США откладывают обнародование плана арабо-израильского урегулирования

Президент США Дональд Трамп решил отложить на неизвестный срок американскую мирную инициативу по Ближнему Востоку. Как стало известно, объявление этой инициативы будет отложено по меньшей мере до 2019 года или даже до 2020 года. Израильский аналитический (обычно очень хорошо информированный) интеренет-сайт Debka сообщил со ссылкой на пожелавшие остаться анонимными дипломатические источники, что в этом состояло основное содержание послания, переданного 13 марта специальным посланником президента США Дональда Трампа по Ближнему Востоку Джейсоном Гринблаттом представителям целого ряда ближневосточных государств (в том числе Израиля), прибывшим в Белый дом для участие в специальной конференции, посвященной положению в контролируемым  исламистским движением ХАМАС секторе Газа.

Это президентское послание не было обнародовано официально в ходе самой конференции, а лишь передано в ходе неофициальных бесед, которые Джейсон Гринблатт вел с арабскими и с израильскими представителями вне зала, в которой проходили заседания конференция. Как стало известно, он провел беседы такого рода с представителями Израиля, Саудовской Аравии, Египта и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).

В ответ на вопрос, на сколь долгий срок президент Дональда Трамп решил отложить официальное объявление о новой американской мирной инициативе по Ближнему Востоку, Джейсон Гринблатт ответил, что речь идет об отсрочке, как минимум, на год, если не более того.

Специальный посланник американского президента на Ближнем Востоке особо подчеркнул при этом, что подготовка нового американского плана мирного урегулирования на Ближнем Востоке почти завершена. При этом она включает в себя целый ряд пунктов и приложений, относительно каждого из которых представители Государства Израиль и Палестинской национальной администрации (ПНА) должны были бы вести прямые переговоры между собой с тем, чтобы согласовать все детали. Одновременно с этим Джейсон Грннблатт однозначно заявил, что относительно решения президента США перевести американское посольство в Государстве Израиль из Тель-Авива в Иерусалим 14 мая этого года нет никаких изменений и что данный вопрос обсуждению не подлежит.

В качестве причины отсрочки обнародования американского мирного плана Джейсон Гринблатт назвал решение президента Дональда Трампа, что сейчас неподходящее время ни для обнародования этого плана, ни для начала обсуждения его деталей между сторонами предполагаемого мирного процесса.

Комментаторы интернет-сайта Debka особо подчеркивают то обстоятельство, что решение президента Дональда Трампа отложить обнародование своего плана мирного урегулирования арабо-израильского конфликта было принято всего за несколько дней до назначенной на 19 марта его встречи с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом, который специально ради этой встречи прибывает в США. Таким образом, по их мнению, американский президент заранее снял с повестки дня своих переговоров с саудовским наследным принцем проблему урегулирования конфликта между Израилем и палестинскими арабами.

В данном контексте уместно напомнить о том, что, как следует из отрывков информации, ранее просочившейся в американские, израильские и арабские СМИ, Саудовской Аравии наряду с Египтом отводится одно из центральных мест в разработанном в течение последних месяцев администрацией президента Дональда Трампа альтернативном (прежнему плану, базировавшемуся на принципе «два государства для двух народов») плане урегулирования этого многолетнего конфликта.

Комментаторы интернет-сайт Debka полагают, что такое решение президента Дональда Трампа связано с изменением порядка его внешнеполитических предпочтений. Ожидается, что в ближайшее время он должен принять во многих отношениях судьбоносные решения, связанные с программами ядерных и ракетных вооружений КНДР и Ирана. Разработка ядерной и ракетной программы последнего напрямую затрагивает интересы Саудовской Аравии, что естественным образом превращает эту арабскую монархию в союзника США и Израиля в возможном вооруженном конфликте с Ираном. В свете этого не удивительно, если президент Дональд Трамп решил сосредоточиться в предстоящих ему переговорах с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом на иранской проблеме, отодвинув фактически на неопределенный срок проблему урегулирования между Израилем и палестинскими арабами, представляющей на нынешнем этапе гораздо меньший интерес как для американцев, так и для саудовцев, и для других суннитских арабских государств (прежде всего, ОАЭ, Кувейта и Бахрейна), которые при определенном развитии событий могут оказаться втянутыми в обозримом будущем в вооруженный конфликт с Ираном.

Подводя итог и возвращаясь к конфликту между Израилем и палестинскими арабами, в связи с вышеизложенным представляется возможным сделать два следующих основных вывода:

  1. Так называемый «мирный процесс» фактически снимается с внутриполической израильской повестки дня на неопределенный срок. Чисто теоретически возобновление переговоров между Израилем и ПНА возможно в случае, если последняя сама выступит с такой инициативой, причем инициативой, приближенной к существующей реальности, а не на требованиях создания независимого палестинского арабского государства в так называемых «границах 1967 года». Однако такое развитие событий представляется крайне маловероятным.
  2. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, несмотря на давление справа, скорее всего будет продолжать откладывать на нынешнем этапе решение о распространении израильского суверенитета на те или иные части Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Таким образом, он сможет избежать обвинений в срыве миротворческих усилий США, возможным, несмотря на то, что американский мирный не обнародован. Однако можно предположить, что, пока упомянутый план не обнародован, теми или иными темпами, но фактическим беспрепятственно, будет продолжаться строительство в еврейских поселениях Иудеи и Самарии, все более меняя демографическую ситуацию в данных районах в пользу израильтян и тем создавая почву для их будущего включения в состав суверенной территории Государства Израиль.
52.29MB | MySQL:103 | 0,648sec