О перспективе привлечения Саудовской Аравией пакистанского воинского контингента для участия в боевых действиях в Йемене

Вот уже почти трехлетнее противостояние Саудовской      Аравии и сил движения «Ансар Алла» и их союзников, начавшееся с вмешательства Эр-Рияда во внутренний конфликт в Йемене, никак не приблизило королевство к победе над хоуситами. Ряд чувствительных имиджевых и технических поражений, в том числе непрекращающиеся ракетные обстрелы саудовской территории и рейды йеменских диверсионных групп на приграничные районы, а также, все усиливающееся международное осуждение бомбардировок ВВС Саудовской Аравии гражданской инфраструктуры и населения в Йемене, серьезно подорвали веру саудовского военно-политического руководства в успех, затеянной ими в Йемене, авантюры.

Разумеется, на официальном уровне, пока что, все обстоит прекрасно, во всяком случае, судя по содержанию заявлений правительственных саудовских СМИ. Однако, ряд экспертов полагает, что в Эр-Рияде в полной мере осознали всю мудрость британских высказываний насчет того, стоит, или нет, связываться с Йеменом и Афганистаном. И пытаются найти замену собственным военным, доказавшим, что, увы, несмотря на все, имеющиеся у них современное вооружение, они ни что не годятся. Кроме того, как безнаказанно свирепствовать в воздухе. Хотя и там, им все чаще приходится сталкиваться с неприятными сюрпризами. В качестве альтернативы прорабатываются варианты привлечения контингентов из Латинской Америки, а еще раньше, из Судана и Сенегала, из различных ЧВК, наподобие

Academy. Но, пока, тоже без особых успехов. Реально ввязываться в йеменский конфликт никто не хочет. Одно дело, воевать с воздуха в Ливии, или охранять порт в Адене. И совсем другое – в раскаленных йеменских горах, да еще и с таким противником.

На прошлой неделе турецкое информационное агентство «Анадолу» со ссылкой на высокопоставленный военный источник в Исламабаде, сообщило о возможности развертывания дополнительной тысячи пакистанских военнослужащих в дополнение к тем силам, которые уже находятся на территории Саудовской Аравии в соответствии с условиями договора о безопасности, подписанного между КСА и Пакистаном в 1982 году. Это обсуждалось на встрече генерала Кумара Джавида Баджвы и наследного принца и министра обороны Мухаммеда бен Сальмана. Согласно данным Reuters, на территории королевства в настоящее время находится до 800 граждан Пакистана, занятых охраной исламских святынь. Но они не являются чисто военными.

Последнее по времени решение пакистанских властей, касающееся отправки дополнительного советнического контингента в Саудовскую Аравию, вызвало бурные дебаты и критику, касательно возможного использования пакистанских советников в йеменском конфликте.

Собственно говоря, пакистанские военные достаточно давно служили в армиях арабских стран, включая и Иорданию с Ливией, и Тунис, и КСА, и Египет, в качестве инструкторов и военных советников, даже военных летчиков. Но тут речь идет о другом.  Еще с начала войны в Йемене, Эр-Рияд предпринял весьма значительные усилия, для того чтобы добиться ввода на территорию страны египетского и пакистанского контингентов.  Египет, помня плачевные итоги своего вмешательства в войну в Йемене в 60-е гг. прошлого века, отказался. Пакистанское правительство тоже не смогло получить одобрение парламента страны на военное участие в йеменском конфликте. Парламентарии призвали решить кризис мирным путем и предупредили правительство о недопустимости развертывания пакистанских военных на территории Йемена.

Вслед за озвученным решением увеличить количество пакистанских военных советников, направляемых в Саудовскую Аравию, сенатор Реда Робани, председатель верхней палаты парламента, призвал министра обороны страны объяснить мотивы этого решения.

Сама эта новость была встречена волной критики среди политических партий Пакистана, отмечающих, что национальный совет страны не давал своего одобрения на подобные действия, а значит – они нелегитимны.

Амран Хан, председатель политсовета партии «Инсаф» призвал Исламабад не вмешиваться силой в йеменский конфликт, а способствовать переговорному процессу. Пакистанская Народная партия настаивает на полной огласке причин по отправке военных советников, критикует их как таковые, указывая на то, что «сначала надо было думать об альтернативных вариантах подобного шага».

Член верхней палаты парламента. Фархат Алла Бабир, депутат от правящей Народной партии полагает любое военное вмешательство Пакистана в йеменский конфликт «чувствительным» фактором, который «должен реализовываться с величайшей осторожностью».

Среди критиков также замечены Халджи Адиль, из все той же Народной партии, Хуссейн Хокани, бывший посол Пакистана в США, Ашраф Джугангир Кади, бывший глава военной разведки и ряд других высокопоставленных отставников.

Представители Союза мусульман Пакистана, в том числе и его секретарь, Насир Аббас Джуафари, полагают, что все происходящее в Йемене, есть ни что иное, как «заговор между Саудовской Аравией, Израилем и США против народа этой страны».

В конец концов, под давлением столь масштабной критики, генерал Асеф Гафур, от имени армии Пакистана был вынужден сделать официальное заявление о том, что ВС страны не будут участвовать «в какой-либо операции за пределами Саудовской Аравии», «пакистанские солдаты не пересекут границу Йемена, а все опасения членов парламента и сената на этот счет – безосновательны».

Разумеется, выучка и боевые качества пакистанских военнослужащих гораздо выше, чем у суданских наемников, не раз уже наголову битых хоуситами. И их появление могло бы склонить весы военного противостояния в пользу Саудовской Аравии. Да вот только, подобное решение, пойди на него Исламабад, чревато для Пакистана множеством неблагоприятных последствий, которые перевешивают возможную саудовскую плату, сколь бы щедрой она не была.

Здесь и фактор многоплеменного и многоукладного общества страны, где встречаются течения ислама разного толка, и отношения с Ираном, которые, несмотря на разногласия и некоторые сложности, были, в общем, достаточно хорошими и дружественными. Вмешательство в йеменский конфликт серьезно их расстроит.

Не очень радует и перспектива оказаться причастным к тем преступлениям против мирного населения Йемена, которые уже успела совершить Саудовская Аравия и ее союзники в Йемене.

Ну, и наконец, йеменцы, при всех воинских достоинствах пакистанцев, весьма неудобный, «ершистый» противник, действующий у себя дома. А это значит потери, и потери немалые. Пакистанское общество вряд ли с ними согласится.

Поэтому, как бы не хотелось стратегам в Эр-Рияде привлечь пакистанских военнослужащих к наземным операциям против йеменских хоуситов и их союзных сил, какие бы барыши они не сулили генералам в Исламабаде, вероятность прямого участия пакистанского контингента в йеменского конфликте близка к нулю. Она возможна лишь в формате миротворцев по линии ООН, или альтернативной ей, но это уже совершенно другая история.

52.36MB | MySQL:106 | 0,622sec