О планах сохранения военного присутствия США в Сирии и ответных действиях России

На днях в Конгресс представлен проект бюджета США на 2019 год. Позабыв о своих предвыборных обещаниях, президент Дональд Трамп безжалостно режет социальные программы, одновременно увеличивая расходы Пентагона. Всего бюджетный запрос администрации президента на военные нужды составляет 716 млрд долл., из них на базовые расходы – 617 млрд долл. А особой статьей расходов – 69 млрд долл. – идет «продолжение военных операций» в Афганистане, Ираке, Сирии, Йемене, Сомали и других странах. При этом расходы на миротворческую деятельность в бюджете резко сокращены. На поддержку «сирийской оппозиции» под предлогом борьбы с терроризмом Пентагон запросил 550 млн долл., из них 300 млн долл. на подготовку и оснащение проамерикански настроенных оппозиционных группировок, а оставшиеся 250 млн долл. – на обеспечение безопасности границ подконтрольных США территорий Сирии. Таким образом, нынешний запрос оставляет в силе нынешний тренд Вашингтона на присутствие в Сирии  на неопределенно длительный срок, о чем собственно давно говорил российский МИД. В данном случае американцы использовали очень универсальный повод для своего пребывания в Сирии и Ираке — это жупел возрождения «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и продолжение борьбы с его остатками. При этом ни о каких крупных операциях против сторонников ИГ (а по данным Пентагона, применительно  в Сирии они сейчас дислоцируются в двух основных «карманах»: по границе с Ираком от Дейр эз- Зора восточнее Евфрата, и западнее Евфрата по направлению к Пальмире, речи не идет в принципе. При этом, если применительно к второму случаю американцы еще могут мотивировать отсутствие всяческой военной деятельности в отношении этого анклава ИГ  тем, что она находится в зоне ответственности Дамаска и Москвы, то в первом  их бездействие в общем-то никакого логического объяснения не имеет. Эта их зона ответственности.  В принципе в этом нет ничего удивительного, поскольку главной и основном задачей американцев в Сирии  (и Ираке) является  собственно не борьба с ИГ (там в общем-то бороться особо уже не с кем, и соответствующие разведданные США в общем-то просто подгоняются под генеральную концепцию действий Вашингтона на сирийском направлении), а сдерживание усиления влияния Москвы и Тегерана. США считают, что Иран по-прежнему представляет главную угрозу американским интересам на Ближнем Востоке. Об этом заявил во вторник глава Центрального командования ВС США (СЕНТКОМ) генерал Джозеф Вотел, в зону оперативной ответственности которого входит Ближний Восток, Восточная Африка и Центральная Азия. «Иран остается главной угрозой интересам и партнерствам США в зоне ответственности СЕНТКОМ, — сказал он, выступая на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США. — Соперничество между Ираном и Саудовской Аравией за влияние в регионе создает множество дилемм по всему Ближнему Востоку: от поддержки Ираном хоуситов в Йемене до попыток Эр-Рияда снизить значимость [шиитской партии] «Хизбалла» в Ливане». Иран стремится «создать с помощью политических союзников в Ираке, Сирии и Ливане дугу влияния на Ближнем Востоке»,  — полагает генерал. «Пути решения проблем в регионе и развития там отношений со странами мы рассматриваем через призму противодействия Ирану», — отметил он. По словам Вотела, с Ираном «пытается установить связи по разным направлениям Россия». «Будучи историческими противниками, Москва и Тегеран разделяют интересы в регионе, что включает и стремление оттеснить в сторону или даже вытеснить США из региона, — считает он. — Как Россия, так и Иран пытается поддержать жестокий режим в Сирии, ограничить военное влияние США в Афганистане, внести раскол в стратегическое партнерство США с Турцией». Насчет «пытается» — это генерал выдает желаемое за действительное, поскольку такое взаимодействие уже давно установлено и работает, что собственно видно по военному прогрессу в Сирии. Но эта оговорка в принципе очень интересна, поскольку  четко перекликается с аналогичными выкладками некоторых российских политологов, которые очень активно пытаются внедрить мысль, о том, что Иран де ведет самостоятельную партию в Сирии, которая противоречит глобально российскому видению проблемы. В том числе и в рамках превращения Сирии в некое подобие исламского государства. Эти версии в общем-то абсурдны, поскольку намерение создать шиитскую теократию в стране, где сами шииты составляют около 20 процентов населения, абсурдно в принципе. И в Тегеране сидят не дураки, это надо также понимать и не углубляться в примитивные схемы анализа. Естественно, что у Москвы и Тегерана имеются собственные интересы в регионе, они далеко не всегда совпадают, но говорить   о каких-то глубинных противоречиях в данном случае излишне по причине того, что сейчас и на среднесрочную перспективу совпадает главный интерес Москвы и Тегерана на сирийском направлении. Это нивелирование в значительной и определяющей части суннитского исламистского сопротивления, которое патронирует КСА. Если более глобально, то Тегеран останется в ранге одного из ключевых союзников России и по вопросу акцентирования американцами темы «иранского врага» и попыток подвергнуть ревизии сделку по ИЯП, если перейти на официальную терминологию. В этой ситуации Тегерану принципиально важно иметь альтернативный полюс силы в лице России. Снова обратимся к Вотелу. В том же выступлении  генерал также утверждал, что «отмена санкций ООН [в отношении Тегерана] в связи с достигнутыми договоренностями о Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД) открыла для Ирана путь для того, чтобы снова подать заявку на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества». Вот  собственно такое сдерживание России и Ирана и является основной целью США, что приведенные выше выкладки к запрашиваемым бюджетным расходам только подтверждают.

К подготовке подконтрольных себе боевиков американцы планируют подойти со всей серьезностью. На 300 млн долл. планируется поставить 25 тыс. штук АК, 15 млн патронов к ним, а также зенитно-ракетные комплексы. Кроме этого, инструкторами Пентагона планируется продолжать подготовку бойцов курдских отрядов и других подконтрольных группировок. Помимо прочего, это означает начало активного функционирования старых логистических цепочек закупки через подставные американские компании и саудовских военных оружия «советских типов» в Болгарии, Украине и Азербайджане. При этом Балканы в этом ключе отходят на второй плана, поскольку США недавно наложили санкции на основных оружейных торговцев этого региона (прежде всего Тесича), которые ранее участвовали в этих схемах. Но американцы полагают, что эти же схемы используют и российские посредники для закупки оружия для ливийцев, и по этой причине от этого канала видимо отказались. Таким образом, визит на днях в Эр-Рияд по приглашению наследного принца и министра обороны КСА Мухаммеда бен Сальмана внушительной делегации руководителей силового блока Азербайджана надо полагать знаковым и предтечей новой фазы массированной переправки оружия через азербайджанский коридор в КСА и ОАЭ, и затем в Сирию. Причем ОАЭ напрямую закупает такое оружие в Белоруссии. То есть примерно также, как это делалось теми же американцами в период 2014-2017 гг.,  рамках операции ЦРУ. Только теперь этим будет заниматься Пентагон. В дополнение к этому через «Фонд экономического содействия и развития» Госдепартамента США планируется привлечь 130 млн долл. на стабилизацию обстановки в освобожденных от ИГ районов, однако в основном эти деньги пойдут на формирование местных органов власти, «альтернативных» сирийскому правительству. Ответственность за эту деятельность возлагается опять же на Пентагон, с опорой на 1800 американских военнослужащих. В этой связи надо четко понимать, на какие цели собственно предполагается потратить запрошенные финансы. Это создание той самой «пограничной гвардии», о которой американские военные на высоком уровне сказали, хорошо не подумав, примерно месяц назад, и в результате получили военную операцию турецкой армии в Африне. Отметим, что число закупаемых АК в принципе сопоставимо с заявленными американским военными предполагаемой численности  этой самой гвардии. Тогда чиновники Пентагона говорили о 30 тысячах, из которых пока с разной степенью интенсивности проходят тренировку только 250 человек. И большого притока «добровольцев» из числа местных суннитов (а именно они должны составить основной костяк будущего формирования) пока не наблюдается. По той причине, что они выжидают и смотрят, чем закончится противостояние в тех же Восточной Гуте и Идлибе. Причем успех в первой надо рассматривать как предтечу практически автоматического успеха во втором. «Автоматического» не потому, что в Идлибе исламисты слабее с точки зрения своего боевого потенциала, а потому, что после успеха в Восточной Гуте, как и после успеха в свое в время в Восточном Алеппо, произойдет очередная трансформация в умах не только еще колеблющихся сирийских суннитов, но и в головах значительной части зарубежных спонсоров сирийского сопротивления.   Отсюда и такая степень ожесточенности дипломатических баталий по вопросу Восточной Гуты, которые инициировали прежде всего США. Они прекрасно себе отдают отчет в том, что падение Восточной Гуты приводит к переносу основных очагов противостояния уже непосредственно в зону их нынешнего контроля восточнее Евфрата. И продолжающиеся рейды проправительственных ополченцев в эту зону, несмотря на первую неудачу, иллюзий  у них на этот счет не вызывают. Если взять совсем схематично, то запрашиваемые Д.Трампом финансы должны пойти прежде всего на подкуп местной племенной элиты и вооружения ее милиций. Собственно те самые 130 млн долларов на «стабилизацию» — это и есть чистая статья расходов на эти цели, поскольку никаких дорог или больниц американцы восточнее Евфрата (а на этот сектор направлены их основные усилия) строить не собираются. Они вообще планируют перевести  местных лояльных суннитов на самофинансирование (по примеру ИГ), и ровно с этой целью они так стараются не потерять контроль над местными нефтяными полями и соответствующий инфраструктурой. В данном случае есть попытка реализовать сделку «лояльность в обмен на нефть». Этот момент в Пентагоне полагают основным в рамках завоевания симпатий местных суннитов. И курдов, которые сейчас контролируют эти поля, безусловно планируются выводить из этих районов чисто суннитского проживания в традиционные для них ареалы на севере Сирии. Присутствие там курдских отрядов является постоянным источником напряжения между суннитами и курдами, что не отвечает концепции Вашингтона о создании восточнее Евфрата стабильной для себя территории. Если угодно некого курда-суннитского гибридного государственного и альтернативного от Дамаска образования. То, что курды еще находятся в этих традиционно враждебных для себя местах, свидетельствует только о том, что их суннитская замена еще не готова. И в настоящее время вопрос, будет ли она создана по американским планам, еще открыт. Это диктует применение и Россией, и Ираном жестких скоординированных мер противодействия на ряде направлений.  К ним надо отнести прежде всего затягивание различными способами ввязывания турок в антикурдскую активность на севере Сирии с перенацеливанием их на направление Манбиджа. Это помимо оттягивания курдских отрядов из регионов восточнее Евфрата очень серьезно осложняет планы США по развитию и подготовке подконтрольных себе структур из числа местных суннитов. Таким образом, всяческое стимулирования  кризиса в американо-турецких отношениях является одной из главных задач по срыву планов американцев на сирийском направлении. Второй момент — необходимо не останавливаться в рамках попыток суннитского ополчения совершать рейды вглубь районов восточнее Евфрата с целью закрепится там. Эта практика должна быть постоянной и идти по нарастающей, в том числе и через усиления координации с местной элитой в рамках стимулирования их анткурдских настроений. Важным аспектом срыва планов Пентагона является и момент выхода шиитских иракских формирований на границу между Ираком и Сирией, что случилось опять же во многом благодаря уходу курдских отрядов на защиту Африна и Манбиджа.

Применительно к сирийской ситуации необходимо рассматривать и соответствующую, явно инспирированную Ираном, антиамериканскую активность в Ираке на правительственном уровне. Совет представителей (парламент) Ирака потребовал в четверг от премьер-министра Хейдара аль-Абади обозначить сроки для вывода всех иностранных сил из страны. Об этом сообщил телеканал «Аль-Хадас».  По его данным, парламентарии потребуют от правительства раскрыть точное число размещенных в Ираке американских военнослужащих и их задачи после завершения кампании против ИГ. Как заявил в свою очередь депутат из «Государство закона» Мухаммед Саадун ас-Сейхуд, Багдад «не примет существование баз США в Ираке под любым предлогом и именем». Решение о размещении иностранных сил, в том числе США, должно быть одобрено парламентом и правительством, убежден политик, в противном случае это является нарушением суверенитета республики. В этой связи постоянное давление на правительство Ирака со стороны законодательных органов, в котором и после предстоящих выборов будут превалировать проиранские силы, должно  только нарастать. Если американцы пусть и не уйдут из Ирака полностью, но будут вынуждены сильно лимитировать свое присутствие там, то это самым положительным образом скажется и на сирийском направлении, а также предельно затруднит реализацию нынешних планов Вашингтона.

62.86MB | MySQL:102 | 0,484sec