Ближний Восток в приоритетах гуманитарного призыва ФАО в 2018 году

Опубликованный накануне новый гуманитарный призыв Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) на 2018 год ставит целью мобилизовать с помощью международного донорского сообщества  1.06 млрд долларов США на оказание содействия 26 странам с охватом более 30 млн бенефициаров. Это содействие планируется оказать населению в сельских районах, для которых устойчивое аграрное производство является главным источником занятости и дохода. Фокус усилий будет на предотвращении дальнейшего роста голодающих под воздействием вооруженных конфликтов и климатических изменений (в течение 2017 года их общее число выросло на 39 млн человек).

Анализ предлагаемого ФАО гуманитарного плана показывает, что регион Ближнего Востока и Северной Африки находится в приоритетах: из списка т.н. «фокусных» стран, в которых ФАО намерена осуществить свои гуманитарные интервенции, большая часть усилий Организации будет сконцентрирована на программах содействия Йемену (5.7 млн бенефициаров), Cирии (2.3 млн бенефициаров), а также Ираку, Афганистану, Ливану, Ливии и пр. На втором месте – африканские страны во главе с Демократической Республикой Конго, Южным Суданом и Сомали.

Показательно, что 70-80% всех бенефициаров, испытывающих нехватку продовольствия в мире, проживают в аграрных районах и рассчитывают на сельское хозяйство в широком смысле (включая рыболовство, животноводство и лесное хозяйство) в качестве основного источника дохода. Помимо этого, по статистике ФАО 10 из 13 крупнейших продовольственных кризисов в мире спровоцированы вооруженными конфликтами. Ближний Восток и Северная Африка – наиболее наглядное тому подтверждение. По этом причине, роль гуманитарных интервенций с аграрного угла, нацеленных на обеспечение продовольственной безопасности всего региона, весьма велика. Основные интервенции ФАО в сфере гуманитарного содействия и укрепления устойчивости местных общин в 2018 году будут сконцентрированы на следующих пяти векторах.

Первое. Содействие росту аграрного производства и производительности, позволяющему малым и средним хозяйствам не только гарантировать самообеспеченность продовольствием, но и генерировать доход от его продажи на местных или региональных рынках. Для реализации этой задачи ФАО помогает наладить местное производство и распространение высококачественных и устойчивых к климатическим шокам семян, особенно зерновых, зернобобовых и овощей – для быстрого восстановления производства продовольствия. Например, в течение 2017 года гуманитарные интервенции ФАО помогли восстановить производство злаков в четырех крупнейших кризисных странах, стоявших на пороге голода – Йемене, Южном Судане, Сомали и Нигерии. Более 6 млн человек получили помощь на эти цели. Более долгосрочные программы помощи ФАО реализует в Сирии, где восстановление доступа к водным ресурсам через реконструкцию ирригационных каналов помогло наладить аграрное производство. Например, только благодаря одному проекту в сирийской провинции Хомс за 2017 год более 240 тысяч человек смогли улучшить свою продовольственную безопасность и увеличить в четыре раза объемы производства по сравнению с предыдущими годами конфликта.

Второе. Поддержка рыбного производства. Суть этой программы заключается в адресном содействии местных общин, проживающих в прибрежных регионах и специализирующихся на добыче, обработке и производстве рыбы и морепродуктов. Перспективность этой интервенции по-прежнему остается недооцененной, ведь рыбная продукция служит не только ценным источником протеина и питания, но и может являться важным источником извлечения дохода. Роль ФАО заключается во внедрении обучающих программ и передовых практик, а также в предоставлении дорогостоящего оборудования для ловли рыбы и производства рыбной продукции, а также помощи в восстановлении рыболовецких лодок. Такого рода программы имеют перспективы во многих странах ближневосточного региона. Например, в Ливии, Йемене, Сомали и пр.

Третье. Поддержка животноводства. Данное направление является комплексным и имеет целый ряд взаимосвязанных, интегрированных программ. В частности, это лечение животных и проведение массовых кампаний по их вакцинации для предотвращения распространения опасных инфекционных заболеваний, в том числе передающихся человеку. В условиях вооруженного конфликта, когда централизованные системы ветеринарного контроля и лечения оказываются разрушенными, угроза массовых эпидемий заболеваний животных становится как никогда актуальной. В ряде стран, как например, Cомали или Афганистане, где животноводство служит одним из важнейших источником дохода, питания и даже экспорта, такая ситуация может подорвать не только национальную продовольственную безопасность, но и экономическую. В рамках гуманитарной программы содействия четырем самым кризисным странам, которые в 2017 году стояли на пороге голода (Йемен, Южный Судан, Сомали и Нигерия), ФАО оказала содействие в ветеринарной помощи поголовью в 43 млн голов (преимущественно, коровы, козы и верблюды). Эффект от этой программы был колоссальный – миллионы кочевых животноводов и семей смогли обеспечить себя критически важным продовольствием от животноводческого сектора. Поскольку для кочевых животноводческих хозяйств в аридных зонах это, действительно, единственный источник продовольствия, значение таких программ ФАО трудно переоценить. Например, в Сомали 0.4 литра козьего молока в день (примерно такой объем в среднем может производить одно животное) может сохранить жизнь матери и ее ребенка. Другим важным направлением в рамках поддержки животноводства является реализация программ обучения и подготовки специалистов в области животноводства и ухода за животными на базе местных коммун. Такие программы наиболее востребованы среди уязвимых внутренне перемещенных лиц, помогая им встать на путь устойчивого развития.  Например, в Йемене ФАО помогает адресной бесплатной раздачей овец и коз самым уязвимым внутренне перемещенным в результате конфликта семьям. Кроме того, ФАО поддерживает создание мобильных ветеринарных клиник для срочного содействия в удаленных от основных коммуникаций провинциях в различных странах. Такая модель ориентирована в основном на бедные хозяйства, которые не в состоянии пользоваться услугами частных ветеринарных клиник.

Четвертое. Внедрение различных программ ваучеров и денежных переводов. Такие программы ФАО самого широкого профиля применяются активно в странах Ближнего Востока и хорошо интегрированы в местную ментальность и условия, в том числе с учетом развитости банковских услуг и мобильной связи (гораздо хуже такие программы адаптированы, скажем, к африканским странам южнее Сахары). В зависимости от потребностей и условий, программы ваучеров/денежных переводов могут предоставляться безвозмездно либо с определенными условиями (в обмен на труд, в обмен на социальные работы в коммуне, в обмен на образование, вакцинацию и пр.). Экономический эффект от таких ваучеров для местных производителей также высок – зачастую эти программы привязаны к закупке продовольствия у определенной категории местных фермерских хозяйств (как правило, малоимущих либо возглавляемых женщинами), что заодно стимулирует местное производство и косвенно помогает бедным аграрным хозяйствам. Только в плане прямых денежных переводов (cash programmes), более 2 млн человек в мире получили содействие по линии ФАО (из 42 млн бенефициаров, получивших в глобальном масштабе такого рода содействие). Нужно отметить, что такая помощь выделяется точечно – самым нуждающимся. Важно, что все выделяемые по линии проектов денежных переводов финансовые инвестиции предполагают их целевое использование в плане закупки оборудования, семян, животных и пр., конечной целью которого является увеличение производительности и устойчивости хозяйств.

Пятое. Координация в рамках кластера продовольственной безопасности ООН. Это информационно-аналитическая работа в целях обеспечения синхронизации усилий различных партнеров в этой области, проведение регулярного мониторинга продовольственной ситуации и оценок потребностей в сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности. Данная функция крайне важна для упреждения продовольственных кризисов и голода, и ее востребованность в регионе Ближнего Востока будет наиболее высокой. Дело в том, что именно в странах с вооруженными конфликтами прогнозирование рисков возникновения голода и быстрое реагирование на эти риски является наиболее сложной задачей. В прошлом году, благодаря скоординированным действиям в рамках продовольственного кластера в целом работа была плодотворной. В частности, негативные тенденции в Южном Судане и других критических странах удалось несколько развернуть. В нынешнем году важность этой функции в регионе Ближнего Востока с учетом растущей напряженности и нового витка конфликтов и насилия, будет столь же высока.

52.19MB | MySQL:103 | 0,636sec