Миграция и урбанизация: новые тенденции в странах Ближнего Востока

Феномен вынужденной миграции является одним из главных вызовов современности, проявляясь наглядно в наиболее конфликтогенном на сегодня регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Одной из главных тенденций последнего времени является прямое воздействие урбанизации в арабских странах на миграционную политику и статистику. Установлено, что на начало 2018 года в арабских городах проживает 38 млн мигрантов, что составляет 30% от общего числа официально зарегистрированных беженцев в мире. Кроме того, в арабском регионе сконцентрировано 45% мировых беженцев и 16% внутренне перемещенных лиц. Большая часть мигрантов сконцентрирована в богатых энергоресурсами странах Персидского залива, причем они в основном являются выходцами из азиатских и африканских стран. В то же время, за пределы региона Ближнего Востока выехало 24 млн мигрантов, в основным в результате конфликтов в Сирии, Ираке, Йемене, Судане и Ливии, что в совокупности составляет почти 10% всей численности международных мигрантов в мире.

При этом тенденция урбанизации арабских стран и миграционного движения в сторону городов сохранится в обозримом будущем, и переломить ее известными способами не представляется возможным. По данным Международной организации миграции (МОМ), на сегодняшний день более 50% мигрантов в арабском регионе проживают в городских мегаполисах. Согласно прогнозам, данная цифра будет только возрастать и в ближайшие четыре десятилетия увеличится вдвое. Основные факторы – более широкие альтернативные возможности занятости и дохода, кажущиеся доступными развернутые механизмы социальной защиты, а также надлежащие условия безопасности и защиты. На деле, однако, все оказывается иначе: многие мигранты в арабских мегаполисах сталкиваются с тем, что они вынуждены проживать в перенаселенных городских окраинах, в отсутствие не только базовой инфраструктуры, механизмов социальной защиты и социальных услуг, но и доступа к рынкам труда и занятости.

Проблема мигрантов в условиях урбанизации занимает одно из ключевых мест в политической повестке и социально-экономических программах правительств арабского региона. С одной стороны, в беднейших странах региона происходит концентрация внутренне перемещенных лиц и мигрантов в городских мегаполисах с учетом фактора безопасности и доступности важнейших базовых услуг (электричество, газ, медицина, образование), и наконец определенных шансов на трудоустройство. В условиях сохранения террористической угрозы и продолжения военной кампании во многих из этих стран,  гарантировать скорейшую репатриацию населения в места постоянного проживания, особенно в коллапсирующие сельские регионы, не представляется возможным. С другой стороны, богатые страны Залива аккумулируют в своих городах значительное число внешних мигрантов, регулярно прибывающих из бедных регионов Африки и Азии в поисках стабильного дохода и лучшей жизни. Третий трек – массовое перемещение населения из охваченных конфликтом стран региона в соседние, не очень обеспеченные страны. В частности, Ливан и Иордания приняли на себя основную миграцию сирийских беженцев в результате вооруженного конфликта, а также еще ранее иракских и палестинских беженцев. Ливия является служит пунктом приема и транзита в Европу миграционных потоков из стран Африки к югу от Сахары.

Ввиду беспрецедентно высоких темпов урбанизации арабских городов под воздействием миграции, следует ожидать целой серии негативных последствий, полагают эксперты Международной организации миграции.

Во-первых, это физическая и экологическая нагрузка на городские мегаполисы, связанная с чрезмерной эксплуатацией инфраструктуры и основных городских коммунальных и транспортных служб и систем, повышенный спрос на городские земли (в том числе под застройку новых объектов), социальные услуги (школы и больницы), а также как итог – рост загрязнения и ухудшения окружающей среды.

Во-вторых, дополнительные вызовы в социально-экономической сфере, в частности в свете роста городской бедности и безработицы (особенно среди женщин и молодежи), а также возросшей конкуренции между местными городскими жителями и вновь прибывшими мигрантами за рабочие места (особенно сезонные работы и неофициальная занятость).

В-третьих, в налогово-бюджетной сфере вырастет нагрузка на муниципальные бюджеты и расходные статьи местных властей в плане финансирования городских проблем, связанных с дальнейшей урбанизацией.

В-четвертых, в центре внимания будут вопросы управления с учетом высоких темпов урбанизации и прибавления городского населения и отсутствия в большинстве арабских городов эффективных механизмов и наработок, а также адекватных ресурсов для решения нарастающих проблем, особенно в сфере безопасности и поддержания социальной стабильности и баланса.

В итоге, значимость арабских мегаполисов в общественно-политической и социальной жизни региона в последнее время значительно возрастает. Полномочия и ответственность мэров и городских муниципалитетов также растут в свете необходимости безотлагательного решения вопросов новых городских мигрантов, обеспечения их интеграции в социально-экономическую жизнь и извлечения максимальной выгоды из этого человеческого ресурса. Крайняя задача, к слову сказать, решается с большим трудом, поскольку местные власти с большой осторожностью и деликатностью подходят к интеграции мигрантов, выборочно и непоследовательно использую их в качестве вспомогательной рабочей силы, предпочитая опираться по-прежнему на местных резидентов. Здесь играет важную роль политическая целесообразность и, особенно слабая законодательная база. Так, во многих арабских странах законодательство в сфере миграционной политики развито плохо, при этом многие из них до сих пор не присоединились к важнейшим международным законодательным пактам по миграции. В частности, базовые международные документы в этой сфере, регулирующие весь спектр прав и обязанностей беженцев и обязательства принимающей стороны  – Конвенция ООН по беженцам от 1951 года и ее дополнительный Протокол от 1967 года. В арабском регионе только 7 стран (Алжир, Джибути, Йемен, Мавритания, Марокко, Cомали и Тунис) подписали эти международные соглашения и еще две страны (Египет и Судан) подписали их с определенными оговорками. Иордания и Ливан подписали отдельно двусторонние меморандумы с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, но эти соглашения регулируют лишь отдельные аспекты проблемы и не являются всеохватными правовыми рамками.

Думается, актуальность проблемы управления мигрантами в арабских городах будет с течением времени только возрастать, поэтому выработка эффективных стратегий и обмен опытом и наработками между городами в этом контексте приобретет первостепенное значение. Если наладить адекватное управление потоками мигрантов в городах и включить этот процесс в инклюзивное городское планирование на местном уровне, можно превратить основные проблемы в новые возможности и извлекать из этого потенциала большую выгоду.

62.86MB | MySQL:102 | 0,534sec