О динамике турецко-американских отношений

Сделка между Россией и Турцией по закупке систем ПВО С-400 продолжает оставаться темой для обсуждения в турецких СМИ. При этом в газетах умеренного толка, вроде той же Hürriyet Daily News, закупка С-400 не рассматривается в качестве: а) свершившегося факта, как о нем нередко говорят, в частности, в российской прессе, б) в качестве знакового символа турецкого суверинетета в вопросах выбора своих партнёров в стратегических областях, включая сферу оборонно-технического сотрудничества. Напротив, сделка по С-400 в материалах СМИ предстает осложняющим фактором в и без того сложных отношениях между Турцией и Североатлантическим альянсом. Типична, в этом смысле, публикация, вышедшая в упомянутой выше газете авторства Серкана Демирташа.

Автор делает отсылку на интервью генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, которое тот дал изданию 22 февраля, указав, что даже не стоит говорить о том, что закупка систем С-400 является «сложным вопросом». Понятно право Турции, в качестве суверенного государства самостоятельно принимать решения в отношении определения своих партнёров по военно-техническому сотрудничеству. Однако, здесь, в очередной раз, вступает в силу широко используемый в подобных дискуссиях аргумент о том, что С-400 не может быть интегрирована с существующими в стране натовскими системами безопасности.

Далее автор, приводит три группы последствий закупки Турцией систем российской противоракетной обороны.

Первым и самым важным последствием автор называет американские санкции, введение которых можно ожидать со стороны США в адрес Турецкой Республики через федеральный закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (так называемый CAATSA). Как указывается в материале, Турция и США договорились «работать над этим вопросом» в ходе визита Рекса Тиллерсона в Анкару в прошлом месяце. Более того, как сообщил неназванный источник с американской стороны, Вашингтон ищет возможности сотрудничества с Турцией в вопросе создания систем ПВО, в качестве альтернативы закупке системы С-400. Впрочем, здесь издание приводит высказывание президента Р.Т.Эрдогана, который неоднократно заявлял о том, что Турция останется приверженной своему слову и закупит системы С-400 у России, как руководство страны и обещало.

На втором месте стоит «институциональная обеспокоенность» НАТО установкой в Турции этих «сложных систем». Председатель Военного комитета Североатлантического альянса Петр Павел выступил с соответствующими разъяснениями. По его словам, ценность системы заключена в её базе данных, которая будет собрана на территории члена НАТО, будет включать данные обо всех объектах, находящихся в Турции, и будет введена в российские системы. Кроме того, С-400 – это не тот же автомат Калашникова, который может быть передан солдату без прохождения курса специальной подготовки. Напротив, российские инструктора будут «на земле» с целью обучения турецких военнослужащих правильной эксплуатации системы – радара и системы ведения огня. С другой стороны, передавая России критичную разведывательную информацию об объектах НАТО, включая их состав и возможности.

Как указывает автор материала, слова Петра Павла можно рассматривать в качестве прямого предупреждения о том, что «Это развертывание подрывает старую коллективную оборону НАТО, а также его союзную военную структуру».

В качестве третьего фактора, автор указывает, что Турция, с одной стороны, активно участвует в военных действиях (речь идёт об операции «Оливковая ветвь» в сирийском Африне – В.К.), а с другой — демонстрирует интерес к российскому высокотехнологичному оружию. И данное положение дел рассматривается на Западе, да и автором статьи тоже, именно как следствие целенаправленной и преднамеренной политики России по внесению раскола в ряды НАТО. Сама же Россия демонстрирует рост своей военной активности вдоль границ НАТО в Восточной Европе и Черноморском регионе, что рассматривается в Североатлантическом альянсе в качестве одной из основных угроз. Автор напоминает о том, что ближайшим летом состоится саммит НАТО, где, вне всякого сомнения, будет обсуждаться перманентная военная угроза, исходящая от России на европейском континенте, а также позиция Турции в отношении закупки и развертывания систем С-400.

В качестве заключительного аргумента, Серкан Демирташ говорит о том, что подобное расхождение между Турцией и НАТО происходит в момент, когда имидж Турции на Западе и отношения с западными странами «ищут своё новое дно» каждый день.

Заключает автор мыслью о том, что приведенные выше соображения полностью находятся в русле мыслей руководства НАТО о «сложности» закупки Турцией систем С-400. И даже более того, автор делает заключение, что все даже ещё более сложно, чем можно изначально себе представить.

Сделаем из изложенного выше ещё один немаловажный вывод, кроме того, что вопрос закупки систем С-400 Турцией ещё нельзя считать до конца решенным. Турецкие светские слои, в массе своей, не являются сторонниками сближения с Россией. При каждом шаге Турции в сторону России, они оглядываются в сторону Запада и находят причины для очередного беспокойства. Основными сторонниками работы с Россией являются, в первую очередь, умеренные исламисты, многие из которых идентифицируют себя в качестве «евразийцев».

52.26MB | MySQL:103 | 0,433sec