Главные уроки Иракской донорской конференции

Завершившаяся недавно Иракская донорская конференция в Кувейте наводит на серьезные размышления относительно стратегического видения международным сообществом и влиятельными игроками процесса послевоенного восстановления и развития этой страны. Ключевой вопрос не в том, что запрошенные иракским правительством финансовые ресурсы в размере 88 млрд долларов на восстановление страны не удалось мобилизовать: по совокупности донорских обязательств узкой группы стран-доноров общий «куш» донорской конференции составил лишь 30 млрд долларов. Причем в виде негарантированных стопроцентно донорских обязательств (softcommitments), да и то на долгосрочный период.

Обращает на себя внимание другое – США остались полностью в стороне от этого процесса и заявили через Госдеп об отсутствии намерения вносить свой финансовый вклад в донорскую конференцию. В стороне остались и другие ключевые западные игроки (Евросоюз ограничился вливаниями в гуманитарный сегмент, но не развитие). В этих условиях основной финансовый удар взяли на себя влиятельные соседи по региону (Кувейт, Турция, Cаудовская Аравия и отчасти Катар), а также международные финансовые институты.

Другим важнейшим вопросом является отсутствие некоего стратегического плана международного сообщества, позволяющего объединить представленные на донорской конференции многочисленные проекты и идеи в единую концепцию, позволяющую привлечь значительные инвестиции в приоритетные сектора со стороны банков, финансовых учреждений и частного сектора. Именно эти игроки обладают сегодня необходимыми финансовыми возможностями и мотиваций, чтобы в короткие сроки оживить иракскую экономику, обеспечить ее устойчивый рост и рабочие места, особенно для городской и сельской молодежи, чтобы таким образом устранить любые попытки реанимации «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) либо похожих террористических образования на хрупкой почве социального неравенства, бедности и хронической нищеты, подпитывающей такого рода радикальные идеологии.

Что касается американского отказа подтверждать новые обязательства на восстановление Ирака, то это прямое следствие предвыборных обещаний президента США Д.Трампа завершить «эру строительства наций». В качестве альтернативного решения, Вашингтон готов содействовать инвестиционным интервенциям частного сектора, а также поработать с партнерами из Залива, прежде всего Саудовской Аравией, чтобы убедить их направить финансовые потоки на иракское восстановление в целях сближения с Багдадом и сокращения шиитского влияния Ирана на его политику. Как видим по итогам донорской конференции в Кувейте, план этот практически сработал. Частный сектор принял активное участие в конференции (2300 компаний), а союзники из региона спасли донорскую конференцию от полного провала, взяв на себя главную финансовую ношу. Однако станет ли донорская помощь арабских соседей весомым аргументов для установления влияния над иракским правительством, в котором доминируют шииты, вопрос весьма спорный.

Что касается американских донорских обязательств. Вопрос неоднозначный, поскольку донорские конференции, как правило, проходят в формате пиар-акций и служат удобной площадкой для различного рода политических сигналов и заявлений. Видимо, именно в этом и заключалась основная задача американской дипломатии – послать соответствующий сигнал международному сообществу об отсутствии намерений тянуть на себе главное бремя финансирования восстановления поствоенного Ирака – мол, дескать, пришло время союзников по коалиции в регионе и частных инвесторов разделить эту ответственность.

На самом же деле, США осуществляют и вероятно продолжат финансировать значительную часть гуманитарных и восстановительных программ в Ираке. Так, по данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), из выделенных на Ирак в 2017 году 1.3 млрд долларов Вашингтон профинансировал 36.5%, а пять доноров в совокупности (США, Германия, Европейская комиссия, Япония и Великобритания) выделили 91% всех ресурсов. Страны Залива здесь вообще не фигурируют.

Вероятнее всего, сигнал кувейтской донорской конференции – в отсутствие намерений Вашингтона вкладываться в следующий, гораздо более дорогостоящий, этап восстановления Ирака в одиночку либо в союзе с другими западными донорами. Данная тенденция, кстати, наблюдается не только на примере Ирака. В Йемене – не без влияния США, обеспеченные страны Залива резко нарастили в последнее время свое финансовое участие, по крайней мере, на словах, в виде заявленных обязательств. На фоне плавного отката донорской политики США в Южном Судане, Евросоюз активизировал свои донорские усилия.

Ряд американских независимых экспертов считают ослабление донорской политики США, апофеозом которого стала кувейтская донорская конференция, стратегическим просчетом, не позволяющим в перспективе обеспечить влияние Вашингтона в Ираке и других конфликтных странах. В частности, по Ираку, размышляет бывший глава американского агентства международного развития (USAID) Джереми Кониндик, отказ США инвестировать в восстановление районов, населенных преимущественно суннитами, может привести к стратегическому поражению интересов сверхдержавы в этой ключевой стране. Одной политической поддержки вкупе с военной помощью может в среднесрочной перспективе оказаться недостаточным. Несмотря на это, cудя по исходящим из Вашингтона сигналам, официальная помощь на цели развития Ираку и другим странам будет и далее сокращаться. Ставка при этом будет делаться на интервенцию американских частных компаний на перспективные и имеющие инвестиционную привлекательность рынки этих стран.

Отмолчался на кувейтской донорской конференции и Китай, предпочитая пиар-акциям конкретные дела. По данным на декабрь 2017 года, китайские государственные компании являются крупнейшим инвесторами в нефтяной сектор Ирака, особенно в плане модернизации и развития иракской нефтяной инфраструктуры. Другой примечательный факт – 60% всего электричества в Багдаде производится китайскими компаниями в Ираке, и в других важнейшим областях – транспортной инфраструктуре и коммуникациях китайская сторона занимает лидирующие позиции в Ираке. Стратегическая цель Пекина также понятна – обеспечить условия для интеграции Ирака как важнейшего звена в амбициозный глобальный инфраструктурный проект «Один пояс – один путь».

Очевидно, что донорская конференция в Кувейте стала неким водоразделом, показавшим новые реалии международной политики в области развития. Одним из главных уроков стало понимание формализма и декларативности заявлений стран-участников конференций такого формата, кардинально отличающихся от их реальных намерений. Тот факт, что США и Китай играли в Кувейте роль статистов, полностью противоречит их реальным планам участия в иракской игре на последующих этапах и их реальным сегодняшним взносам (в том числе финансовым) в иракскую экономику. Другое дело, что ведущие игроки начинают играть по новым правилам и с использованием новых механизмов, превращая донорские конференции если не в пустую формальность, то в красивую пиар-акцию.

52.2MB | MySQL:103 | 0,430sec