К вопросу о закупке Турцией у России систем ПВО С-400

Вопрос закупки Турецкой Республикой у Российской Федерации систем ПВО С-400 продолжает активно обсуждаться в турецких СМИ. Информационными поводами для этого служат неутихающие заявления официальных лиц Запада в адрес Турции, прежде всего, представителей США и Североатлантического альянса. Формулировки этих заявлений могут меняться, однако, от этого их смысл мало меняется. Выражая смысл всех этих посланий всего одной лишь фразой, получим приблизительно следующее: «Турция, конечно, независимое государство и сама определяет свою оборонную политику, но она не должна закупать у России С-400».

С другой стороны, С-400, разумеется по инициативе американской стороны, вошел в комплекс вопросов, которые обсуждаются американо-турецкой комиссией по урегулированию двусторонних отношений. Напомним, что комиссия была сформирована по итогам февральского визита в Анкару государственного секретаря (теперь уже бывшего госсекретаря – В.К.) Рекса Тиллерсона и к настоящему времени прошёл первый раунд двусторонних переговоров в Вашингтоне. На 19 марта было запланировано продолжение в американской столице с участием глав двух внешнеполитических ведомств. Однако, скоропалительная отставка Рекса Тиллерсона со своего поста с заменой его на Майка Помпео, привела к переносу срока поездки в Вашингтон турецкого министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу.

Заметим, что двумя внешнеполитическими ведомствами предпринимаются заметные усилия к тому, чтобы диалог между США и Турцией был бы продолжен. Тем более, что после так называемого «взятия» г. Африн турецкими вооруженными силами, в рамках операции «Оливковая ветвь» (по сути оставленного ПДС/СНС – В.К.), наступает время принятия очередного решения – а именно, о продолжении операции турецкими ВС в направлении Манбиджа или же о её постепенном сворачивании (разумеется, по мере того, как ситуация в самом Африне будет нормализовываться в рамках турецкого плана – В.К.). Так что, в преддверии часа «Х» сторонам предстоит финальный раунд переговоров, когда на стол будут выложены все аргументы и контраргументы, равно как и обещания с посулами. Разумеется, американские в адрес турок – своих «образцовых партнеров» и не только по НАТО, но и в прочих сферах.

Вопрос закупки у России С-400 для Анкары стал одним из серьёзных козырей в большой игре турок с американцами. Ибо, цена отказа от сделки для Турции, на первый взгляд, выглядит довольно значительной. Во-первых, имиджевые потери лично президента Р.Т.Эрдогана в глазах российского лидера В.В.Путина, после того, как первый дал не одно публичное обещание и уже много раз заверил второго в окончательной и бесповоротной решенности вопроса в пользу сделки с Россией. Во-вторых, потерянный авансовый платеж, который будет удержан Россией в случае необоснованного условиями сделки её расторжения. Если исходить из просочившихся в СМИ оценок суммы контракта в 2 млрд долл., то сумма аванса должна составлять от 15 до 30% — то есть от 300 до 600 млн долларов. В-третьих, в случае расторжения сделки, от России можно ожидать ассиметричных шагов в плане сдерживания деятельности турецкого бизнеса, скажем, строительного, в нашей стране.

Но если подумать, при том, что границы возможных ответных действий России в адрес Турции четко определены (газ будет поставляться, АЭС «Аккую» будет строиться, закупки широкой номенклатуры товаров и услуг из Турции будут продолжены – В.К.), можно сделать вывод о том, что ничего такого сверхестественного Россией, в случае чего, предпринято быть не может, кроме скандала, который скрыть будет нельзя, но брань, как известно, «на воротах не виснет», тем более, дипломатическая. Еще при том, что России нужна Турция в Сирии в качестве партнёра по диалогу в рамках астанинского процесса. Да и «Турецкий поток», у которого горят все сроки, вряд ли для России представляет собой сильно меньший приоритет.

Отдельной темой является тот принципиальный вопрос, зачем Турции, вообще, покупать для себя подобную систему ПВО? То есть, для решения каких военно-политических задач «здесь и сейчас»?

А поскольку таких задач не просматривается, то для турок, просто на геополиическую перспективу, желательно: а) получить подобную систему «бесплатно», то есть с минимальным авансом под длинный кредит с льготной ставкой, а лучше вообще в рамках техпомощи, б) получить не просто «железо», но и, по возможности, «ноу-хау», которые можно использовать потом в турецком ВПК, в) сделать так, чтобы Турцию долго уговаривали её купить, то есть получить систему в рамках пакетной сделки, с какими-либо «приятными бонусами». К которым, конечно, нельзя отнести компенсацию всех неудобств от расторжения сделки с Россией, включая авансовый платеж. Это и так подразумевается.

К чему мы все это говорим? – Как сообщают турецкие СМИ, 31 марта в Турцию прибывает заместитель государственного секретаря, начальник бюро по военно-политическим делам Тина Кайданау и она, якобы, привезет альтернативное предложение для турок по системам ПВО. Визит состоится в рамках продолжающегося американо-турецкого диалога по нормализации отношений. Аргументом турецкой стороны в пользу России ныне является то, что она не могла получить подобные системы от американцев до сих пор, в первую очередь, из-за блокирования вопроса со стороны Конгресса США. Не исключено, что угроза того, что Турция закупит С-400 у России поможет это «вето» Госдепу преодолеть. Впрочем, турки не были бы турками, если бы им на ум не пришло купить одновременно две системы – и С-400 и «Пэтриот». Вот только они, в попытках выторговать для себя условия получше, забывают, что для американцев (но не для России – В.К.) две эти сделки являются взаимоисключающими. Так что, рискнем предположить, что ближайшие дни и даже часы будут критичными с точки зрения наметившегося российско-турецкого сотрудничества в области ВПК, да и последующего развития ситуации в Сирии.

52.19MB | MySQL:103 | 0,593sec