос – удастся ли Турции и США развести их чисто «географически»? Проще говоря, продолжит ли Турция настаивать на необходимости продолжения военной операции «Оливковая ветвь» (как можно наблюдать, заметно буксующей в Африне – В.К.) в Манбидже. Но даже это не является решением проблемы, а, скорее, её замораживанием, причем на не слишком продолжительный срок.

52.17MB | MySQL:103 | 0,504sec