Иран: грядут реформы в системе высшего образования

Несколько главных лозунгов прошедшей в Иране недавно серии протестных актций отражали недовольство молодежи такими реалиями сегодняшней жизни в стране как растущая безработица среди молодежи, причем – обладающей дипломами вузов. Цифры демонстрируют резкую диспропорцию – с среднем по стране уровень безработицы колеблется в в границах 12-13%, однако среди молодежи он достигает 40%. Молодежь объясняет это невниманием властей к ее нуждам. Ей кажется, что власть занята другим – военным присутствием в соседних странах, поддержкой союзников в регионе, отличными от ее нужд идеологическими и религиозными программами. Вот почему молодежь и подключилась к демонстрантам, причем очень активно: большинство арестованных участников протестных акций – это молодежь от 18 до 35 лет.

Развернувшаяся в стране общественная дискуссия призвана понять истоки такой ситуации. Ее участники приходят к удивительным, на первый взгляд, результатам. Так, интернет-портал  «Тасним» процитировал ректора Свободного исламского университета Фархада Рахбара, заявившего на заседании попечительского совета этого вуза, прошедшего в провинции Хамадан,  что Иран более не нуждается в таком количестве специалистов, которое выпускают местные университеты. «У нас в стране 47 тысяч студентов обучается на получение третьей, докторской, степени», По словам ректора, его вуз был одним из первых в стране, приступивших к подготовке специалистов по всем степеням, ибо таковым было требование времени. «Мы хорошо справлялись с этой задачей, однако сейчас мы обеспокоены тем, будут ли выпускники обеспечены работой по специальности. Пришло время внести изменения в подготовку специалистов». Другими словами, университеты обязаны включиться в решение таких национальных задач как  трудоустройство и повышение эффективности народного хозяйства. Ф.Рахбар считает, что вуз, одновременно с подготовкой специалистов, должен работать и над созданием новых рабочих мест для своих специалистов.  Если этого не произойдет, вряд ли можно говорить об эффективной работе вузов. Ректор предупредил правительство, что в случае, если оно не сумеет переломить ситуацию в этой сфере, может разразиться кризис. Вероятно, это высказывание ректора крупнейшего иранского вуза может свидетельствовать о том, что проблема трудоустройства специалистов с высшим образованием действительно назрела.

Ф.Рахбар занимал во время каденций предыдущего иранского президента Махмуда Ахмадинежада пост председателя ведомства по организации и планированию, и хорошо знает на практике нужды этой сферы. СМИ высказываются в таком духе, что недавнее избрание Али-Акбара Велаяти на пост руководителя попечительского совета Свободного исламского университета предполагает начало коренных и объемных реформ, первоначально хотя бы на уровне этого вуза. На критическую ситуацию в сфере трудоустройства выпускников вузов обратил недавно внимание и сайт «Эктесад- on line», который привел такие цифры: 204 тысячи обладателей второй и третьей академической степени в сегодняшнем Иране являются безработными. По данным государственной статистики, которые приводят иранские СМИ, около пяти с половиной  миллионов работающих граждан имеют полное или неполное среднее образование, чуть больше трех миллионов имеют степень бакалавра и  миллион трудоустроенных имеют степени магистра или доктора по разным отраслям. При этом  последняя категория характеризуется как раз наибольшим процентом  безработных.

В последнее время об этом многократно писали СМИ, занимающиеся вузовской тематикой  и связанные с университетами.  Как видно, ухудшающаяся в стране экономическая ситуация и связанный с этим рост безработицы, затрагивающий преимущественно молодежь, и в первую очередь – дипломированных специалистов, вынуждает вузовских руководителей ИРИ принимать такие меры как уменьшение приемы в университеты и всерьез озаботиться трудоустройством выпускников, в том числе способствовать созданию новых рабочих мест. Такую расширенную задачу вузов понимает и нынешний президент Хасан Роухани, считающий, что задача вузовской подготовки специалистов гораздо шире, чем обучение и привитие профессиональных навыков. Иранские СМИ писали о том, что при формирования правительства своей нынешней каденции от потребовал у нового министра образования Мохаммада Батхайи, чтобы выпускники полного  12-летнего школьного цикла имели и профессиональные навыки, и не поступив в вузы могли бы без промедления заняться общественно полезным трудом.

Другой вопрос продолжающейся дискуссии о высшем образовании в стране – коррупция на стадии проведения конкурсного отбора в университеты. Ректор Свободного исламского университета утверждает, что при поступление в иранские вузы в стране циркулируют денежные потоки, оценивающиеся в 8 тысяч миллиардов туманов, что равно примерно 2 миллиардам долларов. Вот почему имеются интересанты, которые ни за что не пойдут на его уменьшение или аннулирование, как предлагают сейчас многие в Иране. По данным уже процитированного выше «Тасним», Ф.Рахбар заявил об этом в кулуарах проведения церемонии Дня студента в отделении Свободного университета на западе Тегерана.  Его предложение –вместо одноразового ежегодного конкурса проводить несколько раз в году экзамены и принимать студентов соответственно их оценкам. Однако ректор Свободного университета хорошо понимает, что те, кто заинтересован в циркулировании таких громадных денежных потоков во время проведения конкурса, вряд ли согласятся на  реформы в этой сфере. «Мы бы хотели, чтобы высшее образование в нашей стране вышло на мировой уровень, чтобы из него исчезли такие элементы, которые в мире считаются нерелевантными, вроде конкурса, который порождает коррупцию. Но нам не все подвластно и с этим мы ничего сделать не можем». Как сообщает иранское информагентство ИРНА, с ним согласен и генеральный секретарь Высшего совета образования Ирана Мехди Навидад, который рассматривает структурные изменения в системе высшего образования ИРИ в качестве важного и принципиального приоритета ее перестройки. Изъятие порождающего коррупцию конкурса при вузовском поступлении, считает он, поможет коренным образом перестроить работу вузов. Сходной позиции придерживается и председатель парламентской комиссии по образованию, исследованиям и технологии Мохаммад Захеди, сказавший в интервью газете «Джаван», что в нынешних условиях система приема на основании конкурса в его иранском варианте просто неприемлема.

Важным аспектом недовольства вузовской молодежи являются различные ограничения идеологического характера. Недавно в этом же университете, о котором мы говорим – Свободном исламском, выпущена инструкция из 8 пунктов, усиливающая моральное давление на студентов. Она указывает на необходимость  строго соблюдения исламского дресс-кода, направленного на «охрану целомудрия». Речь идет об обязательном ношении такого атрибута одежды как  хиджаб, а также полного отказа от проведения совместных мероприятий с участием юношей и девушек, запрета на проведение эстрадных концертов  на территории вуза, многих других ограничениях, связанных с жестким соблюдением исламской морали.

Иранские СМИ пишут в последнее время и об усилившемся давлении в местных вузах на общественных активистов, пресечении политической активности. Газета «Джамеэйе фарда», например, сообщила о запрете их участия в любых видах протестных акций. Накануне отмечавшегося Дня студента администрация многих вузов отказала в выступлениях видным иранским политикам Али Шокури-Раду, Ибрагиму Аскари-заде, Мохаммад-Резе Хатами, Мостафе Тадж-заде и др. Кстати, в Иране существует специальный список политиков, которым рекомендовано выступать перед студентами. Все они — фундаменталисты. Как передало радио «Фарда», это тем более странно, учитывая, что в своем выступлении в университете провинции Систан-Белуджистан несколько недель назад президент-либерал Хасан Роухани заявил, что студенты отныне «могут говорить громко и доходчиво обо всем». Вместе с тем, в последние годы  было немало сообщений о вмешательстве администрации в студенческую жизнь, угрозах активистам студенческого движения, нарушении их прав. Многие студенческие организации сталкиваются с серьезными ограничениями в своей деятельности. Это как раз и плодит недовольство молодежи, провоцирует ее на участие в антиправительственных акциях.

52.18MB | MySQL:103 | 0,524sec