Смена госсекретаря США и интересы Израиля

Пресловутый «Рексит» (отставка госсекретаря США Рекса Тиллерсона), слухи о котором ходили довольно давно, в итоге был обнародован 13 марта, породив множество предположений о том, какой теперь станет внешняя политика Вашингтона. Эксперты предсказывают, что приход на эту должность главы ЦРУ М.Помпео будет означать, прежде всего, ужесточение курса в отношении России и Северной Кореи, однако, и на ситуации на Ближнем Востоке смена одного из ключевых представителей американской администрации не может не отразиться. Прежде всего, это, разумеется, прямо и косвенно коснется главного американского партнера в регионе – Израиля.

Ключевым элементом сложившейся картины происходящего стоит считать нового кандидата на пост госсекретаря – М.Помпео, отличающегося жесткой линией в отношении Ирана. По его мнению: «Министерство информации и национальной безопасности Ирана и Корпус стражей исламской революции являются инструментами деспотической теократии, с КСИР, подчиняющимся только аятолле…» Более того, продолжая цитировать М.Помпео: «В последние годы КСИР стал более пренебрежительным и провокационным, стремясь использовать вакуум, созданный нестабильностью на Ближнем Востоке, для активного расширения своего влияния. Он открыто обещает уничтожить Израиль. И когда вы смотрите на смерть и разрушения, спровоцированные Тегераном и его приближенными в Сирии, Йемене и Ираке, угроза становится ясна: Иран ведет безжалостную активность, чтобы стать гегемонистской державой в регионе».

Подобная риторика нового госсекретаря, охватывающая все направления иранской враждебной деятельности в регионе, разумеется, встретит понимание в Израиле, где сам глава правительства Б.Нетаньяху последовательно распространяет аналогичную точку зрения. Вот только ответ на вопрос, будет ли давление на Иран для Израиля спасительным, пока выглядит туманно. Объединенная в стремлении противостоять Тегерану американская администрация гораздо охотнее будет делать то, что Иерусалим от неё хочет, а именно действовать. Однако влияние на ИРИ, без Р.Тиллерсона уже не дипломатическое, а вполне силовое, может породить там лишь рост протестного духа, на волне которого гегемонистские планы по расширению присутствия на Ближнем Востоке усилятся, что будет нагнетать напряженность в районе северных границ Израиля. Экс-посол ИРИ при учреждениях ООН  А.Хоррам уже сообщил, что М.Помпео затевает нечто, похожее на войну в Ираке, полагая, что единственной силой, способной ему помешать будет Европа.

Примечательно, что на отношения с ближневосточным государством способен повлиять не только новый курс Вашингтона, но и сам факт перестановок в администрации. Сегодня разбор ситуации на палестино-израильском треке является для президента США во многом делом семейным, поскольку одна из ключевых ролей в подготовке американской «сделки мечты» отведена зятю и старшему советнику Д.Трампа – Д.Кушнеру. Активность последнего привела к тому, что Госдеп фактически утратил контроль над ходом реализации этой задачи, а у Израиля появилось две или даже две с половиной фигуры, с которыми можно и нужно строить диалог, вот только Р.Тиллерсон в их число не входил. Постпред США в ООН Н.Хейли стала ярым защитником интересов Израиля на международной арене, в то время как Д.Кушнер и ассистирующий ему специальный представитель президента на международных переговорах Д.Гринблатт взяли на себя «челночную дипломатию» в регионе. В этой связи, сообщая об отставке Р.Тиллерсона, газета Haaretz написала, что он ушел, не оставив и следа в американо-израильских отношениях.

Наиболее остро кризис разграничения полномочий проявился после того, как Д.Кушнер все чаще стал встречаться с представителями Саудовской Аравии. По мнению Р.Тиллерсона: «Проблема заключается в том, что старший советник президента не консультируется с Государственным департаментом, и неясно, как проходят консультации с СНБ (Совет национальной безопасности — авт.)». Мало того, он высказывал опасения, что Эр-Рияд пытается через Д.Кушнера повлиять на ближневосточную политику США. Это привело к появлению точки зрения, что сменой госсекретаря Д.Трамп несколько обезопасил своего родственника и помощника, одновременно устранив ряд препятствий на пути к реализации задуманной стратегии по достижению широкого регионального мира. Впрочем, есть и другое объяснение, распространенное и в израильском экспертном сообществе. Так, специалист по американской политике на Ближнем Востоке, профессор А.Бен-Цви полагает, что сам Р.Тиллерсон еще собственным подходом предопределил начало конца карьеры в администрации Д.Трампа, не проявляя должного энтузиазма в работе и считая, что серьезных  сдвигов добиться не получится, как минимум, по соображениям сокращения бюджета Госдепа.

В случае с Израилем, Р.Тиллерсона нельзя считать неудобной для Иерусалима фигурой, поскольку с генеральной линией Вашингтона на этом направлении его взгляды все же не расходились. Вместе с тем, как пишет та же Haaretz, в Израиле его отсутствие, вероятнее всего, не заметят, т.к. переговоры по палестинской тематике идут с Д.Кушнером и Д.Гринблаттом, а сирийский вопрос в отношениях с Иерусалимом разрешает советник президента США по национальной безопасности Г.Макмастер.  В этой связи именно факт ухода в отставку, о котором Р.Тиллерсон, кстати сказать, узнал из поста Д.Трампа в твиттере, в Израиле ажиотажа не вызвал. Только министр разведки И.Кац все в том же твиттере написал, несколько предвосхищая события: «Я хочу поздравить директора Помпео с его назначением 70-м госсекретарем и поблагодарить его за поддержку Израиля и за вклад в укрепление связей в области безопасности и разведки между нашими двумя странами».

Магия чисел здесь вырисовывается интересная, и 70-й госсекретарь с рассмотренными выше взглядами на острые для Израиля вопросы вполне способен помочь Израилю в год 70-летия независимости, вот только считать, что он станет новым главным другом страны, все же не приходится. Контроль над ситуацией на палестино-израильском треке с высокой долей вероятности останется за уже известным кругом лиц. Вместе с тем М.Помпео может претендовать на то, чтобы играть заметную роль в диалоге с Иерусалимом не только по Ирану, но и Сирии, что объясняется информацией CNN о более масштабной чистке рядов в американской администрации, под которую может попасть Г.Макмастер.

В этой связи можно прогнозировать, что лучшая координация внешнеполитической линии Вашингтона уж точно не ухудшит американо-израильский диалог, одновременно, имея шанс способствовать большему сближению подходов к острым региональным проблемам. Вместе с тем снижение внимания к дипломатической опции урегулирования конфликтов рискует дополнительно обострить для Израиля напряженность в районе северных границ. Само по себе назначение М.Помпео, даже в условиях реализации им жесткого курса по отношению к Ирану, к эскалации не приведет, однако, может усугубить опасность перерастания случайного приграничного инцидента в нечто более серьезное.

52.26MB | MySQL:103 | 0,512sec