Противостояние КСА и ОАЭ в Йемене продолжается

Глава Йемена Абд Раббо Мансур Хади назначил генерала Али Салеха Али Абдалллу, брата убитого в конце прошлого года бывшего президента страны Али Абдаллы Салеха, командующим резервными силами, которые до преобразований в 2013 в йеменской армии составляли Национальную гвардию Йемена. Об этом в субботу сообщил телеканал «Скай ньюс — Арабия», приводя выдержки из указа действующего президента Йемена Мансура Хади. В начале декабря прошлого года йеменский экс-президент Салех был убит близ столицы страны Саны сторонниками мятежного движения «Ансар Аллах» (хоуситы) спустя несколько дней после его заявления о прекращении союзнических отношений с хоуситами. После смерти А.А.Салеха его двоюродному брату генералу Али Салеху Али Абдалле удалось перебраться из-под Саны в провинцию Мариб, где он объявил о переходе на сторону йеменской армии. В Йемене с августа 2014 года продолжается противостояние между правительственными силами и мятежниками-хоуситами. В наиболее активную фазу оно перешло с вторжением в марте 2015 года коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. До декабря 2017 года на стороне «Ансар Аллах» в межйеменском противостоянии выступали и сторонники экс-президента, основную боевую силу которых представляли подразделения Национальной  гвардии, верные Али  Салеху Али Абдалле. Для начала уточним, что Национальной гвардии в Йемене никогда не было, была Республиканская гвардия. Али Салех Али Абдалла при этом командовал не всей гвардией, а исключительно ее авиакрылом. И знаменит он не этим, а тем обстоятельством, что он очень долгое время возглавлял личную канцелярию своего брата, то есть имеет серьезные контакты в племенной верхушке страны. В связи с объявленным назначением многие аналитики начали говорить о том, что наметился компромисс в позиции Эр-Рияда по вопросу принятия проекта ОАЭ в отношении будущего политического устройства Йемена. В общем-то в центре такого проекта лежит две основные темы.

  1. Предоставление Южного Йемена широкой автономии с превращениям ее практически в фактический протекторат ОАЭ.
  2. Отказ от участия йеменского аналога движения «Братьев-мусульман» в лице партии «Ислах» в будущей политической архитектуре страны. Если грубее — требование к Эр-Рияду отказаться от поддержки этой партии и сделать упор на возвращение к власти клана экс-президента А.А.Салеха.

В этой связи собственно ОАЭ и вели переговоры с экс-президентом всю вторую половину прошлого года через пребывающего в ОАЭ сына А.А.Салеха Ахмеда. И в конечном счете это привело к плохо продуманной попытки мятежа со стороны сторонников экс-президента в декабре прошлого года и его гибели. Но от своих планов инкорпорации его родственников в новую политическую архитектуру страны ОАЭ не отказались. В этой связи в Абу-Даби объявился племянник экс-президента Тарик, который командовал в свое время Республиканской гвардией. Он получил поддержку от Абу-Даби финансово и организационно. Сейчас он перебрался в Аден, где на площадке крупнейшей военной базы в окрестностях этого города формирует совместные с южнойеменцами силы сопротивления. Некоторые источники называют при этом, что их численность должна составить порядка 10 тысяч бойцов.  Договоренность об этом была достигнута в феврале с.г. в Абу-Даби между Тариком и Ахмедом Салехами и главой образованного при поддержке ОАЭ Переходного совета Южного  А.аль-Зубейди. Таким образом констатируем, что планы Абу-Даби в отношении будущего устройства Йемена изменений не претерпели. Отметим также, что именно Тарик Салех должен был возглавить военное управление на севере Йемена в случае удачи мятежа в Сане в декабре с.г. И эти планы остаются в силе.

В этой связи назначение Али Салеха Али Абдаллы командующим «территориальных сил» надо рассматривать не как согласие Эр-Рияда  на эмиратовский проект устройства Йемена, а ровно наоборот. В данном случае Саудовская Аравия  играет на раскол клана Салеха, пытаясь приручить его часть. Таким образом, саудовцы пытаются воспрепятствовать планам ОАЭ по воссозданию на севере линии опоры этого клана и превращения его в явную альтернативу и  ислаховцам, и  хоуситам. В этой связи Эр-Рияд также предпринимают все усилия для того, чтобы сорвать запланированный ОАЭ съезд просалеховской партии Всеобщий народный конгресс (ВНК), на котором в качестве генерального секретаря планируется избрать сына экс-президента Ахмеда. В рамках этих усилий саудовцы провели срочные консультации с рядом эмиссаров этой партии, и в том числе с ее фактическим руководителем в лице Ядуми. Результатом на сегодня является раздробленность ВНК и срыв планов Абу-Даби по созыву на своей территории внеочередного партийного съезда. Если брать план ОАЭ на йеменском направлении  схематично, то в принципе он означает возвращение к  схеме государственного устройства страны, на котором настаивал экс-президент с самого начала: передачи власти своему сыну, а не своему сводному брату Али Мохсену аль-Ахмару, как на том настаивала племенная верхушка объединения хашед. Это разногласие собственно и явилось ключевой причиной «йеменской революции». При этом именно хашед полагается главной опорой партии «Ислах».  В этой связи Эр-Рияд категорически не устраивает эта схема, которая выводит и на Юге, и на Севере Йемена фигуры из клана Салеха на первые роли при минимальном влиянии на них со стороны КСА. И в данном случае  Эр-Рияд старается играть свою партию, начиная от проведения сепаратных от Абу-Даби консультаций с хоуситами по вопросу выхода на «всеобъемлющее соглашение», и заканчивая попытками раскола единого фронта в клане Салеха. При этом Эр-Рияд продолжают ставить на вице-президента и сводного брата экс-президента Али Мохсена аль-Ахмара, как на явную альтернативу таким проектам ОАЭ. Он считается фактически руководителем военного крыла ислаховцев, и естественно в этом качестве ОАЭ не устраивает категорически. Рискнем предположить, что именно Али Мохсена аль-Ахмара в Эр-Рияде будут всячески проталкивать в качестве лидера Йемена, поскольку помимо влияния на хашед, он же является ярым антиподом Тарика и Ахмеда Салехов, которые играют в данном случае по правилам ОАЭ.

62.81MB | MySQL:102 | 0,551sec