Об отношениях Турции с ЕС

Встреча между лидерами ЕС и Турции, которая необходима для нормализации отношений между Евросоюзом и Анкарой, пройдет в понедельник в болгарской Варне. Основными темами переговоров станет выполнение условий соглашения между Турцией и ЕС по беженцам, а также обсуждение конфликта Турции с Кипром, Грецией и Италией по добыче газа на кипрском шельфе. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, председатель Европейского совета Дональд Туск, спикер Европарламента Антонио Таяни обсудят широкий спектр двусторонних отношений с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом, министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу, министром по делам ЕС Омером Челиком, министром экономики Нихатом Зейбекчи и министром торговли и таможни Бюлентом Тюфенкчи. «Есть необходимость в урегулированных отношениях с нашим соседом — Турцией. Диалог с турецким президентом должен быть продолжен», — подчеркнул премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. Он стал основным организатором этой встречи, поскольку Болгария выполняет в первом полугодии функции председателя Совета ЕС. «Ожидается очень тяжелая встреча, отношения крайне напряженные. Мы должны подтвердить свою приверженность соглашению о беженцах и обеспечить второй финансовый транш для Турции. Наша минимальная цель — гарантировать безопасность внешней границы ЕС, чтобы 3,5 млн беженцев, которые находятся в Турции, так бы там и оставались. Мы нуждаемся в урегулированных отношениях с нашим соседом, с Турцией», — отметил Борисов, комментируя предстоящие переговоры.

Как полагают американские эксперты, Европейский союз и Турция только  обозначат стремление к возобновлению двусторонних отношений в ходе саммита 26 марта. А если точнее, то попытаются договориться в отношении пролонгации программы в отношении миграции, которая сейчас основательно зависла в результате отказ ЕС выдавать очередной транш Анкаре по вопросу обустройства беженцев. Грубо говоря, на предстоящем саммите будет обсуждаться вопрос очередных «откупных»  Турции со стороны ЕС. И время созыва этого саммита был синхронизирован прежде всего с окончанием срока формирования правительственной коалиции в ФРГ, канцлер которой А.Меркель и была основным инициатором формирования такого подхода к этой теме. Успех этих переговоров надо рассматривать в связке с желанием или нежеланием Берлина как основного спонсора выдавать требуемую Анкарой сумму. При этом такие вопросы,  как спор по Кипру, критика ЕС внутренней политики Эрдогана и все более односторонние действия Турции в конфликте в Сирии останутся в принципе нерешенными. В этой связи американцы полагают, что на среднесрочную перспективу  отношения между Европейским союзом и Турцией будут определяться сочетанием сотрудничества и трений. Поправим: общей обструкцией Анкары со стороны ЕС с достижением договоренностей по конкретным темам.  С одной стороны, Европейский союз хочет сохранить свое миграционное соглашение с Турцией и готов использовать торговлю по этому вопросу в качестве инструмента для воздействия на Анкару. С другой стороны, длинный перечень нерешенных двусторонних вопросов по-прежнему будет создавать препятствия в двусторонних отношениях. Предстоящий саммит в Болгарии только подчеркнет эти противоречия, но никоим образом их не решит. Причем разногласия по этим вопросам будут только констатированы во время саммита без всяких стремлений сторон достигнуть какого-то компромисса. Повторим, что собираются в Варне по большому счету по одному вопросу: как и сколько надо заплатить Анкаре для того, чтобы она продолжала сдерживать незаконные миграционные потоки в ЕС. При этом официально  неоднократно обозначенный Брюсселем тезис о невозможности полного инкорпорирования Турции в ЕС в долгосрочной перспективе безусловно самым кардинальным образом снижает  степень его влияния на Анкару. Это положение автоматически определяет отсутствие всяческого прогресса на всех иных направлениях, кроме миграции и таможенного соглашения. В этой связи стороны отходят от работы в формате ЕС-Турция и переходят к диалогу по второстепенным вопросам на площадках двусторонних отношений Анкары с каждой страной ЕС в отдельности. На повестке дня нынешнего формата остается только миграция и торговля. Турция является четвертым по величине экспортным направлением Европейского союза и его пятым по величине источником импорта, в то время как блок является основным торговым партнером Турции. Таким образом, одной из важных областей потенциального соглашения является обновление таможенного соглашения сторон, и эта тема будет в центре консультаций  26 марта. В своей нынешней форме таможенное соглашение ЕС-Турция не включает сельскохозяйственную продукцию, государственные закупки или услуги, оставляя значительные возможности для его модификации. При этом американцы предполагают, что Брюссель не пойдет на просьбы Анкары в отношении снятия рестрикций в области экспорта сельскохозяйственной продукции из Турции в ЕС. Турки ответят созданием проблем для открытия странам ЕС своего рынка  государственных закупок. Но общий диалог по вопросу модификации условий таможенного соглашения будет продолжен.

При этом в центре дискуссий принципиально остается в основном миграционная проблема. То есть, в реальности таких проблем много (Кипр, Греция, визовые вопросы), но по факту в Варне будет достигнут прогресс только в основном по миграционной сделке. Она в марте  2016 года определила, что Анкара будет работать в рамках ограничения числа мигрантов, и она была признана в Брюсселе  в целом эффективной. По данным Организации Объединенных Наций, в 2017 году в Европу морем прибыло около 172 000 мигрантов по сравнению с более чем миллионом в 2015 году. В рамках сделки Брюссель пообещал Анкаре 6 млрд евро (7,4 млрд долларов) для помощи просителям убежища, оказавшимся в Турции. Выплата денег неоднократно тормозилась по тем или иным бюрократическим причинам, и недавний отчет ЕС предупредил о нарушениях в использовании Турцией выделенных денег. При этом, по данным ряда источников,   в Брюсселе уже принято принципиальной решение о сохранении миграционной сделки в силе. Темы о неадресном расходовании траншей в данном случае надо трактовать как дипломатическое  повышение позиций ЕС в предстоящих консультациях. И не более того.  Действительно, 14 марта Еврокомиссия одобрила выделение Турции транша в размере 3 млрд евро. По данным  турецкой ежедневной газеты «Хюрриет», самой сложной темой переговоров будет именно этот вопрос. Турция настаивает на гибкой позиции в выделении средств, то есть предоставлении Анкаре права принимать самостоятельные решения по их использованию, а Еврокомиссия заявляет о готовности дать деньги только на конкретные проекты. Снова повторим, что это только предварительная позиция Брюсселя, но в реальности вопрос о выделении этой суммы уже решен.

Все остальные темы двусторонней повестки дня останутся нерешенными. Компромисс по либерализации визового режима (Турция соглашается с сужением своего определения терроризма, а Европейский союз  отменяет визовые требования при выполнении этого условия) возможен, но маловероятен. Еврокомиссия сейчас просто не может выполнить обещание по отмене виз для турецких граждан. Для этого ей необходимо заручиться поддержкой всех государств сообщества для одобрения такого решения в Совете ЕС, тогда как большая часть европейских столиц не поддерживает безвизовый режим для Турции.  Споры между Турцией, Грецией, Кипром и Европой в Восточном Средиземноморье также останутся источником трений, а значит  расхождения в позициях сторон по вопросу   разведки энергоресурсов в исключительной экономической зоне Кипра будут продолжаться.

52.19MB | MySQL:103 | 0,489sec