Об американской финансовой помощи Иордании

Как известно, 14 февраля в столице Иордании Аммане, уже бывший Госсекретарь США, Рекс Тиллерсон подписал с его иорданским коллегой, Эйманом ас-Суфди Меморандум о взаимопонимании.  Данный документ подчеркивает особый статус Иорданского Хашимитского Королевства для США, причем статус этот имеет совершенно конкретное стоимостное измерение.

Позволим себе сразу небольшое отступление. Отношения между РФ и Иорданией достаточно неплохие, и, во многом, основаны на личной харизме нынешнего короля, Абдаллы II. И он, и его отец, король Хусейн несомненно обладали таковой, и по большому счету, ничем выдающимся себя не проявив (кроме различных посреднических миссий и инициатив миротворческого характера), считаются, тем не менее, людьми уважаемыми и авторитетными. Возможно, причиной этому является их происхождение: Хашимитская династия ведет свою историю от шерифов Мекки (не путать с шерифами в США), и когда-то владела обширными землями вокруг главного священного города мусульман. Кроме того, они являются прямыми потомками от линии Пророка, хотя и от дальней ее ветви. И, несмотря на то, что матерью короля Абдаллы II является англичанка, а английский язык – для него такой же родной, как и арабский, он живой потомок в начале пятого десятка таковых, живших вслед за своим великим предком. Это обстоятельство, помноженное на их достаточно скромный образ жизни, может объяснять их относительную популярность. Тем не менее, Иордания с начала 1970-х гг. последовательно является самым сознательным союзником США. А все ее небольшие сделки по военно-техническому сотрудничеству с РФ, такие как покупка двух транспортных самолетов, организация производства гранатометов и приобретение небольших партий разного оружия не должны никого вводить в заблуждение. Это такие же «игрушки» для короля, как и его знаменитая коллекция моделей танков. Что касается вопросов основополагающих, Иордания является одним из самых последовательных и безотказных союзников США на Ближнем Востоке. Союзником более надежным, чем Израиль и государства Персидского залива. Никакие другие обстоятельства, наподобие снабжения Ирака в 1990-е годы через иорданскую территорию и приют, ранее предоставленный палестинцам, этого факта не отменяют.

Иордания больше, чем все остальные арабские страны, вынесла из ожесточенного противостояния с Израилем. Ее солдаты, как никто, мужественно сражались за Иерусалим и Западный берег р. Иордана, нанесли много болезненных поражений израильтянам в боях и лучше других осознали, с кем имеют дело. Сами израильтяне ставили их на первое место среди своих противников и по стойкости, и по уровню подготовки.

Несмотря на фактическое состояние мира с Израилем и открытую границу, средневзвешенное отношение рядового иорданца к Израилю можно назвать смесью ненависти, страха и уважения.  И частью феномена, объясняющего особый союзнический статус Иордании для США, является то, что королевство видит в них защитника от Израиля. Прежде всего, от Израиля, а потом уже от всех остальных. Для США же, Иордания — уникальный плацдарм в силу ее географического положения и «туз в рукаве», из-за ее династического статуса.  Ведь хашимиты являются законными сюзеренами Мекки в отличии от самозванцев Аль Саудов. Во-вторых, без Иордании не обойтись ни в одном трансаравийском наземном проекте. В-третьих, иорданский король, человек слова, бесхитростный и прямой. С ним приятно иметь дело в отличие от всех прочих его соседей, которых сами американцы в приватных разговорах называют в литературном, цензурном варианте хитроумными людьми. Кроме того, обезопасив Кемп-Дэвидом Израиль с юга, неплохо бы подстраховаться и с востока, пусть воинственная и хорошо подготовленная иорданская армия лучше получает неплохое жалование и сидит в казармах. В каком-то смысле, все то, что сейчас творится в Сирии, есть попытка устранить угрозу Израилю и с севера, но попытка запоздалая. Что поделать, если США «проспали» Иран? Как минимум, лет на пятнадцать?

Поэтому, а также потому, что Всевышний обделил Иорданию нефтью (вернее она там есть, и в достаточных количествах, но, увы, глубоко, от 5 до 7 тысяч метров, что делает ее добычу коммерчески почти нерентабельной), вопрос с союзническими отношениями между Амманом и Вашингтоном решен так: Меморандум о взаимопонимании определяет финансовую помощь Иордании на ближайшие пять лет в объеме 6.375 млрд долларов США (по 1 млрд 275 млн в год). Это на 275 млн долларов в год больше, чем за последние три года.  И в условиях сокращения администрацией Д.Трампа зарубежной помощи! Этот лишних денег никому никогда не даст. Однако, Иордания остается среди прочих «счастливчиков», наряду с Афганистаном, Ираком, Израилем, и временно наказанным, Египтом.

Счастье это для Иордании горькое. Страна кроме хронического бюджетного дефицита страдает от демографического дисбаланса. В ней по-прежнему слишком много палестинцев, к которым в последние годы добавились сотни тысяч беженцев из соседней Сирии. Часть из них отправляется в военные лагеря для подготовки американскими и британскими военными инструкторами к боевым действиям в составе сил «умеренной оппозиции».

Два предыдущих Меморандума действовали в 2009-2014 и в 2015-2017 гг. Объем ежегодной американской помощи королевству последовательно рос с 660 млн долларов до 1 млрд и вот, до 1 млрд 275 млн долларов.  Кроме того, Иордания регулярно получает транши по линии, например, «Партнерской программы по ограничению угроз», финансируемой Пентагоном. Это около 100 млн долларов США в год.  Поступают средства и в рамках программ ООН и различных фондов и неправительственных организаций. Кроме того, в 2013-2015 гг. Вашингтон прогарантировал выделение Амману кредитов на 3.75 млрд долларов США.

Структурно американская финансовая помощь реципиентам делится на две части: «фонды поддержки экономики» и «внешнее военное финансирование». В случае Израиля на вторую часть приходится 100% американской помощи. В случае с Египтом (до введения санкций) военные получали 85% от объема финансирования. Иордания получает деньги примерно в равных долях: половина на военные нужды, половина на поддержку экономики.

Февральский меморандум устанавливает для Аммана нижний годовой предел для экономической помощи в 750 млн долларов США и 350 предназначены для военных. Еще 175 млн будут предоставлены при необходимости. Приоритет отдан экономике ввиду давления, оказываемого на нее сирийскими событиями, прежде всего, огромным наплывом беженцев. Львиная доля средств будет направлена на поддержку платежеспособного баланса Иордании. Порядка 12% иорданского бюджета формируется за счет прямых заимствований, где американские средства занимают второе место после саудовской финансовой помощи. Впрочем, последняя поступает неравномерно. Остальные страны-члены ССАГПЗ в данное время сосредоточились на финансировании инвестиционных программ, ведущихся при их содействии в Иордании.

Внешние заимствования в Иордании составляют 94% от ВНП страны, на их годовое обслуживание требуется около 1.3 млрд долларов США, то есть, сумма, сопоставимая с объемом американской помощи. Правительство страны вынуждено было пойти на отмену хлебной дотации и увеличить цены на электроэнергию, а также на 10-16% увеличить налог с продаж по целому ряду товаров.

52.3MB | MySQL:103 | 0,483sec