Гуманитарная ситуация в Ираке: на пути к стабилизации

По итогам марта 2018 года гуманитарная ситуация в Ираке продолжает стабилизироваться. После победы над террористами «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в конце прошлого года, иракское правительство предпринимает усилия по консолидации общества и решения острых гуманитарных проблем.

Одной из главных задач с начала текущего года стала политика Багдада, направленная на закрытые временных лагерей для проживания внутренне перемещённых лиц (ВПЛ) и их репатриацию обратно в места постоянного проживания. Успехи весьма впечатляющие почти повсеместно, в большинстве провинций Ирака. По состоянию на начало апреля с.г., по данным ООН, общее число репатриантов достигло 3.6 млн человек, в том числе почти 400 тысяч человек вернулось в свои дома только за последние три месяца. При этом, по данным Международной организации миграции, количество внутренне перемещённых лиц сократилось к концу марта с.г. до 2.2 млн человек.

Разумеется, иракское правительство действует в вопросе репатриации достаточно деликатно, стремясь обеспечить безопасный и добровольный характер этого процесса.

С другой стороны, повсеместно в Ираке фиксируется новая волна перемещений беженцев, хотя масштабы этой миграции, разумеется, довольно скромные. Тем не менее, только за первый квартал 2018 года 37 тысяч человек (или порядка 6200 семейных хозяйств) в провинции Найнава были вынуждены переселится из своих домов в лагеря для внутренних переселенцев в близости от Мосула. Понятно, что мера эта вынужденная, в целях получить доступ к бесплатному питанию, крову и медицинской помощи. Большую часть этих переселенцев составляли женщины и дети, в том числе несопровождаемые. Понятно, что это наименее защищённые социальные слои. Почти половина из них указывает финансовые сложности как главную причину такого решения. Также среди причин — отсутствие условий безопасности и защиты, а также доступа к базовым услугам. В целом, в провинции Найнава число внутренне перемещённых лиц к концу марта составило 665 тысяч человек. Примечательно, что согласно проведенному в середине января текущего года опросу среди беженцев в лагерях, расположенных в провинции Найнава, более 60% из них вовсе не планируют возвращаться. Это свидетельствует о том, что добиться репатриации оставшихся 2.2 млн иракцев, особенно базирующимся в провинции Найнава (а их 31% от общего числа), судя по преобладающим настроениям, добиться будет непросто.

Отсутствие пока ещё должных условий безопасности и сохраняющаяся террористическая угроза — также большая головная боль властей Ирака, которая в том числе оказывает сдерживающее воздействие на процесс репатриации. Только за март текущего года в различных регионах страны, в частности в городах Аль-Каим (провинция Анбар, граница с Сирией), а также Киркуке, Мосуле, Синджаре и Талль-Афаре, фиксировались вспышки насилия и вооруженные столкновения. В общей сложности, в течение марта от терроризма и насилия в Ираке погибло 100 гражданских лиц, и ещё 175 получили ранения. Такие данные приводит Миссия ООН по содействию в Ираке (UNAMI).

Помимо акцента на содействие внутренне перемещенным лицам, важной задачей гуманитарного сообщества в Ираке является обеспечение защиты гражданского населения.

Понятие достаточно широкое. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), число нуждающихся в защите иракцев составляет 2.2 млн человек, что сходится с количеством внутренне перемещённых лиц. Но категория немного иная. Основную помощь по каналам государства и гуманитарных организаций оказывают детям — это и создание специальных детских клубов и площадок для общений, учреждение сети комитетов детской зашиты, расширение различных услуг психологической поддержки на базе местных общин. Особенно активно такая работа ведётся в Киркуке, где разработаны и внедрены целые программы по оказанию морально-психологической поддержки детям и женщинам, по обучению лидеров общин, преподавателей и родителей. В частности, в феврале с.г. в Восточном Мосуле открылся большой центр на базе местной общины для оказания психологической и юридической поддержки нуждающимся.  В центре работают профессиональные юристы и психологи, которые в том числе обеспечивают важную поддержку в плане восстановления документов и регистрации беженцев.

Таким образом, и на этом важном треке можно констатировать положительные сдвиги в плане расширения мер защиты с упором на наиболее уязвимые слои.

Что касается отдельных кластеров гуманитарного содействия. В секторе продовольственной безопасности Всемирная продовольственная программа ООН совместно с американским агентством международного развития (USAID) в первом квартале 2018 года оказала помощь 585 тысячам иракцев в виде семейных продовольственных пайков, а также денежных переводов и электронных ваучеров, позволяющих бенефициарам закупать продовольствие на местных рынках, стимулируя таким образом местные фермерские хозяйства и рынки.

В секторе здравоохранения, питьевой воды, санитарных и гигиенических услуг все складывается  довольно неплохо. Каких-либо массовых эпидемий инфекционных заболеваний не зафиксировано, население в целом стабильно обеспечивается питьевой водой, а санитарные условия, в том числе в большинстве лагерей для внутренне перемещенных лиц, остаются в пределах допустимой нормы. Основной акцент усилий в этом секторе — медицинская помощь детям. В частности, по линии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) медицинская помощь в январе-марте оказывалась 17 школам в 4 провинциях Ирака. Общее число бенефициаров составило 15 тысяч человек.

В секторе образования впереди по-прежнему много задач. Почти 50% детей в лагерях для внутренне переселенных лиц не имеют доступа к образованию. Предстоит восстановление 150 школ, которые были разрушены в ходе конфликта.

Таким образом, по итогам первого квартала 2018 года, гуманитарная ситуация в Ираке выходит постепенно на рельсы стабилизации. Гуманитарные потребности в этом году по-прежнему высокие — по оценкам ООН, 8.7 млн иракцев нуждаются в гуманитарном содействии. Однако, общий тренд весьма положительный, особенно с плане высоких темпов репатриации и сокращения числа внутренних беженцев и стабилизации ситуации в сфере безопасности и защиты. Благоприятная экономическая конъюнктура в начале года, обусловленная вновь возросшими ценами на нефть, позволяет Багдаду ощущать себя поувереннее и более эффективно распоряжаться имеющимися финансовыми ресурсами для стабилизации гуманитарной ситуации. Кроме того, состоявшаяся в начале года донорская конференция по Ираку, хотя и не принесла Багдаду запрошенных 3 млрд долларов, тем не менее мобилизовала солидные ресурсы и политическую волю, создав хорошую предпосылку для пополнения донорами бюджета гуманитарной операции. Только американцы с 2014 года по сегодняшний день уже выделили на гуманитарное реагирование в Ираке 1.73 млрд долларов США, и очевидно, что эта цифра в нынешнем году продолжит расти.

62.84MB | MySQL:102 | 0,501sec