Израиль: неизбежная смена руководства в партии МЕРЕЦ

Председатель радикально левой партии МЕРЕЦ Захава Гальон объявила в минувшую среду о том, что она снимает свою кандидатуру на внутрипартийных выборах (праймериз) и не будет баллотироваться снова на пост председателя партии. В этой связи уместно напомнить, что в ноябре прошлого года она ушла в отставку из Кнессета (вместо нее депутатом  стал известный активист радикального левого движения в Израиле Моси Раз), с целью сосредоточиться на укреплении партии и расширении ее рядов. С этой целью Захава Гальон, приложив немалые усилия, добилась изменения в уставе МЕРЕЦа, благодаря которым численность членов партии, имеющих право голоса на внутрипартийных выборах, увеличилась всего за несколько недель на 70% и достигла 31 тысячи.

Захава Гальон обнародовала в связи со своим отказом от борьбы за сохранение за собой места председателя партии МЕРЕЦ заявление для прессы, в котором в частности было сказано: «Я выдвинула свою кандидатуру для того, чтобы еще раз попытаться добиться политического взрыва в левом лагере, в рамках которого к МЕРЕЦ присоединились бы люди из партии Авода (крупнейшая израильская левая партия, заметно сдвинувшаяся за последние месяцы вправо, что вызывало недовольство части ее избирателей – В.Ч.) и из Объединенного (Арабского – В.Ч.) списка (речь, безусловно, идет в первую очередь об избирателях входящей в этот парламентский блок Коммунистической партии, среди которых есть евреи – В.Ч.), и люди из организаций гражданского общества, находящиеся вне партийной системы, которые разделяют мировоззрение МЕРЕЦ, и чтобы вместе мы смогли создать большую левую силу. Но из разговоров, которые у меня были в течение последних недель с членами партии по всей стране, я поняла, что они хотят нового руководства». В этом контексте уместно добавить, что, согласно просочившимся в израильские СМИ отрывочным данным опросов общественного мнения, проведенным среди членов партии  МЕРЕЦ, если бы Захава Гальон не сняла своей кандидатуры, она получила бы на внутрипартийных выборах лишь четвертое место.

В открытом письме, направленном Захавой Гальон членам партии, она добавила, что изменения устава, приведшие к резкому росту числа имеющих право голосовать на внутрипартийных выборах членов МЕРЕЦ, «были огромным успехом, и я не раскаиваюсь в нем ни на мгновение. (…) В течение всей своей политической жизни я боролась за свои принципы и ценности. Я бы сделала все это снова, даже зная заранее, какой будет для меня личная цена. Я в МЕРЕЦ и в РАЦ (радикальная левая партия, основанная в 1973 году. В марте 1992 года объединилась с двумя другими радикальными левыми партиями – МАПАМ и Шинуй, образовав МЕРЕЦ – В.Ч.) с того самого дня, когда я получила избирательное право. Для меня партия – это инструмент для осуществления перемен, а не возможность устроиться на работу. (…) Народный избранник – это посланец общества, который должен бороться за будущее, а не за должность».

Вскоре после заявления Захавы Гальон об отказе от участия во внутрипартийных выборах аналогичное заявление сделал и председатель фракции МЕРЕЦ в Кнессете депутат Илан Гилаон. Он объяснил свое решение серьезным ухудшением состояния его здоровья. Однако на данном этапе Илан Гилаон не намерен отказываться от депутатского мандата и остается председателем парламентской фракции МЕРЕЦ.

Таким образом, речь фактически идет об уходе от лидерстве в партии МЕРЕЦ двух ее лидеров старшего поколения. Захава Гальон родилась в 1956 году в столице советской Литвы Вильнюсе и репатриировалась в Израиль со своими родителями в 1960 году. В Кнессет она впервые была избрана в 1999 году, а пост председателя партии МЕРЕЦ заняла в 2012 году. Илан Гилаон – ее ровесник. Он родился в 1956 году в городе Галац в Румынии и репатриировался в Израиль со своими родителями в 1965 году. В отличие от Захавы Гальон, которая начала свою политическую карьеру в партии РАЦ, относившейся к «новым левым», Илан Гилаон в молодости был членом марксистской сионистской партии МАПАМ, тесно связанной с кибуцным движением. В Кнессет он, как и Захава Гальон, был впервые избран в 1999 году.

Теперь в качестве ведущего кандидата на внутрипартийных выборах в МЕРЕЦ рассматривается депутат Кнессета Тамар Зандберг (родилась в 1976 году в израильском городе Рамат-Ган в семье репатриантов из Польши). Скорее всего она и станет новым лидером партии МЕРЕЦ. Ее основным конкурентом в борьбе за пост председателя этой радикальной левой партии стал теперь Ави Бускила (родился в 1975 году в мошаве Мишмар га-Ярден в семье репатриантов из Марокко), бывший генеральный директор влиятельного внепарламентского радикально левого движения «Шалом ахшав» («Мир сейчас») и активист организаций ЛГТБ.

Часть политических комментаторов, поддерживающих правые партии, отмечают, что перемены, происходящие сейчас в партии МЕРЕЦ, отражают крах левой идеологии как таковой. По их мнению, молодые лидеры и новые члены этой партии готовы отказаться от традиционных идеологических принципов и нон-конформизма ради того, чтобы найти свое место в правящей коалиции. Их, в отличие от Захавы Гальон и Илан Гилаона не пугает возможность сидеть в одном правительстве со столь ненавистными левым радикалам правыми политиками, как лидер теснейшим образом связанной с поселенческим движением религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет, занимающим сейчас пост министра просвещения, и лидер партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман, житель поселения Нокдим в Иудее, который занимает сейчас пост министра обороны. Молодые члены партии МЕРЕЦ видят устойчивый и массовый сдвиг израильского общественного мнения вправо, и они ясно осознают, что у их партии есть только две альтернативы: первая – смириться с постоянным пребыванием в оппозиции с риском не преодолеть когда-нибудь электорального барьера (сейчас у МЕРЕЦ – 5 депутатских мандатов, это самая маленькая фракция в Кнессете, состоящем из 120 депутатов) и вторая – попытаться интегрироваться в правящую коалицию, которую возглавляет Ликуд и в которой однозначно доминируют правые партии. Судя по всему, доминирующей тенденцией в этой левой радикальной партии стало теперь намерение получить хотя бы «синицу в руки». Тем, кто не смирится с этой переменой, видимо, останется лишь место лишенной сколь-нибудь заметного влияния внепарламентской и даже внепартийной оппозиции.

52.19MB | MySQL:103 | 0,478sec