Ливан: международно-правовые проблемы, возникшие в связи с разработкой газа

В последние десять лет возросла активность международных нефтяных и газовых компаний в Левантийском бассейне. Начиная с 2000 года, значительные запасы природного газа были обнаружены на шельфе в территориальных водах Израиля, Кипра, Ливана. Месторождения «Тамар» и «Левиафан» в Израиле успешно эксплуатируются. При этом израильский природный газ экспортируется в Иорданию и Египет. 20 февраля с.г. подписано соглашение между Израилем и Арабской Республикой Египет о поставках израильского газа в АРЕ на сумму 15 млрд долларов. При этом израильские компании Noble Energy Inc. и Delek Drilling объявили о том, что планируют поставлять в Египет в течение десяти лет 64 млрд куб. м природного газа с израильских шельфовых месторождений «Тамар» и «Левиафан». С египетской стороны покупателем выступает компания Dolphinus Holding Ltd. Аналогичное соглашение о крупных закупках израильского газа было заключено в 2016 году между Израилем и Иорданией. По оценке британских экспертов, вместе с освоением египетского газового месторождения «Зохр» и предполагаемым строительством завода по производству СПГ в Северном Египте все это создает условия для превращения Египта в хаб для переработки природного газа и последующего экспорта СПГ.

Информация о подтвержденных запасах нефти и газа в оффшорных месторождениях Средиземного моря впервые появилась в 2007-2008 годах. При этом запасы природного газа Ливана оцениваются в 25 трлн куб. футов (850 млрд куб. м). Запасы нефти на шельфе Ливана оцениваются в 660 млн баррелей. Даже если эту цифру разделить надвое с учетом участков, из-за которых ведется территориальный спор с Израилем, получается внушительный объем. Несмотря на внушительные запасы нефти,  внимание ливанского правительства сосредоточено главным образом на разработках газа. Доходы от продажи ливанского природного газа по оптимистическим прогнозам могут составить 75 млрд долларов. Для сравнения годовой ВВП Ливана составляет 40 млрд долларов, совокупный долг страны – более 55 млрд долларов.

30 апреля 2013 года Министерство энергетики и водных ресурсов Ливана пригласило нефтяные компании из различных государств принять участие в предварительном квалификационном отборе на эксплуатацию месторождений. При этом Министерство энергетики представило свою стратегию развития с описанием карты добычи (морских блоков) и условиями тендера. Были утверждены 14 компаний, которые могли бы стать операторами при разработке газовых месторождений. В их число попали Anadarko, Chevron, Eni, Total, Exxon Mobil, Inpex, Maersk, Shell, Petronas, Petrobras, Statoil, «Новатэк», «Лукойл» и «Роснефть». Однако в дальнейшем дело застопорилось. В первую очередь это было связано с внутриполитическими проблемами самого Ливана. С мая 2013 по февраль 2014 года Ливан жил фактически без правительства, так как после ухода в отставку кабинета Наджиба Микати министры оказались «временно исполняющими обязанности», а их полномочия, равно как и служебное рвение резко снизились. В мае 2014 года парламент Ливана не смог избрать президента страны. Результатом стал президентский кризис, продолжавшийся до осени 2016 года. Между тем, без утверждения главой государства принципиальные решения об эксплуатации природных богатств страны не могут быть проведены в жизнь.

Кроме того, на  предполагаемую разработку газовых месторождений, как и на другие важные экономические вопросы большое влияние оказывало противоборство различных конфессиональных общин. В ноябре 2012 года была создана Ливанская нефтяная администрация (ЛНА) в составе шести человек, в состав которой вошли представители общин маронитов, православных, греко-католиков, суннитов, шиитов и друзов. Возглавил ЛНА маронит Виссам Шбат. На деле в новой администрации появились две группировки лоббистов и сторонников: группировка Джебрана Басиля (министр энергетики в 201-2013 годах, зять Мишеля Ауна и один из лидеров партии Свободное патриотическое движение) и группировка спикера ливанского парламента и лидера движения «Амаль» Набиха Берри. При этом Джебрана Басиля политические противники часто обвиняли в том, что он стремится к разработке, прежде всего, месторождений на море вблизи его избирательного округа Джбейль и к распределению финансовых потоков в интересах маронитской общины.  Избрание в конце октября 2016 года президентом Ливана Мишеля Ауна дало новый импульс работам по разработке газовых и нефтяных месторождений в Ливане. ЛНА был утвержден проект карты, разделяющей шельф Ливана на 10 блоков для дальнейшего лицензирования. Блоки охватывают территорию площадью в 17900 кв. км (за исключением прибрежной буферной зоны в две мили). Министерство энергетики Ливана предложило карту блоков на рассмотрение нефтяным компаниям. При этом оно отметило, что блоки не будут изменяться Советом министров Ливана, а также то, что блоки 8 и 9  частично попадают в спорную территорию между Ливаном и Израилем.

2 февраля 2018 года министр энергетики Ливана Сезар Абу Халиль объявил о том, что консорциум в составе компаний «Новатэк» (Россия), Total (Франция) и Eni (Италия) подписали с правительством Ливана соглашения о разведке и добыче углеводородов в отношении шельфовых блоков 4 и 9 в восточной части Средиземного моря. Доля участия «Новатэка» – 20%, Total, – 40%, Eni – 40%. Оператором проекта является Total. Создание консорциума по разработке ливанского шельфа является прорывом в освоении газовых месторождений, которое не реализовывалось, несмотря на план ливанского правительства, объявленный еще в 2012 году.

В  связи с тем, что 9 блок является спорным между Ливаном и Израилем, предложения правительства Ливана иностранным нефтяным компаниям вызвали крайне негативную реакцию со стороны израильского руководства.  31 января министр обороны Израиля Авигдор Либерман выступил с угрозами в адрес Ливана. По его мнению, «присвоение Ливаном 9 блока, который по всем правовым нормам принадлежит нам (Израилю) является очень провокационным поведением». Выступая на конференции по безопасности в институте INSS при  Тель-Авивском университете А.Либерман предостерег иностранные компании, действующие на ливанском шельфе, отметив, что они «совершают большую ошибку».

Свои рассуждения о возможном военном конфликте с Ливаном А.Либерман продолжил в интервью газете «Гаарец». По его словам, в случае военных действий возможно и вторжение израильских сухопутных войск в Ливан. По мнению А.Либермана, «наземные операции не являются самоцелью, но практика показывает, что без них в условиях Ближнего Востока очень трудно закончить конфликт. В то же время практика прежнего конфликта с Ливаном (2006 года) недопустима. Тогда израильтяне отсиживались в убежищах, а жители Бейрута загорали на пляже. Пусть в этот раз и они посидят в убежищах».

Необходимо отметить, что американская дипломатия уж несколько лет подключилась к посредничеству в разрешении ливано-израильского территориального спора. Начиная с 2012 года спецпосланником Госдепартамента США по урегулированию ливано-израильских противоречий был Фредерик Хофф, которого сменил Амос Хохштейн. При этом Фредерик Хофф предлагал ливанскому правительству уступку 500 из 860 спорных кВ. км. Что касается оставшихся 360 кв. км, то американцы предложили Бейруту совместное с Израилем освоение имеющихся там месторождений. В декабре 2017 года американцы в очередной раз предложили Ливану начать прямые переговоры с участием представителей Ливанской Республики, Израиля и ООН о разделе продукции со спорных 8 и  9 блоков. В конце января с.г. Бейрут посетил новый спецпредставитель Госдепартамента США по Ближнему Востоку Дэвид Саттерфилд, предложивший ливанской стороне 40% продукции от спорных блоков. Госсекретарь Соединенных Штатов Рекс Тиллерсон, посетивший Ливан в ходе своего зарубежного турне, 17 февраля провел безуспешные переговоры с президентом Ливана Мишелем Ауном по данной проблеме. В переговорах приняли участие министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль и командующий ливанской армией генерал Жозеф Аун. Р.Тиллерсон предложил ливанской стороне еще более выгодные, по мнению американцев, условия. Он на 5% увеличил ливанскую долю от раздела продукции (до 45%) и в дополнение обещал, что если ливанцы не будут упорствовать в претензиях по шельфовым месторождениям, то им будет возвращен небольшой участок ливанской территории на суше, все еще оккупируемый израильской армией (фермы Шебаа). В ответ он натолкнулся на категорическое «нет» со стороны ливанского президента. М.Аун подчеркнул, что ливанцы требуют полного суверенитета над 8 и 9 блоками. Одновременно генерал Жозеф Аун заверил американского дипломата, что в этот раз ливанская армия не будет пассивным свидетелем во время возможной израильской агрессии, как это было в 2006 году. Он сказал, что если израильская армия нарушит границы Ливана, будет открыт огонь на поражение.

Таким образом, разработка природных богатств на шельфе Ливана, еще не начавшись, создала кризисную ситуацию, учитывая старые территориальные споры между Ливаном и Израилем. В то же время было бы неправильно считать сложившееся положение непреодолимым тупиком. Оба государства, и Ливан, и Израиль, заинтересованы в безопасном освоении своих энергетических ресурсов и их безопасной транспортировке. Тем более, что потребности в природном газе растут. Израиль пока поставляет свой газ по трубопроводам. В Ливане не исключено строительство завода по производству СПГ. При этом у данной продукции большой потенциальный рынок сбыта. К нему относятся Европа, страны Африки, Саудовская Аравия. Российская Федерация, поддерживающая хорошие, партнерские отношения как с Израилем, так и с Ливаном могла бы принять участие в дипломатическом урегулировании данного вопроса.

52.28MB | MySQL:103 | 0,415sec