Выборы президента РФ в Израиле: социально-политические аспекты

По итогам состоявшихся 18 марта с. г. выборах президента Российской Федерации вновь (во второй раз в рамках нынешнего варианта Конституции, и в четвертый раз за его политическую карьеру) был переизбран действующий глава РФ Владимир Путин. Наряду с почти 109 млн зарегистрированных избирателей в самой России, право принять участие в этих выборах имели еще 1,8 млн граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, в том числе – в Израиле.

«Израильский электорат» российских кандидатов

Очевидно, что голосование российских граждан, находящихся в Израиле – как, впрочем, и в любой другой стране «российской гражданской диаспоры», почти никак не могли повлиять на итоги выборов. Но сами по себе они представляют несомненный социологический интерес.

Итак, на сегодняшний день в Израиле проживает 319 335 репатриантов, прибывших с территории России за последние 28 лет, в том числе 242 778, репатриировавшихся после распада СССР, то есть, имевших возможность сохранить российское гражданство, немногим более 230 000 из которых – в возрасте 18 лет и старше. Около 2/3 из них (порядка 154 000, по данным посольства РФ в Израиле), состоит на учете в российских консульствах в Тель-Авиве и Хайфе как обладающие активным избирательным правом и имеющие действующий российский паспорт.

На практике, в день выборов на избирательные участки, развернутые в 14 израильских городах (Иерусалиме, Тель-Авиве, Араде, Ашдоде, Ашкелоне, Беэр-Шеве, Кармиэле, Нацрат-Илите, Нетании, Реховоте, Ришон ле-Ционе, Хадере, Хайфе и Эйлате), согласно данным, предоставленным посольством Российской Федерации в Израиле, явилось чуть более 12 тыс. человек (12 007 бюллетеней были признаны действительными). Таким образом, явка по Израилю составила около 8% – в восемь раз меньше, чем в России и вчетверо меньше, чем в зарубежных избирательных «округах» в целом.

В процентном отношении либеральные кандидаты – Ксения Собчак (Гражданская инициатива) и Григорий Явлинский (Яблоко) получили в Израиле в 6-7 раз больше голосов, «либертианец» Борис Титов (Партия РОСТа) – примерно столько же; представитель КПРФ Павел Грудинин и «национал-популисты» Сергей Бабурин (Российский общенародный союз) и Максим Сурайкин («Коммунисты России») – вдвое меньше, а лидер ЛДПР Владимир Жириновский – более чем вчетверо меньше, чем в России.

Все это плюс-минус соответствовало тенденции российских выборов в Израиле прошлых лет, за исключением одного, но весьма драматичного момента: в этот раз доля голосов, которые «самовыдвиженец» В.В. Путин получил от российских граждан, голосовавших в Израиле, была близка к доле голосов, которые он получил и в самой России (соответственно, 72.6 и 77%), что позволило ему радикально (почти в 5.5 раз) оторваться от ближайшего конкурента.

Сравнительные итоги выборов президента РФ в 2018 году

 

Кандидат Голосование в РФ Голосование в Израиле
В.В. Путин 77% 72.6%
Павел Грудинин (КПРФ) 12% 5.5%
Владимир Жириновский (ЛДПР) 6% 1.4%
Ксения Собчак («Гражданская инициатива») 2% 13,4%
Григорий Явлинский («Яблоко») 1% 5,7%,
Борис Титов («Партия РОСТА») 0,76% 0,75%
Сергей Бабурин (Российский общенародный союз) 0,65% 0,39%
Максим Сурайкин («Коммунисты России») 0,68% 0,27%
Явка 67,5% 8%

Более того, достаточно близким оказалась доля проголосовавших за действующего президента и в географическом контексте: доля голосов, которые В.В.Путин собрал в Иерусалиме и Тель-Авиве, была немногим меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге; в населенных пунктах прибрежных мегаполисов центра и севера Израиля – сопоставима с долей, полученной им в центральных областях европейской России. И на 10-12 процентных пунктов больше, чем в среднем по стране, в таких городах как Нацрат-Илит и Хедера (84,96% и 81,76%), что было похоже на модели голосования в российской периферии.

Собственно, именно долей, а не абсолютной численностью голосов, полученных действующим российским президентом, и впечатлились израильские комментаторы, хотя больше всего реакций было в самой русскоязычной среде. Где комментарии варьировались от сравнительно нейтральных заключений, что явившиеся на избирательные участки шли туда под лозунгом «За Путина и пенсии!» (имея в виду, что в Израиле живет порядка 42 тыс. человек, успевших до эмиграции заработать российские пенсии). И до определения голосовавших как представителей «русского гетто, которые несмотря на годы, прожитые в Израиле, интересами и ментально остались в стране исхода».

В пользу первой версии в израильских русскоязычных и ивритоязычных СМИ приводят оценки наблюдателей, согласно которым большинство голосовавших в Израиле как раз были людьми пенсионного возраста. А до трети голосов в некоторых городах, по тем же данным, собирались по домам престарелых, куда выезжали представители избирательной комиссии. «Многие люди преклонного возраста, для которых сумма от нескольких сотен до тысячи шекелей в месяц – значимая, благодарны Путину за российские пенсии», пишет один из известных в израильской русскоязычной медиа и блогосфере публицистов. «Именно ему. Даже если они об этом забывают, напомнить просто – и это может стать стимулом для голосования».

Сторонники второй версии упоминали такие факты, как централизованное участие в досрочном голосовании 15-16 марта активистов «Конгресса российских соотечественников». Но чаще обосновывали свои выводы об упомянутом «русском гетто» рассуждениями на тему о высокой концентрации в нем «агрессивных совков и ватников», находящихся под влиянием бесконечного просмотра российских федеральных каналов.

В то время, как первая версии выглядит вполне логичной (но заметим все же, что если это так, то в выборах приняли участие не более 15% живущих в Израиле российских пенсионеров), то аргументы в пользу второй версии нуждаются, на наш взгляд, в дополнительном рассмотрении. Начнем с того, что если принять эту аргументацию, то в категорию членов «русского гетто», которых больше интересует российская, чем израильская действительность, следует занести и тех, кто проголосовали не за «консерватора» Путина или правых и левых националистов (соответственно, Бабурина и Сурайкина), а за экономических, политических и гражданских либералов (Собчак, Явлинского и Титова).  Каковых, повторим, в процентном отношении было в разы больше, чем Росси. А это, как представляется, несколько портит версию захвата избирательных участков членами израильского филиала «русского мира».

Далее, попробуем для чистоты эксперимента допустить, что все, кто голосовал за кандидатов оппозиции, и противостояли таким образом, «русским старожилам-ватникам», были репатриантами последних 4-5 лет, чьим основным мотивом эмиграции из России, согласно популярной в израильских СМИ версии, была неготовность мириться с ущемлением свобод в стране исхода. Сомнительно, что именно таковым было реальное размежевание голосов, но даже в таком, самом крайнем случае, голосовать 15-18 марта в Израиле пришли не более 1.5-2% той самой «путинской алии». Разумеется, если не предположить, что «новенькие» составляли и большинство избирателей Путина, что по всем признакам, уже точно совсем не так. Да и в таком, почти фантастическом варианте, это бы обеспечило явку не более пятой части репатриантов из России «путинского призыва». Все это очевидно ставит под вопрос всю версию «русского гетто».

В качестве элегантного выхода из этой проблемы те, кто все же настаивают на версии успеха «русского мира» на выборах президента РФ в еврейском государстве, выдвигают версию, что итоги этих выборов – это не российская, а израильская история. То есть, итоги голосования следует сравнивать не с процентами голосов, поданных за Путина и его либеральных оппонентов в России, а исключительно друг с другом, причем, интерпретировать их в контексте внутренней идеологической повестки дня. Например, размежевания между левыми либералами и правыми консерваторами-националистами.

«Меня не столько смущает голосование израильских пенсионеров за В.В.Путина, — пишет левонастроенный израильский журналист и востребованный политтехнолог Давид Эйдельман, — сколько неуклонное сползание Израиля к путинской политической модели безальтернативного политического лидера, за которого будут голосовать, несмотря на ухудшение экономического положения, несмотря на коррупционные скандалы, несмотря на рост напряженности». (https://relevantinfo.co.il/golosuet-za-putina/)

Заметим, что данный подход не нов. Еще в 90-е гг. прошлого века в составе новых, тогда репатриантов была сравнительно небольшая группа, в массе своей, из числа выходцев из крупных культурных центров бывшего СССР, идентифицировавших себя больше с собственно русской, чем еврейской или «русско-еврейской» культурой. И среди которых доля сторонников израильского «левого» лагеря существенно выше этой доли среди репатриантов в целом. Для этой группы была иногда характерна тенденция автоматического перенесения оценок этнополитической ситуации в постсоветских государствах, особенно после начала русско-чеченского конфликта 1995–1996 гг., на израильско-палестинское противостояние.

Кроме того, среди этой категории было довольно много представителей художественной интеллигенции, для которой в принципе характерен определенный крен «влево». А поскольку подобные настроения абсолютно доминируют в творческих и гуманитарных кругах Израиля, «левая» идеология часто была «входным билетом» (или, по крайней мере, надеждой получить таковой) в эти круги и для интеллигенции из числа репатриантов. В этой связи показательны два витка дискуссии на тему «может ли интеллигенция быть “правой”», имевшей место в определенных кругах общины и «русских» газетах Израиля в самом начале 90-х гг. ХХ века и десятилетие спустя.

Нечто подобное – хотя и в минималистском и даже, в каком-то смысле, гротескном виде происходит и сегодня. В том числе, благодаря усилиям некоторых из прибывших в Израиль в последние пару лет бывших российских медийных фигур, которые обнаружили здесь, как выразилась одна из них, «“русский мир” как способ опасного и заразного агрессивного мышления».

Понятно, что именно такая интерпретация событий, вполне укладывается в устоявшиеся представления части традиционного политического, академического и особенно, информационного истеблишмента Израиля. Кто, несмотря на все контраргументы, продолжает рассматривать выходцев из СССР/СНГ в качестве носителей «советской и постсоветской тоталитарной идеологии». Потому неудивительно, что именно она оказалась востребована многими ивритоязычными медиа и на этот раз (во всяком случае, таков был контекст первого или второй по частоте вопроса, который интервьюеры задавали автору этих строк, приглашая его прокомментировать итоги российских президентских выборов).

Правда, тут у сторонников такой точки зрения может возникнуть проблема, ибо в рамках этой логики им придется считать всех, или большинство из 92-93% не явившихся на выборы российских граждан сторонниками либеральной оппозиции, принявших идею бойкота выборов как единственной эффективной формы выражения политического протеста авторитарному режиму. Что выглядит весьма обескураживающим выводом для по-прежнему непоколебимо уверенных в том, что выходцы из бывшего СССР и через два с половиной десятилетия в Израиле продолжают отстаиваться носителями советской и постсоветской нелиберальной политической культуры, в корне отличающейся от «демократической культуры» коренных израильтян ашкеназского происхождения

 Что говорят опросы

Так в чем же дело? Попробуем ответить на этот вопрос в свете данных последнего по времени (март 2017 г.) масштабного репрезентативного исследования израильской «русской улицы», проведенного, по инициативе информационного портала NewsRu.co.il социологическим институтом ПОРИ, по программе, предложенной автором этих строк.  В ходе исследования респондентам было среди прочего, предложено определить свое отношение к идее израильско-российского стратегического партнерства.

Отметим, что лишь порядка 7-8% репатриантов, прибывших в Израиль с начала «большой алии» за последние 28 лет из России, три четверти из которых, как было показано выше, сделали это после распада СССР, и соответственно, сохранили право на российское подданство, оказались вообще индифферентны к данному вопросу.  Но и тех из опрошенных кто полагал, что «Израилю имеет смысл отказаться от односторонней ориентации на США и заняться поиском и других стратегических партнеров, включая Россию» – оказалось немногим больше – порядка 10 с небольшим процентов.  Примерно вдвое-втрое была большей доля тех, кто придерживался прямо противоположной точки зрения «интересы России всегда будут лежать преимущественно в арабском мире, потому она никогда не будет надежным партнером Израиля».

Самым популярным сужением, собравшим от более трети до почти половины выборов бывших жителей РСФСР и РФ, была готовность поддержать «укрепление и расширение отношений Израиля с РФ, но не за счет его особых отношений с США». Как и в прошлом, «русские» израильтяне вполне понимают, что Израиль, будучи технологической сверхдержавой и важнейшим фактором региональной и, отчасти, мировой политики, тем не менее, в существующем глобальном политическом контекст не может себе позволить принципа «постоянного нейтралитета» («изоляционистов», требующих «придерживаться политики равной удалённости от различных глобальных центров силы» среди респондентов-бывших россиян оказалось менее 15%).

По нашему мнению, такое размежевание среди респондентов неплохо укладывается в модели избирательной явки и голосования российских граждан в Израиле на выборах президента РФ. Надо полагать, на них пришли и проголосовали большинство из тех 10%, кто считает, что Израилю нужна Россия как стратегический партнер и союзник – причем, в большинстве, за того кандидата, который эту Россию, в том виде, в котором она, по их мнению, Израилю и нужна как партнер, и олицетворяет.  И некоторые из тех, кто считает, что с Россией нужно поддерживать нормальный диалог, коль скоро ее присутствие у северных границ Израиля (в Сирии) есть свершившийся факт и долгосрочный фактор. Причем, часть из этой второй группы рассчитывает, что именно Путин является гарантом достигнутых в этой связи пониманий и договорённостей, но другие предпочли бы в качестве партнера для такого диалога одного из его оппонентов.

Но остальные 90% выходцев из России, не явившихся на выборы, вероятнее всего либо считают, что Россия не союзник, но с ней нужно поддерживать корректные отношения, либо полагают, что от нее нужно держаться подальше, или вообще уже не считают для себя эту тему актуальной в принципе. Иными словами, итоги российских выборов в Израиле сегодня – это действительно, история об Израиле, а не России. Но, как нам представляется, должна восприниматься не во внутриполитическом и идеологическом, а внешнеполитическом контексте – хотя и он, разумеется, является фактором внутриполитического расклада.

В любом случае, общине выходцев из бывшего СССР отнюдь не свойственен т. н. «экспатриотизм политического сознания», т.е., ориентация на «страну исхода» и идентификация с ее политическими интересами (феномен, зафиксированный, например, в среде многих групп мусульманских иммигрантов в Европе). За 20-30 лет, прошедшие с начала «большой алии» русскоязычные репатрианты вполне интегрировались в местное общество и господствующую в них систему представлений и политических (в том числе внешнеполитических) ценностей.  В этом смысле «русские израильтяне» являются таковыми с ударением на второе слово, и вряд ли подпадают под популярную среди некоторых израильских социологов (и столь востребованную частью «старых» израильских элит) характеристику «хомо пост-советикус».

62.95MB | MySQL:105 | 0,610sec