Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 26

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха — раздела «Внешняя политика» и, в частности, турецко-сирийских отношений. Напомним, что закончили мы на операции, проведенной вооруженными силами Турции в Синджаре и в Карачоке. Невзирая на, вроде как, альянс между Турцией и Россией, МИД РФ охарактеризовал операцию, как недопустимую.

Очередной визит президента Р.Т.Эрдогана в Россию состоялся 3 мая. В рамках визита обсуждались региональные вопросы и, прежде всего, ситуация в Сирии. В ходе поездки президента Р.Т.Эрдогана сопровождали помощник премьер-министра Мехмет Шимшек, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак, министр экономики Нихат Зейбекчи, министр обороны Фикри Ышык и начальник Генерального штаба Хулуси Акар (иными словами, получается, что президента в поездке сопровождала заметная часть кабинета министров – В.К.).

4 мая состоялась четвертая по счету встреча в Астане. Главным её официальным итогом стало подписание соглашение о создании так называемых «зон деэскалации» под гарантии Турции, России и Ирана. В соответствии с соглашением зоны деэскалации были определены следующим образом:

  1. Первая зона: провинция Идлиб полностью, северо-восток провинции Латакия, запад провинции Алеппо и северная территория провинции Хама.
  2. Вторая зона: районы Эр-Растан и Тальбин на севере провинции Хомс.
  3. Третья зона: Восточная Гута, расположенная на севере от Дамаска.
  4. Четвертая зона: отдельные районы в провинциях Дераа и Эль-Кунейтра на юге от сирийско-иорданской границы.

Как продолжает Альманах, 31 мая 2017 года США начали прямую помощь поставками оружия в адрес вооруженного крыла Партии демократический союз (ПДС) – Сил народной самообороны (СНС). Вслед за утверждением президентом США Д.Трампом соответствующего решения последовала жесткая реакция со стороны турецкого руководства – в частности, президента Р.Т.Эрдогана и премьер-министра Б.Йылдырыма. Использование против «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация – В.К.) другой террористической организации (за которую в Турции считают ПДС вкупе с ОНС – В.К.) вызвало резкую «отповедь» со стороны Турции. Пресс-секретарь Пентагона Эрик Пахон указал на то, что предоставленные США оружие и оборудование будут использоваться СНС только против ИГ, за чем будут наблюдать дислоцированные в регионе военные советники.

Завершив окружение Ракки, 2 апреля поддерживаемые США «Силы демократической Сирии» (СДС) и СНС приступили к штурму города. Премьер-министр Турции Б.Йылдырым подчеркнул, что отношения между США и ПДС/СНС долго не продлятся и что страна не потерпит использования в операции террористической организации. Невзирая на непрерывные заявления Турции о том, что нет никакой разницы между СНС, ПДС, РПК, ИГ и т.д., США продолжили их игнорировать и оказывать поддержку СДС и СНС.

15 августа в Турцию прибыл глава Генерального штаба ИРИ Мохаммад Багери. Для прессы он, в частности, сделал следующее заявление: «С Турцией у нас на протяжении многих сот лет дружественные отношения. Мы делим безопасную и спокойную границу. Это визит был необходим с точки зрения необходимости решения некоторых военных вопросов, а также ряда региональных тем».

Авторы Альманаха напоминают, что после произошедшей в Иране Исламской революции это был первый визит в Турцию иранского начальника Генерального штаба. Как сообщалось по итогам встречи между Мохаммадом Багери и его турецким коллегой Хулуси Акаром, на ней обсуждался ряд вопросов, включая приграничные проблемы, региональную безопасность, а также совместную борьбу двух стран с террористическими организациями. Выступая после своего визита в Турцию на иранском телевидении Мохаммад Багери, в частности, отметил, что на встречах затрагивался предстоящий 25 сентября референдум о независимости Северного Ирака. Также глава иранского Генштаба особо выделил тот момент, что по вопросу Сирии и в рамках переговоров в Астане стороны демонстрируют усилия по совместной работе.

9 сентября СДС и СНС при поддержке США с северного направления начали операцию в провинции Дейр-эз-Зор, которая с 2014 года находилась под контролем сил ИГ. Как напоминает Альманах, данная провинция располагается на границе с Ираком и является нефтеносным регионом. Были заметны большие усилия СДС и СНС по тому, чтобы очистить провинцию от ИГ и самим её занять до официального Дамаска.

13-14 сентября 2017 г. состоялся уже шестой раунд переговоров в Астане. В ходе него были достигнуты договоренности о включении в состав зон деэскалации провинции Идлиб полностью и о соответствующих шагах сторон. На данной стадии было согласовано, что ВС Турции совместно с силами умеренной сирийской оппозиции формируют опорные пункты для контроля над регионом. При этом обеспечивается необходимый контроль для того, чтобы избежать столкновений с силами официального Дамаска. Россия и Иран, в свою очередь, обеспечивают контроль в регионах, контроль над которыми находится в руках режима. Было решено, что в провинцию Идлиб каждой из трех сторон будет направлено по 500 наблюдателей, то есть, их общая численность составит 1500 человек.

62.8MB | MySQL:102 | 0,568sec