Фетва как политическая проблема (Заметки о политическом исламе). Часть 2

Фетва (араб. фатва, мн. ч. фатава) — это письменное или устное заключение-ответ, которое даёт исламский улем (от араб. алим, знаток религии; он же факих — знаток фикха, исламского правоведения) мусульманину, обратившемуся к нему за разъяснениями относительно того, как та или иная проблема трактуется с позиций шариата, чтобы поступить правильно, в соответствии с предписаниями ислама. По форме фетва представляет собой, во-первых, вопрос, интересующий мусульманина, во-вторых, сам текст фетвы, который обязательно должен включать в себя следующие элементы: аяты (стихи) Корана (если они имеются), которые, как полагает улем, содержат ответ или часть ответа на вопрос; хадисы — сообщения о словах и действиях Пророка Мухаммеда, собранные в Сунне, которые, как считает издающий фетву, дают ответ на заданный вопрос (если такие хадисы или хадисы аналогичного содержания имеются); описание прецедентов (если таковые были) – действий сподвижников Пророка; суждения исламских авторитетов прошлого — сподвижников Пророка, авторитетных улемов прошлого по обозначенной или по сходной теме; и, наконец, заключение: как поступить вопрошающему, дозволено или запрещено, либо рекомендовано или предписано то или иное действие с позиций шариата.

В принципе каждая фетва индивидуальна – в том смысле, что она продукт контакта между вопрошающим, который испрашивает фетву (араб. истифтаʼ[i]), и отвечающим, который фетву издаёт (араб. ифтаʼ). Вопрос может быть какой угодно, несколько примеров вопросов было приведено выше. В Средневековье у арабов была популярна поговорка: «Один дурак бросил в колодец камень, и сто мудрецов не могут его достать». Да и «мудрец», отвечающий на вопрос «дурака», не застрахован от ошибок. И на основании какой-то одной фетвы (например, одной из «странных» фетв: об отсасывании грудного молока на рабочем месте или о погибшей танцовщице как шахидке — см. выше) ни в коем случае нельзя высказывать какое-то суждение об исламе в целом.

Однако индивидуальная, единичная фетва после своего издания (публикации в каком-то виде, например, через социальные сети или кабельное телевидение) может стать руководством к действию для мусульман, сталкивающихся с подобной проблемой, и войти в сохраняющееся фетвовое наследие, к которому может обратиться каждый мусульманин. Правда, простые верующие этого не делают, а предпочитают задавать интересующий их вопрос от своего имени конкретному, доступному улему, знатоку шариата (или тому, кто себя за такого выдаёт). Поэтому и было издано целых три тысячи фетв по одному вопросу – о разрушении христианских церквей.

Вопросы с просьбой ответить фетвой задаются, как правило, профессионалам от религии – тем, кого не вполне точно в экспертной среде называют, по аналогии с христианством, «клириками» или «духовенством», т.е. улемам, знатокам религии. И здесь есть проблема – человеческий фактор. Несомненно наличие различий между уровнем религиозного (да и светского) образования разных улемов, не говоря уж о принадлежности того или иного улема к тому или иному направлению ислама. Но проблема даже не в этом, очевидном обстоятельстве. В последнее время (несколько десятилетий) появилось, и именно в сфере политического ислама, большое количество «дилетантов от ислама», тех людей, которые издают фетвы по злободневным политическим вопросам бытия мусульман, не имея систематического религиозного образования. Ярчайший пример здесь – Усама бен Ладен, инженер по образованию, который, правда, прошёл курс религии в университете под руководством Мухаммеда Кутба, брата теоретика радикального направления в движении «Братья-мусульмане» Мухаммеда Кутба (казнён в 1966 г.). Бен Ладен, в частности, издал серию антиамериканских фетв, которые приобрели очень широкое распространение и получили практическое воплощение в терактах против американцев и американских интересов по всему миру. Бен Ладен был готов отвечать (и отвечал) в форме фетв на множество вопросов. С вопросом к нему, с просьбой издать фетву по тому или иному конкретному вопросу в начале 2000-х гг. можно было обратиться по адресу xlx@ayna.com. После 2002 г., когда этот адрес был заблокирован, к Бен Ладену обращались за фетвой с сайтов-форумов. Пример обращения подобного рода — просьба от «Исламской армии Ирака», захватившей двух французских журналистов, издать фетву о том, что с ними делать после того, как эта группировка заявила, что она обезглавит их, если французское правительство не отменит закон, запрещающий ношение заметных символов религиозной принадлежности (включая женские платки-хиджабы) в государственных учебных заведениях[ii].

Но Усама бен Ладен – не один такой «дилетант от религии», ставший религиозным авторитетом – как минимум, для последователей его политического курса, но и для немалого количества мусульман в странах распространения ислама. Его заместитель (при жизни Бен Ладена) и нынешний руководитель «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири, будучи врачом-педиатром по образованию и профессии, издал множество фетв по разным поводам.

Кстати сказать, публикацией фетв Усамы бен Ладена и Аймана аз-Завахири занималась катарская «Аль-Джазира», превратившаяся в пропагандистский рупор «Аль-Каиды» и публиковавшая в масштабе реального времени все заявления, обращения, фетвы и статьи Бен Ладена (ниже воспроизведён скриншот раздела «Речи и послания Бен Ладена и аз-Завахири» — араб. Хитабат ва расаʾиль Бан Ладан ва-з-Завахири сайта «Аль-Джазиры» от 14 мая 2006 г.), —

В это время потоком шла информация о том, что Усама бен Ладен был спонсором «Аль-Джазиры». В 2002 г. кувейтская газета «Ас-Сияса» сообщила, что «Аль-Джазира» только за этот год получила от Усамы бен Ладена и его сторонников в аравийских государствах 10 млн долларов в обмен на «передачу в эфире телеканала записей выступлений Бен Ладена и рекламы операций «Аль-Каиды», направленных против США и интересов Запада»[iii]. Таким образом, фетвы Бен Ладена (и, как видим, Аймана аз-Завахири) доводились до арабской публики.

Но это только два примера. А таких издающих фетвы «бен ладенов» есть в исламских странах тысячи и десятки тысяч. Напомним, по совершенно достоверной оценке, в Египте за короткое время было издано 3 тыс. фетв о разрушении христианских церквей. Это значит, что было 3 тыс. улемов или выдававших себя за таковых, к которым обратились 3 тыс. египетских мусульман. Наверняка то были, как и Бен Ладен, сторонники особой формы салафизма – ваххабизма. Но в странах распространения ислама «политический ислам» представлен не только бен-ладеновцами. Есть ещё и «Братья-мусульмане»* (здесь и далее «звёздочка» при названии организации означает, что она занесена в российский список террористических организаций), и «Партия исламского освобождения»*, сотни и сотни всяких группировок со словами «ислам» или «исламский» в названии и с улемами (или претендующими на звания улемов) в руководстве этих группировок, издающих тысячи и то и десятки тысяч фетв в год.

И здесь возникает острейшая и опаснейшая политическая проблема. Все или почти все «политические» фетвы (типа фетв о разрушении церквей и Сфинкса с пирамидами) всех этих группировок «политического ислама», не говоря уж об открыто экстремистских и террористических организациях типа «Аль-Каиды»*, «Исламского государства»*, «Джебхат ан-Нусры»* и т.п. наполнены по преимуществу, если не целиком, деструктивным, дестабилизирующим, экстремистским и террористическим содержанием. И, чтобы чётко и кратко сформулировать проблему, скажем: они направлены против сложившейся в странах распространения ислама структуры политических отношений, зафиксированных в существующих государственных институтах и системах права. Упомянутый выше Усама бен Ладен был не столько антиамериканистом, сколько антисаудовцем, т.е. противником государства Саудитов – Королевства Саудовская Аравия.

[i] Отметим здесь, что слово истифтаʼ применяется в современном арабском языке также в значении «референдум».

[ii] http://www.islamic-minbar.com/forum/viewtopic.php?t=1708. Ссылка не «живая». За время, прошедшее с тех пор, сайты «Аль-Каиды» закрывались, переносились на новые адреса, изменяли своё содержание. Современные «дилетанты от религии» стали широко использовать отсутствовавшее в начале 2000-х гг. интернет-средство – социальные сети. Но наверняка вся эта информация хранится в электронных архивах исследовательских центров и спецслужб.

[iii] «Ас-Сияса», Эль-Кувейт, 14 ноября 2002 г.

62.83MB | MySQL:107 | 0,537sec