Оценки китайских специалистов противостояния Саудовской Аравии и Ирана

Как известно наследный принц Королевства Саудовская Аравия Мухаммед бен Сальман  в своем интервью журналисту американского телевизионного канала CBS от 15 марта 2018 г. заявил, что если Исламская Республика Иран продолжит работы по созданию ядерных боеприпасов, то и официальный Эр-Рияд также приступит к таким работам, хотя и надеется избежать такого развития событий. По данным некоторых китайских источников, военно-политическое руководство КСА рассматривает возможность полномасштабного вооруженного конфликта с ИРИ через 10-15 лет. В этой связи представляется возможным выделить несколько аспектов саудовско-иранского противостояния.

 Израильский аспект

Китайские специалисты указывают, что отчасти, в сдерживании иранской ядерной программ военно-политическое руководство КСА надеется на второго ключевого игрока  в регионе после США, а именно на Израиль, поскольку его специальные службы добились наибольших успехов как в ликвидации объектов ядерной инфраструктуры Ирана, так и иранских ядерщиков. Конечно, израильские специалисты осуществляют наблюдение за населенными пунктами в близи которых расположены стратегические объекты ядерного проекта официального Тегерана, однако для отвлечения их внимания иранские военные наращивают свое влияние на ситуацию в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене и даже Катаре. В ответ израильские специальные службы вынуждены рассредоточивать свои людские ресурсы по указанным странам, тогда как Вооруженным силам Израиля приходится направлять все большее количество разведывательных беспилотных летательных аппаратов типа «Херон» для сбора информации.

Китайские наблюдатели отмечают, что за последнюю неделю марта 2018 г. в воздушном пространстве Сирийской Арабской Республики подразделения зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» перехватили три БПЛА указанной модели. С учетом внедрения новейших малогабаритных ракет «Гермес» огневые возможности этих ЗРПК  возрастут в три раза, что позволит отражать массированные налеты групп БПЛА разных классов и назначений.

Китайские специалисты указывают, что саудовские военные ведут переговоры с представителями оборонно-промышленного комплекса Израиля о приобретении зенитно-ракетной системы (ЗРС) противоракетной обороны (ПРО) «Стрела-3», которая предназначена именно для перехвата БРСД. Органы военной разведки КСА тщательно собирают данные о реальных возможностях данной системы и в своих оценках приходят к выводу, что «Стрела-3» позволит защитить большинство ключевых стратегических объектов королевства.

Кроме того, основными доводами в пользу приобретения ЗРС ПРО израильского производства являются высокая надежность и качество всех компонентов системы, а также оперативность предприятий ОПК еврейского государства. Вполне вероятно, что ВС КСА получат ЗРС «Стрела-3» даже раньше чем комплексы THAAD американского производства. Китайские специалисты отмечают, что израильские оружейники даже при наличии жестких договорных отношений с американскими коллегами пытаются  навязывать им конкурентную борьбу в некоторых секторах международного рынка вооружений.

Кроме указанных ЗРС предприятия ОПК Израиля могут предложить широчайший спектр бортовых систем и комплектующих для истребителей-бомбардировщиков F-15S, SA ВВС КСА. Вероятно, данным боевым самолетам, в случае начала вооруженного конфликта, придется преодолевать рубежи системы ПВО ИРИ, которая основана на российских ЗРК С-300 и их нелицензионных копиях, а также образцах зенитного вооружения китайского производства. Известно, что китайские оружейники готовы поставить свою продукцию для усиления объектовой ПВО Ирана.

Кроме того официальный Тегеран прилагает серьезные усилия по достижению договоренности с официальной Москвой о поставке новых истребителей типа «Су». Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают  рост  боевых возможностей боевых самолетов российского производства и высокую заинтересованность в них иностранных государств, особенно с учетом результатов, которые ВКС РФ достигли за неполные три года операции в Сирии.

 Американский аспект

Благодаря региональным вооруженным конфликтам иранские военные отработали на практике некоторые ракетные технологии и получили ценнейшую информацию о возможностях системы противоракетной обороны Королевства Саудовская Аравия. В этой связи необходимо добавить, что саудовские военные осознают, что возможностей зенитно-ракетных систем MIM-104 PAC3 недостаточно для эффективного противостояния  ракетам «Буркан 2Н» и реактивным системам «Бадр 1», которые иранские оружейники передают йеменским хоуситам. В случае начала полномасштабного вооруженного конфликта ракетные подразделения ВС ИРИ и КСИР способны применит более современные боеприпасы – баллистические ракеты средней дальности, которые позволяют поражать цели на всей территории КСА.

По данным китайских источников, военно-политическое руководство королевства в лице наследного принца Мухаммеда бен Сальмана готово вести жесткие переговоры с американскими поставщиками вооружений и военной техники о радикальной модернизации наличных ЗРС   MIM-104 PAC3 в рамках уже подписанных контрактов. Вполне вероятно, что в рамках предстоящей встречи наследного принца и президента США Дональда Трампа стороны будут обсуждать вопросы исполнения подписанных оружейных контрактов.

Причина вероятного пересмотра состоит в том, что в условиях продолжающейся военной операции в Йемене саудовские военные испытывают нехватку определенных боеприпасов, которыми они пытаются компенсировать низкую морально-психологическую готовность личного состава к боевым действиям против йеменских хоуситов. Китайские специалисты указывают, что сами американские военные стараются избегать операций в Йемене поскольку уже потеряли несколько конвертопланов MV-22 Osprey и разведытельно-ударных БПЛА MQ-9 Reaper, а также значительное количество военнослужащих подразделений Сил специальных операций убитыми.

 Военный атом королевства

Достоверно известно, что руководство КСА давно «мечтает» заполучить «ядерный меч». По данным китайских источников, саудовские специалисты начали работу над ядерным боеприпасом в лаборатории в одном из пригородов Эр-Рияда еще в 1978 г. в рамках соответствующего соглашения с Катаром и Кувейтом. На тот момент руководители Ирака, и Ливии также пытались развивать тему «ядерного оружия», однако  по причине распада СССР они не достигли желаемых результатов.

Необходимо отметить, что саудовскую ракетно-ядерную программу затормозили США по договоренности с Израилем. Представители Белого дома предупредили Эр-Рияд, что если саудовские специалисты не прекратят работы над делящимися материалам и не закроют проект баллистической ракеты средней дальности (БРСД), то ВВС КСА не получат необходимой техники и вооружения на общую сумму 450 млн долл. США.

Конечно, американские политики и военные обещали КСА « защитный зонтик» в обмен на присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия, однако как видно из опыта вооруженного конфликта в Йемене, территория королевства не защищена на 100% от внешней ракетной угрозы.

Значительное число саудовских военных стало высказываться за возобновление проекта по созданию компактных ядерных боеприпасов еще в 2011 г., т.е. спустя три года после получения партии баллистических ракет средней дальности «Восточный ветер 21» китайского производства. Данные БРСД в отличие от морально устаревших боеприпасов «Восточный ветер 3» можно запускать с подвижной грунтовой колесной установки с любой ровной площадки. Некоторые китайские специалисты полагают, что в ближайшее время, саудовские военные обратятся к соответствующим предприятиям ОПК КНР за более современными ракетами.

Мирный атом Королевства    

По данным китайских источников, к концу 2018 г. официальный Эр-Рияд должен объявить итоги тендера на строительство атомной электростанции в составе двух энергоблоков, заявки на участие в котором подали компании из США, РФ, КНР, РК и Франции.  Согласно стратегии экономического развития, руководство КСА в ближайшие 20 лет выделит 80 млрд долл. США на строительство 16 АЭС.

Китайские специалисты указывают, что получение технической документации и подготовка специалистов по вопросам ядерной энергетики  в любой стране является первым шагом к началу военной ядерной программы. Конечно, американские или французские ядерщики не передадут технологические решения по созданию специальных боеприпасов, однако за счет фундаментальных знаний, полученных легально, арабские специалисты вполне смогут освоить технологии обогащения урана до оружейного уровня.

В этой связи следует согласится с оценками китайских специалистов в том, что  основным партнером в разработке ядерного оружия в КСА станут пакистанские ученые-ядерщики, которые располагают необходимой квалификацией, а кроме того необходимой техникой. По оценкам китайских аналитиков официальный Исламабад, передаст Эр-Рияду необходимые технологии, поскольку перспективная ядерная программа КСА будет профинансирована как из бюджета королевства, а кроме того, в ней готовы принять участие ОАЭ и Кувейт.

52.37MB | MySQL:105 | 1,373sec