Саудовская Аравия: внутренние и внешние проблемы

Последний месяц ознаменовался как новым витком реформаторской активности фактического правителя КСА, наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, так и очередной активизацией саудовской внешней политики, которое ярко проявилось на египетском направлении. Различные шаги Эр-Рияда так или иначе были направлены на достижение двух целей: повышение безопасности Саудовской Аравии и обеспечения более широкого политического маневра для королевства.

27 февраля королем Сальманом бен Абдель Азизом был издан указ о перестановках в высшем военном руководстве КСА. Еще за неделю до этого издающаяся в Лондоне газета «Рай аль-йаум» со ссылкой на высокопоставленного западного дипломата сообщала о том, что Мухаммед бен Сальман крайне недоволен состоянием Вооруженных сил КСА вообще и их неэффективными действиями в Йемене в частности. За три года военной кампании в Йемене не было достигнуто ни одной военной цели. Столица страны Сана остается в руках хоуситов. Несмотря на разрушительные рейды саудовских ВВС, до сих пор не пресечены коммуникации между Саной и основным йеменским портом Ходейда, а сама Ходейда также находится в руках хоуситской коалиции. В связи с этим Мухаммед бен Сальман решил обновить высший командный состав Вооруженных сил страны. Королевским декретом с поста был смещен и отправлен на пенсию начальник Генштаба ВС КСА Абдель Рахмана бен Салех аль-Буньян. Этот пост занял его заместитель генерал-лейтенант Файяд бен Хамед ар-Рувайли, который также повышен в звании до генерал-полковника. Кроме того, с поста смещен и отправлен на пенсию командующий силами ПВО королевства генерал-лейтенант Мухаммед бен Аввад Сухайм. Его место занял генерал-лейтенант Фахд бен Абдалла бен Мухаммед аль-Мутейр. Сменились также командующие Сухопутными войсками, совместной группировкой войск и ракетными войсками стратегического назначения.

Несмотря на произведенные перестановки и закупки самого современного американского оружия, вряд ли боеспособность саудовской армии существенно увеличится в краткосрочной перспективе. Одной из причин этому является то, что руководство КСА на протяжении последних пятидесяти лет не стремилось к созданию действительно сильных Вооруженных сил. Во-первых, Эр-Рияд возлагал все надежды на американскую защиту, являющуюся гарантом суверенитета королевства. Во-вторых, правящая семья Аль Сауд в 1960-е-1970-е годы намеренно не усиливала армию, опасаясь военных переворотов по примеру тех, которые происходили в соседних Сирии и Ираке. Таким образом, сформировался слабый и неподготовленный офицерский корпус, который не может эффективно вести боевые действия. В условиях саудовской конфронтации с Ираном это обстоятельство вызывает у принца Мухаммеда бен Сальмана большое беспокойство.

Самым значимым внешнеполитическим событием стал официальный визит Мухаммеда бен Сальмана в Египет, состоявшийся 4 марта. Президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси сделал все, чтобы визит Мухаммеда бен Сальмана прошел в максимально дружественной обстановке. Он лично встречал наследника престола в Каирском аэропорту, хотя это и не предусмотрено дипломатическим протоколом. Одновременно Верховный суд Египта отменил решение Верховного административного суда, признавшего незаконным передачу КСА островов Тиран и Санафир и постановил передать эти египетские территории Саудовской Аравии. Напомним, что решение египетского правительства о передаче островов Тирана и Санафир было принято египетским правительством в апреле 2016 года во время визита короля Сальмана бен Абдель Азиза в Каир. Оно вызвало такие сильные протесты в египетском обществе, что президент А.Ф.ас-Сиси осенью 2016 года его фактически дезавуировал. Это привело в сентябре-октябре 2016 года к обострению в египетско-саудовских отношениях. В частности, Эр-Рияд приостановил поставки ежемесячные поставки 700 тысяч тонн нефти Египту по льготной цене. Саудовские кредиты, как и поставки топлива возобновились только летом 2017 года, когда Египет присоединился к коалиции КСА, ОАЭ и Бахрейна, объявившей блокаду Катара.

Египетский президент хорошо понимает, что Мухаммед бен Сальман станет следующим королем Саудовской Аравии и по всей видимости будет еще долго занимать престол. Исходя из этого, с ним необходимо поддерживать доверительные отношения для того, чтобы в будущем пользоваться саудовскими кредитами и инвестициями. Особые надежды правительство АРЕ возлагает на планы строительства города Неом стоимостью 500 млрд долларов в северной части КСА вблизи границ с Египтом и Иорданией. Руководство Египта надеется на то, что этот проект обеспечит работой десятки тысяч египтян. Одновременно Каир надеется на поддержку КСА в спорах с Эфиопией по поводу строительства плотны «Возрождение» на Ниле. Для Египта этот вопрос достаточно чувствителен, потому что если эфиопские планы осуществятся, это приведет к снижению уровня Нила и экологической катастрофе в АРЕ. На протяжении нескольких последних лет Эр-Рияд занимал двойственную позицию по отношению к данной плотине, часто поддерживая Аддис-Абебу.

Однако, несмотря на тактическое сближение, между Египтом и Саудовской Аравией сохраняются стратегические разногласия. Существуют три основных противоречия в египетско-саудовских отношениях. Во-первых, различное отношение двух государств к гражданской войне в Сирии. Если Эр-Рияд с самого начала кризиса все поставил на карту свержения Башара Асада, то, по мнению Абдель Фаттаха ас-Сиси правительство САР носит законный характер. Для Каира сохранение в Дамаске светского режима, враждебного исламским фундаменталистам и особенно «Братьям-мусульманам» является приоритетом. Этим объясняются и регулярные визиты в Каир секретаря Совета безопасности САР Али Мамлюка и сотрудничество спецслужб двух стран и поставка спецтехники из Египта.

Во-вторых, существуют определенные разногласия между двумя странами по саудовской военной операции в Йемене. На словах Каир эту операцию поддержал, однако все настойчивые попытки Эр-Рияд побудить Египет к посылке своего военного контингента в Йемен наталкиваются на сопротивление. Египет ограничил свое участие в операциях патрулированием силами ВМФ Баб эль-Мандебского пролива. Ни ВВС, ни тем более сухопутного контингента он в Йемен не послал.

В-третьих, в поведении элит двух государств просматривается неявное соперничество за лидерство в арабо-мусульманском мире.  При этом Саудовская Аравия опирается в основном на свои финансовые ресурсы и экономический вес. Египетская же элита обосновывает свои претензии тем, что Египет (в отличие от выскочек—саудитов) является наследником пятитысячелетней истории. Кроме того, во времена Гамаля Абдель Насера именно Египет являлся признанным флагманом арабского мира, при чем это лидерство носило как военно-политический, так и идеологический характер.

Еще одним важным событием во внешнеполитической жизни Саудовской Аравии стал фактический отказ саудовского руководства от американского посредничества в разрешении кризиса в отношениях между Катаром и арабской четверкой (КСА, ОАЭ, Бахрейн, Египет). 2 марта президент США Дональд Трамп провел телефонные разговоры с Мухаммедом бен Сальманом, наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен Зайедом и эмиром Катара Тамимом. В них он убеждал лидеров стран Персидского залива прекратить враждебные действия друг против друга и закончить блокаду Катара. При этом он пригласил лидеров стран саммит США-ССАГПЗ в Вашингтоне для обсуждения имеющихся проблем. Вероятно, Д.Трамп вдохновлялся словами эмира Тамима, сказанными в январе с.г. в Гарварде о том, что президент США может одним телефонным звонком разрешить все противоречия между Катаром и «четверкой». Однако реальность оказалась гораздо сложнее. Мухаммед бен Сальман заверил, что в ближайшее время обязательно посетит США, но подверг сомнению целесообразность данной встречи «до тех пор, пока Катар не прекратит поддерживать терроризм». СМИ КСА, близкие королевской семье в свою очередь выступили с критическими статьями о том, что Вашингтон игнорирует озабоченность КСА и ОАЭ политикой Катара. Таким образом, посреднические попытки Вашингтона были встречены Мухаммедом бен Сальманом в штыки.

Можно констатировать, что главными внешнеполитическими приоритетами КСА по-прежнему являются противостояние Ирану и Катару, при чем последнее подразумевает борьбу с влиянием движения «Братья-мусульмане». Для достижения этих двух целей Эр-Рияд приступил к консолидации и укреплению своих внутренних (оборонных) и внешних позиций.

62.82MB | MySQL:102 | 0,565sec