Оценки китайских специалистов деятельности подразделений специального назначения НОАК за рубежом

По данным китайских специализированных изданий, начиная с 2015 г. для охраны посольств КНР в Афганистане, Пакистане, Турции, Сирии и других государствах Ближнего Востока были направлены группы, сформированные из военнослужащих отрядов специального назначения НОАК. Сотрудники департамента Дипломатической безопасности Министерства иностранных дел КНР сообщают, что угроза проведения террористических актов в отношении дипломатических представительств находится на высочайшем уровне, что доказывают регулярные информационные циркуляры, распространяемые среди сотрудников представительств китайских компаний, работающих в указанных странах.

Для сравнения следует указать, что безопасность персонала китайских компаний за рубежом обеспечивают иностранные частные охранные компании. Данное обстоятельство обусловлено тем, что граждане КНР, не находящиеся на военной службе, несут уголовную ответственность, в случае если берут в руке холодное/огнестрельное оружие и применяют его. Также, Уголовный кодекс КНР предусматривает уголовное наказание за наемничество.

В случае если, китайские законодатели внесут необходимые поправки в законы о НОАК и Народной вооруженной полиции (НВП), то командование сможет в кратчайшие сроки сформировать соответствующие подразделения частных военных компаний (ЧВК) численностью от 8 до 12 тысяч человек в первом эшелоне (наиболее подготовленные военнослужащие запаса из отрядов спецназа). Личный состав таких ЧВК может быть вооружен легким стрелковым оружием – штурмовые винтовки с подствольными гранатометами, легкими противотанковыми гранатометами калибра 80 мм и другим средствами огневого поражения.

Следует отметить, что в 2017 и 2018 гг. в КНР на широкие экраны  вышло три художественных фильма «Боевые волки 2», «Воздушный охотник» и «Операция «Красное море»» (выпущены при консультационной поддержке советников командующих родов войск НОАК). В первом из художественных произведений экранизирована деятельность сотрудника охранной компании (бывший военнослужащий спецназа), которой спасает граждан КНР, оказавшихся в одной из стран африканского континента, охваченной войной с террористами. Следует отметить, что многие китайские государственные и частные компании понесли серьезный ущерб от того, что многие сотрудники отказались ехать в страны, охваченные вооруженными конфликтами без надлежащей физической охраны.

Во втором и третьем фильмах показана боевая деятельность подразделений ВВС и ВМС НОАК по борьбе с террористической/исламистской угрозой на территории иностранных государств. Необходимо учитывать, что если органы кинематографической цензуры впервые утвердили подобные сценарии, то, скорее всего, высшее военно-политическое руководство КНР не отрицает такой возможности.

В фильме «Воздушный охотник» показана совместная операция истребительной авиации (продемонстрирован процесс подготовки, проведения воздушной операции с привлечением истребительной авиации и самолетов ДРЛОиУ) и отряда спецназа по спасению заложников на территории иностранного государства с одновременными ударами по объектам террористической организации.

В картине «Операция «Красное море»» китайские кинематографисты раскрыли некоторые эпизоды постоянной боевой службы корабельных групп охранения ВМС НОАК в акватории Аденского залива. Очевидно, что киноиндустрия КНР получила государственный заказ на выпуск картин военно-патриотического характера, что указывает на необходимость повышения качества освещения деятельности национальных ВС и формирование определенного общественного мнения.

Как сообщают китайские источники, к настоящему моменту на территории Сирийской Арабской Республики дислоцировано два отряда специального назначения НОАК под условным обозначением «Ночные тигры» и «Снежные барсы» (всего две роты), которые размещаются на территории пункта материально-технического обеспечения «Тартус» ВМФ РФ.

В отношении первого отряда известно, что он составлен из военнослужащих подразделений армейского спецназа «Сумеречные тигры» Западного военного округа (ранее Ланьчжоусккий ВО) и «Северо-восточные тигры» Северного военного округа (ранее Шэньянский ВО). Следует отметить, что в качестве основных задач первого подразделения определено следующее:

–  поиск и блокирование отрядов уйгурских сепаратистов на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, КНР;

– блокирование отрядов исламистов, пересекающих линию государственной границы КНР с территории приграничных республики бывшего СССР и Исламской Республики Афганистан (ИРА).

По данным китайских источников, в процессе обучения военнослужащие отряда «Сумеречных тигров» проходят интенсивную горно-стрелковую подготовку, а также получают навыки стрельбы из снайперских винтовок. Следует отметить, что в борьбе с группами террористов/сепаратистов подразделения спецназа НОАК достаточно активно задействуют снайперов с винтовками калибра 12,7 мм, укомплектованными многорежимными прицелами, позволяющими вести огонь в дневное и ночное время.

Кроме того, именно военнослужащие «Сумеречных тигров» принимают участие в регулярных операциях по ликвидации террористов/исламистов в приграничных районах ИРА, а также оказывают содействие группам ССО ВС США. По данным некоторых источников, командование НОАК ведет переговоры с официальным Кабулом с целью достижения договоренности о расположении передовой оперативной базы для китайского спецназа на территории Афганистана. Подобное размещение позволит более эффективно вести разведку в отношении исламистов.

В отношении «Северо-восточных тигров» известно, что данное подразделение ориентировано на проведение операций в условиях холодного климата горных районов хребта Чанбайшань, который разделяет территорию КНР и КНДР. По данным китайских изданий суровые условия подготовки и повышения требования к маскировке обусловлены тем, что военнослужащие данного подразделения должны действовать на территории сопредельного государства в случае начала вооруженного конфликта между КНДР, РК и США.

Основная причина решения официального Пекина о направлении спецназа в Сирию – необходимость борьбы с отрядами «Восточного Туркестана», которые насчитывают около 2500 боевиков, прошедших подготовку на территории Турецкой Республики. Примечательно, что посол ТР в Китае не отрицает того факта, что уйгурские боевики получают базовые навыки ведения боевых действий именно на территории Турции, при этом указывает, что у турецких специальных служб и военных просто не достаточно сил для пресечения данной подготовки. Кроме Турции, некоторые отряды уйгуров прошли обучение в тренировочных лагерях, расположенных на территории Королевства Саудовская Аравия, Пакистана и ИРА.

По данным китайских специалистов отряды уйгуров, как правило, входят в состав подразделений «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России) и в настоящее время действуют в провинциях Идлиб, Алеппо, а также в пригородах Дамаска. Очевидно, что в таких условиях, основная задача китайского спецназа это ликвидация отрядов уйгурских сепаратистов собственными силами или передача разведывательной информации сирийским военным, которые располагают необходимыми средствами – ствольной/реактивной артиллерией для нанесения ударов по выявленным целям.  Достоверно известно, что президент САР Башар Асад уже выразил благодарность руководству КНР за работу китайского спецназа в борьбе с исламистами.

Китайские специалисты отмечают, что запоздалое развертывание подразделений специального назначения обусловлено тем, что только в 2017 г. в КНР было проведено несколько крупных совместных специальных учений, на которых были отработаны ключевые вопросы подготовки к «сирийской командировке».

Как было указано выше, в составе китайского контингента находится рота из состава штурмового отряда специального назначения НВП КНР «Снежные барсы». Данное подразделение является лучшим в системе «полицейского» спецназа в Китае, поскольку в зоне ответственности находится г.Пекин.

В дополнение к вышесказанному, представляется возможным отметить, что упомянутым подразделениям не хватает транспортных средств для молниеносной переброски сил и выполнения оперативных мероприятий. Вполне вероятно, что в 2018 г. китайские военные перебросят в Сирию несколько новейших средних транспортных вертолетов «Чжи-20», которые оснащены системами обнаружения радиолокационного/лазерного облучения систем наведения ПЗРК,  постановки радиоэлектронных помех и сброса тепловых ловушек (с обеих сторон хвостовой балки). В настоящее время в КНР проводят испытание новая версия вертолета «Чжи-20», который оснащен новой РЛС, расположенной под носовым обтекателем.

62.82MB | MySQL:102 | 0,443sec