Отмена торгово-экономических санкций США в отношении Судана: первые оценки

Принятое в октябре 2017 года администрацией президента США Д.Трампа решение об отмене большей части американских торгово-экономических санкций в отношении Судана, казалось, сулило  большие бонусы этой стране в различных измерениях. Действительно, сразу вслед за этим решением началось резкое потепление политического климата, и эксперты заговорили о возможностях восстановления дипломатических отношений и полноценного политического диалога Вашингтона с Хартумом. Более оптимистичные прогнозы звучали в контексте восстановления прямых торгово-экономических связей, поскольку отмена санкций ликвидировала торговое эмбарго и позволила разморозить заблокированные финансовые активы Судана в международных банках. В качестве одного из главных мотивирующих факторов такого потепления рассматривалась версия возобновления полноценного экспорта энергоресурсов, прежде всего нефти, из Судана в западные страны, что обещало приток значительных финансовых инвестиций частного сектора в целях модернизации инфраструктуры   нефтедобычи. Эта позитивная динамика с конца 2017 года развивается на фоне контрастно ухудшающегося состояния политических взаимоотношений Вашингтона с Южным Суданом, где на фоне непрекращающегося межкланового конфликта амбициозная цель внешних игроков во главе с США по налаживанию экспорта нефти оказалась по сути проваленной.

Тем не менее, несмотря на первую эйфорию, охватившую экспертное сообщество, каких-либо кардинальных изменений на политическом фронте вокруг Судана на сегодня пока не происходит, хотя предпосылки для восстановления политического диалога по-прежнему весьма высокие и общий политический климат довольно позитивный. Но реальные шаги будут зависеть скорее от серьезных подвижек в гуманитарном кризисе в Дарфуре и гибкости суданских властей в этом чувствительном вопросе, что будет служить барометром восстановления политических контактов в целом. Очевидно, что на этом треке западные доноры ожидают от Хартума большей транспарентности и беспрепятственного доступа международных гуманитарных миссий.

В то же время непосредственно в торгово-экономической сфере стали проявляться первые последствия американского решения об отмене санкций. Нужно сказать, что последствия эти не в пользу суданской экономики, по крайней мере в обозримой перспективе. В частности, после отмены санкций США началась девальвация суданского фунта, которая привела к значительному росту разрыва между официальным курсом местной валюты и ее стоимости на черном рынке, и таким образом способствовала росту продовольственных цен в стране начиная с ноября-декабря 2017 года.

Правительство без промедления приняло срочные контрмеры с целью выравнивания курсов на официальном и черном рынках, впервые отменив фиксированную ставку национальной валюты и пустив ее в свободное плавание —  в итоге официальный курс в 6.6 фунтов за доллар США вырос сразу втрое и достиг 18 (при этом на черном рынке курс доллара уже достиг 28 фунтов). Примечательно, что на фоне слабеющего в мировой валютной корзине доллара в последние месяцы, девальвация курса фунта по отношению к другим конвертируемым валютам, особенно евро, оказалась еще сильнее. В итоге, финансовых резервов и возможностей Хартума оказалось недостаточно, чтобы контролировать ситуацию и доверие бизнеса оказалось подорвано, а импортные издержки еще более возросли. Как прямое следствие происходящего цены на зерновые и другие продовольственные товары увеличились в диапазоне 20-50% с октября по декабрь 2017 года и достигли своих рекордных отметок в начале нынешнего года. В частности, подорожала импортируемая в основном пшеница (она потребляется преимущественно в Хартуме и других крупных городах), а также мука, хлеб, мясо и сахар. Средняя годовая продовольственная инфляция по итогам 2017 г. составила 37%.

Другим катализатором роста продовольственных цен в Судане стало последовавшее вслед за отменой американских санкций решение правительства Судана об отмене субсидий на импорт пшеницы. Это решение, принятое в начале января 2018 года, спровоцировало дальнейший рост цен на пшеницу и хлебобулочные изделия. Решение было принято в рамках масштабной экономической реформы, проводимой правительством Судана по рекомендации Международного валютного фонда. В итоге, в новом сбалансированном бюджете страны на 2018 год были де-факто отменены механизмы, предусматривающие адресную субсидированную поддержку и преференциальный доступ местных мукомольных компаний к пшенице (основная часть которой импортируется из-за рубежа). В рамках ранее действовавшей системы, мукомольные компании централизованно поставляли по субсидированной, заниженной цене производимую муку в пекарни, которые в свою очередь продавали хлеб населению по фиксированной цене. С ликвидацией этого механизма цены на муку увеличились почти втрое – с 167 до 450 суданских фунтов за 50 кг, а цены на батон хлеба вдвое – с 0.5 до 1 суданского фунта.

На фоне природных катаклизм и неблагоприятных климатических условий в 2017 году (засуха), что привело к сокращению посевных площадей и переориентации фермеров с зерновых на более рентабельные культуры, местное производство не смогло компенсировать издержки, возникшие вследствие изменений в импортной политике и удорожания импортируемой зерновой продукции. Более того, местное производство зерновых еще более сократилось.

Таким образом, в краткосрочной перспективе отмена американских торгово-экономических санкций не сулит каких-либо очевидных бонусов суданской экономике. Более того, в контексте продовольственной безопасности и продовольственного обеспечения Судана она, скорее, несет негативные последствия. Рост продовольственных цен может породить социальную нестабильность и недовольство, что в отсутствие устойчивых механизмов социальной защиты порождает внутриполитический кризис. Начавшаяся имплементация пакета экономических реформ МВФ также грозит оказаться довольно болезненным процессом, который может ударить по потребительской способности населения, особенно в Дарфуре и других неблагополучных регионах с высокой концентрацией беженцев и внутренне перемещенных лиц, где проблема гуманитарного кризиса крайне актуальна.

52.19MB | MySQL:103 | 0,466sec