Турецко-американские консультации в Вашингтоне: предостережение на старте

16-17 февраля этого года состоялся визит в Анкару государственного секретаря США Рекса Тиллерсона. Для интересующихся нашими оценками хода и итогов визита, приводим ссылки на две опубликованные на сайте ИБВ публикации (часть 1 — http://www.iimes.ru/?p=41567, часть 2 с резюме визита — http://www.iimes.ru/?p=41606). Напомним про высказанное нами скептическое отношение к любым контактам любого, вплоть до высшего, уровня между представителями двух стран. Во всяком случае, на данном этапе отношений. Как мы писали в части 2 упомянутого выше материала, главным итогом визита главы внешнеполитического ведомства США в Турцию стало решение о формировании двустороннего механизма, целью которого должно стать обсуждение груза накопившихся проблем и их урегулирование. Заявлялось о том, что данный формат заработает не позднее середины марта месяца.

Итак, накануне состоялся первый раунд переговоров. Невзирая на скупость освещения его результатов (в момент, когда пишется данная статья, начался второй день заседания американо-турецкой комиссии и мало кто хочет «бежать впереди паровоза», да и есть не только медицинское, но и журналистское «не навреди» — В.К.), тем не менее, определенные реплики из-за океана и от турецкого экспертного сообщества начали, все ж таки, поступать.

Для начала общая информация.

Как сообщает турецкая пресса, по итогам первого дня переговоров выступила спикер Госдепартамента США, которая заявила, что была обсуждена ситуация в Африне, а также ряд вопросов, с ним связанных. Также было упомянуто о наличии (видимо, в рамках «двустороннего механизма» — В.К.) трех технических комитетов. Одним из которых является комитет по Сирии. Она подчеркнула, что переговоры лишь только начинаются и есть множество вопросов, впрочем, «с надеждой на благополучное их решение». Американскую сторону, включающую 20 членов, возглавляет помощник государственного секретаря по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл. Сирийский комитет с турецкой стороны возглавляет помощник министра иностранных дел Седат Онал.

Тон экспертных реплик в Турции, конечно, задает статья со стороны главного рупора турецкого руководства – проправительственного издания Daily Sabah, дающая старт серии встреч между турецкими и американскими официальными лицами. Как пишет автор публикации, Ильнур Чевик, для успешных консультаций сторонам, для начала, предстоит договориться по принципиальному вопросу, что является проблемами для отношений и почему они (то есть, эти проблемы) возникли.

Ильнур Чевик констатирует наличие твердой убежденности в Вашингтоне в том, что именно Турция сделала шаг в сторону от Запада и, в частности, от своего «образцового союзника» — США. Иными словами, получается, что кризис в двусторонних отношениях возник по причине разворота Турции в сторону от Запада (вопрос «куда разворота?» — довольно риторический и получается что в сторону Востока и, в первую очередь, — России; правда тут концы с концами у сторонников этой теории не очень сходятся, ибо в период с ноября 2015 по июнь 2016 года российско-турецкие отношения находились в тяжелейшем кризисе и восстанавливаются довольно медленно – В.К.).

Автор материала выступает со своего рода предостережением в адрес американских переговорщиков, что выступать с обвинительных позиций в сторону Турции, которая пусть и отдалилась, но является приверженницей западных ценностей, было бы опрометчиво. Тем более, что турецкая демократическая система является «недооцененной» и служит полем для многочисленных и вопиющих вмешательств извне. Разумеется, главным из них являются попытки «террористической организации Фетхуллаха Гюлена» по свержению правительства страны во главе с президентом Р.Т.Эрдоганом. На экстраординарные обстоятельства и турецкое руководство ответило экстраординарно, введя в стране режим чрезвычайного положения. Но это, по словам автора, — лишь временная мера, которая, ни в коей мере, не означает отход страны от демократических ценностей, а, совсем напротив, подразумевает восстановление верховенства закона.

Далее автор статьи задается несколькими риторическими вопросами, среди которых: является секретом тот факт, что Фетхуллах Гюлен и его сторонники получили убежище в США и финансируются за счет поступлений от американских налогоплательщиков, через систему своих школ, на сумму около 1 млрд долл. (видимо, имеется в виду, что «ежегодно» — В.К.). Продолжает автор вопрошать и дальше: на предмет секретности того факта, что США поддерживают и финансируют группы боевиков Партии демократический союз (ПДС) и Сил народной самообороны (СНС), которые начали признаваться западными странами, во главе с Великобританией, ответвлениями террористической организации Рабочая партия Курдистана. Вопросы сыпятся как из рога изобилия: и про поставки тяжелых вооружений ПДС/СНС с нереализуемым на практике обещанием их «изъять» и про американское обещание не оставлять Манбидж на ПДС и СНС. Разумеется, также не выполненное.

Завершает автор вот такой сентенцией: «Так что, действительно тривиально говорить о том, что россияне пытаются вбить клин между Турцией и США. В то время американцы проделывают такую ​​большую работу для достижения этого самостоятельно».

Что можно сказать, кроме того, что мы уже писали ранее? – Очевидно, что желаемого для себя Турция на этих встречах не получит (курды, Гюлен, Зарраб). Вопрос, таким образом, сводится к тому, что равнозначного могут предложить Турции США, чтобы она сделала шаг назад от своих требований. Пока этот вопрос не имеет ответа, если ответ, вообще есть…

52.17MB | MySQL:103 | 0,498sec