Реакция Ирана на ситуацию в Восточной Гуте

Восточная Гута один из пригородов Дамаска, где проживает 400 000 жителей. Поскольку район расположен недалеко от центра сирийской столицы, он имеет большое стратегическое значение для всех сторон конфликта. Иранский эксперт по Ближнему Востоку Масуд Асадоллахи на своем канале в Телеграм, написал, что 15 ноября 2017 года семь месяцев перемирия в Сирии, которое является достижением переговоров в Астане, было нарушено группами «Джейш аль-Ислам», «Фейлак ар-Рахман» и «Ахрар аш-Шам», которые напали на государственное учреждение в районе Восточная Гута в городе Хараста. Сирийские вооруженные силы предприняли ответные действия. Вооруженные группы обстреляли из  минометов и ракетами ближнего действия рад районов Дамаска и его пригородов, в результате чего погибло несколько гражданских лиц. Около двух месяцев продолжались бои, к 15 января 2018 года армия подавила сопротивление, но мир продлился недолго.

4 февраля в Восточной Гуте началась специальная операция правительственных сил Сирии при поддержке российских ВКС против обосновавшихся здесь боевиков. Террористы возобновили минометные обстрелы жилых районов Дамаска, в результате которых погибли более 300 человек, около двух с половиной тысяч были ранены  (данные не точные в связи с невозможностью провести реальный подсчет жертв).

 

Как известно, Исламская Республика Иран является главным союзником Сирии и России, а также одним из гарантов соблюдения мира и посредников на переговорах в Астане. Об участие иранских военных в боях в Восточной Гуте информации нет но Иран всячески выражает поддержку своим союзникам.

Министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф прокомментировал ситуацию в Восточной Гуте и резолюцию Совета Безопасности ООН  следующим образом: «Мы всегда хотели реализовать астанинские договоренности о снижении напряженности в Сирии. Террористические группы и деструктивная политика США создают долгосрочную напряженность в регионе. Крайне важно вернуться к политике снижения напряженности и прекратить поддерживать движение некоторых террористических групп, таких как «Джебхат ан-Нусра».

После мероприятия, посвященного ирано-иракской войне в Тегеране 25 февраля, начальник Генерального штаба ВС ИРИ Мохаммад Багери в интервью журналистам прокомментировал события в Восточной Гуте. Накануне СБ ООН принял резолюцию о 30-дневном прекращении огня в Сирии. Он отметил, что резолюция СБ ООН была принята благодаря усилиям «сирийского правительства и его друзей», в том числе, Ирана и России. Он сказал, что «на этот раз, как и в прошлом, те, кто не хочет безопасности и спокойствия в Сирии, призвали к прекращению огня для поддержки террористов, когда они заметили, что сирийская армия собирается очистить пригороды Дамаска от боевиков».  М.Багери сообщил, что резолюция была сформулирована так, что борьба с признанными террористическими группами, такими как «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России), будет продолжаться.

Подчеркнув, что Сирии и Иран останутся приверженными резолюции, предложенной Кувейтом и Швецией, Багери сказал: «Части пригорода Дамаска, находящиеся в распоряжении террористов, не подлежат прекращению огня, и очистка будет продолжаться». По его словам, за последние несколько дней по Дамаску было выпущено около 1200 снарядов.

Советник спикера иранского парламента Хоссейн Амир Абдоллахиан сказал, что «напряженность в Восточной Гуте со стороны террористов усилилась в соответствии с израильским замыслом, чтобы отвлечь внимание сирийской армии от трансграничных атак Тель-Авива». Об этом он заявил  в интервью агентству «Фарс», сказав, что «израильские официальные лица приказали своим аффилированным террористам, «Джебхат ан-Нусре» разжечь беспорядки на окраине Дамаска, чтобы сирийские официальные лица оказались слишком заняты, чтобы реагировать на израильскую агрессию против своей страны».

По его словам, «Израиль не ожидал сокрушительной реакции сирийской армии против террористов «Джебхат ан-Нусры» и добавил, что «когда Израиль и США стали свидетелями тяжелых условий для террористов в регионе, они прибегли к ООН и потребовали прекращения огня, чтобы спасти боевиков из Восточной Гуты».

Амир Абдоллахиан подчеркнул, что «сирийское правительство приняло решение содействовать возвращению беженцев и укрепить политический процесс в стране, продолжая операцию по зачистке региона от террористов, а также решительно ответить на любую израильскую агрессию».

Свой комментарий о событиях в пригороде Дамаска британскому агентству ВВС в Лондоне дал заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи. Он сказал, что его страна находится в контакте с Сирией, Россией и Турцией, чтобы положить конец гуманитарному кризису в Восточной Гуте.

А.Аракчи заявил, что Иран не верит в военное решение сирийского кризиса. Заместитель министра  описал ситуацию в Сирии как «очень сложную» и сказал, что «ужас войны распространяется по всему региону». Он отметил, что присутствие Ирана в Сирии не преследует цель создавать новый фронт против Израиля, а лишь борьбу с терроризмом. Это заявление прозвучало на фоне обвинений Израиля в адрес Ирана после того, как израильские силы ПВО сбили беспилотный летательный аппарат, который, по их мнению, является иранским. Замминистра подчеркнул, что БПЛА принадлежал сирийским ВВС.

 

Иранский эксперт по вопросам Западной Азии Масуд Асадоллахи в интервью ghatreh.com отмечает другой аспект последних по времени событий – информационную войну. После того, как сирийская армия начала успешную операцию в Восточной Гуте все западные и арабские СМИ начали активную пропаганду против сирийского правительства и Башара Асада, в то время, как Турция продолжает свою операцию в районе Африн против курдов. Однако, те же западные и арабские СМИ не осуждают действия Анкары, а Совет Безопасности ООН не предпринял никаких действий для прекращения преступлений против мирного курдского населения. Это свидетельствует о дискриминационной и двойственной позиции Запада и их союзников.

По словам М.Асадоллахи, «за последние семь лет конфликта район Восточная Гута периодически переходил под контроль то правительства, то террористов». Очередная крупномасштабная операция стала возможной после успешно проведенных военных действий сирийской армии в провинциях Хама и Идлиб, в результате которых удалось очистить от террористов большую территорию. Освобождение военного аэропорта Абу-Духур в восточной части провинции Идлиб, крупнейшего сирийского военного аэропорта на севере, заставило террористические группы перейти в нападение на Дамаск, пока правительственные силы заняты в других провинциях. Но с конца февраля минометные и ракетные удары по Дамаску усилились как по числу, так и по географическим масштабам.

Эксперт также отмечает, что после освобождения Алеппо Иран и его союзники («Хизбалла», силы ополчения «Фатимиюн», «Зейнабиюн» и «Хамидиюн») не принимают участия ни в каких военных действиях, в том числе и в Восточной Гуте.

 

Как пишет «рупор» КСИР агентство «Фарс,» в Восточной Гуте имеет место противостояние Дамаска и Вашингтона на политическом, военном и информационном полях. Иран считает, что именно американцы спровоцировали новые столкновения своими действиями на протяжении прошлого месяца. Так, США объявили о создании американских военных баз, которые будут находиться в Сирии до достижения политического решения, поддерживаемые Вашингтоном силы нанесли удары по российским базам в Хмеймиме и Тартусе, был сбит российский штурмовик Су-25. После Конгресса сирийского национального диалога в Сочи, США считают, что Россия стала на шаг ближе к тому, чтобы играть ключевую роль в политическом урегулировании сирийского конфликта.

Освобождение Восточной Гуты ликвидирует угрозу для Дамаска, но не положит конец войне в стране. Боевики продолжают передислоцироваться из одной провинции в другую, формировать новые группировки и коалиции. Резолюция о 30-дневном перемирии в своем первоначальном виде позволила бы боевикам восстановить свои силы и продолжить борьбу. Таким образом спонсоры террористических групп неоднократно выигрывали время для мобилизации сил. Однако, благодаря союзнику и постоянному члену Совета безопасности – России, Сирия добилась возможности продолжать операцию против террористических групп. Иран и Россия вновь проявили себя как надежные союзники Сирии не только на поле боя, но и на дипломатической арене.

Вместе с тем, исходя из заявлений иранских чиновников, в которых Иран позиционирует себя в качестве субъекта противостояния в Сирии, в частности в Восточной Гуте, Тегеран вовлечен в конфликт и на военном уровне, вопреки официальной версии.

52.2MB | MySQL:103 | 0,478sec