О новом обострении отношений между Грецией и Турцией

В последнее время отношения между Грецией и Турцией резко обострились, в основе чего лежат два основных фактора. Речь идет о задержаниях двух греческих пограничников в Турции и о Эгейском споре. 1 марта греческий военный патруль в районе Эврос из-за плохой погоды по ошибке зашел на территорию Турцию и был задержан турецкими военными. Лейтенант и старшина греческой армии Димитриас Коуклазис и Ангелос Митретодис были задержаны с оружием в районе Пазаркуле и доставлены в расположение командования сил жандармерии Турции в Эдирне. Власти Греции ожидали, что турки в течение суток выдадут задержанных, однако скоро выяснилось, что два военнослужащих греческой армии предстанут перед судом по обвинению в шпионаже и незаконном проникновении в закрытую военную зону. 2 марта суд города Эдирне вынес решение арестовать греческих лейтенанта и старшину по обвинениям в шпионаже и проникновении на военную территорию. Турецкий суд отклонил просьбу адвокатов греческих пограничников, задержанных за нарушение границы с Турцией, отпустить их из-под стражи[i].

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, возвращаясь с саммита ЕС-Турция, состоявшегося 26 марта в Варне, заявил, что глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер попросил его освободить двух греческих солдат. «Они (греки) не выдали нам наших граждан, хотя мы просили об этом. Те, кто бездействовал тогда, сегодня просят немедленно освободить двух греческих солдат. «Вы — великая страна, вы — отличный президент, отпустите этих двух солдат», — сказали они мне, на что я ответил: «Я не выше правосудия», — сказал Эрдоган, имея в виду греческие суды, отклонившие требование Турции об экстрадиции восьми турецких военнослужащих, скрывшихся в Греции на вертолёте сразу же после неудавшегося путча 15.07.2016. По его словам, премьер-министр Греции Алексис Ципрас не сдержал обещания выдать ему восьмерых военнослужащих [ii].

В начале апреля премьер-министр Греции Ципрас тоже призвал Турцию в качестве жеста доброй воли освободить греческих пограничников. «В последнее время она (Турция) усилила свои провокации и проводит эскалацию ситуации по всем фронтам. Удержание греческих пограничников несправедливо. Греция в прошлом возвращала турецких солдат, которые могли зайти за границу на несколько метров, и теперь она ожидает, что президент Турции сделает то же самое. Необходимо ускорить юридический процесс, чтобы позволить вернуться домой этим двум офицерам, которые не сделали ничего, кроме как выполняли свои обязанности», — заявил Ципрас[iii].

Однако турецкая сторона не собирается вернуть греческих военных, хотя, как и заявил Ципрас, Афины в прошлом возвращали турецких солдат, которые могли зайти за границу на несколько метров на территорию Греции. Ранее мы сообщали, что в последнее время турецкое правительство проводит «политику заложников» не только по отношению к США, но и по отношению к ФРГ. Теперь мы видим, что власти Турции начали проводить такую политику и по отношению к Греции.

По мнению экспертов, греческих пограничников могут оставить в «плену», по крайней мере до мая. В мае заканчивается 18-месячный максимальный срок содержания под стражей восьми турецких военнослужащих, обвиняемых в попытке переворота в Турции. Затем, Государственный совет Греции рассмотрит вопрос о предоставление им политического убежища. Арест двух греческих пограничников был хорошо просчитанным шагом Анкары. Подтвердились опасения Греции, что двое заблудившихся пограничников могут стать предметом торга. И не удивительно, что официальный представитель греческого правительства Димитрис Цанакопулос обвинил турецкого президента в использовании ареста двух греческих военнослужащих в своих политических интересах. «Эрдоган не посмел связать эти два вопроса напрямую, он попытался косвенно уравновесить дело восьми турецких солдат и двух греческих. Я не думаю, что это разумно, поскольку оба случая совершенно разные», — добавил Цанакопулос[iv]. А министр обороны Греции Панос Камменос в беседе с парламентскими корреспондентами сказал, что президент Эрдоган «окончательно сошел с ума», а в Турции нет суда и правосудия. Он не исключил, что возвращение двух греческих военнослужащих продлится 15 лет, учитывая вмешательство Эрдогана в делах судов[v]. Заместитель министра иностранных дел Греции Йоргос Катугалос заявил, что обмен военнослужащими с Турцией невозможен. «Эта новость абсолютно фиктивна. Мы не вступаем в войну с Турцией, чтобы обменять военнопленных. Подобные инциденты часто происходят на границе», — сказал он. Итак, Греция пока отрицает слухи о возможном обмене с Турцией, однако мы не исключаем, что в итоге она будет вынуждена пойти на уступки. В частности, Греция может вернуть Турции террористов DHKP-C (Революционная народно-освободительная партия-фронт), хотя они представляют меньшую важность для Эрдогана, чем беглые путчисты. Напомним, что в конце марта Апелляционный суд греческого Нафплиона отказал в требовании Турции о выдаче террориста DHKP-C Хасана Бибера, задержанного в Афинах в ноябре прошлого года. На время следствия Бибер, подозреваемый в нападении на штаб-квартиру Партии справедливости и развития (ПСР) и Минюста Турции, находился под арестом. Суд над Бибером продолжится в Греции. Все это время он будет находиться в тюрьме. Греческий суд ранее отказался выдать Турции других членов террористической организации левого толка DHKP-C — Мехмета Догана, Шади Наджи Озполата и Хазала Седжера. В конце ноября 2017 г. в Афинах в результате спецоперации были задержаны девять террористов DHKP-C. Задержанных обвинили в хранении взрывчатых веществ и оружия, участии в деятельности террористической организации и использовании фиктивных документов[vi].

В 2018 г. напряжённость в отношениях между Турцией и Грецией усилилась также из-за инцидентов вблизи островов Имиа/Кардак в Эгейском море. В январе ВМС Турции не позволили катеру береговой охраны и патрульному кораблю Греции приблизиться к островам. В феврале в районе этих островов турецкий патрульный катер намеренно протаранил греческий, после чего ушёл в турецкие воды. Многие обозреватели заявили об опасности военного инцидента и сравнивали ситуацию с 1996 г. Тогда спор о территориальной принадлежности двух скалистых островков Имиа в Додеканесском архипелаге в Эгейском море привел к кризису в отношениях между Грецией и Турцией (между ними до сих пор сохраняются разногласия относительно воздушных и морских границ в Эгейском море). Конфликт был прекращен после вмешательства международного сообщества, НАТО и США.

Анкара выступила с осуждением решения Афин о включении района спорных островов Имиа (Кардак) в Эгейском море в экологическую программу ЕС Natura 2000. «В парламенте Греции принят законопроект о включении района Эгейского моря, где расположены Кардакские скалы, в зону охвата программы Евросоюза Natura 2000. Мы в целом не имеем возражений по вопросу реализации экологических программ ЕС, однако Греция пытается использовать их в собственных интересах, в том числе в контексте проблем в Эгейском регионе. Отношение Турции к политике Афин по вопросу реализации экологических программ ЕС, в том числе программы Natura 2000, было детально доведено до сведения Еврокомиссии еще в 1998 г. Нет сомнений, что острова Кардак принадлежат Турции, и этот вопрос не подлежит обсуждению. Анкара вновь призывает Афины к проявлению здравого смысла и отказу от попыток превращения программ ЕС в инструмент политических манипуляций», — говорилось в заявлении официального представителя МИД Турции Хами Аксоя[vii].

Кроме того, Совет национальной безопасности Турции (СНБТ) предостерег Грецию о недавнем «недружественном поведении» в Эгейском и Средиземном морях. СНБТ, возглавляемый турецким президентом Р.Т.Эрдоганом, сообщил в письменном заявлении, что Турция будет защищать свои права в продолжающихся спорах с Грецией. Было отмечено, что предупреждение Турции в адрес её западного соседа стало первым за четыре года — после того как Эрдоган возглавил СНБТ.

Министерство иностранных дел Греции в ответ заявило, что суверенитет Греции над островами Имиа бесспорен. «Турция ошибается, если считает, что она может нарушать международное право без последствий, как делает в других местах вокруг нее. Мы рекомендуем ей взвешивать свои слова», — говорилось в заявлении внешнеполитического ведомства[viii]. Министр обороны П.Камменос 4 апреля выступил с заявлением, назвав Турцию «врагом, который продолжает нас провоцировать». Камменос также сказал, что Греция усилит военную группировку возле границ с Турцией из-за растущей напряжённости между двумя странами. «В течение следующих нескольких дней на острова в Эгейском море направят три с половиной тысячи военных и столько же — в Эврос. Если у них (у турок) достаточно мужества, пусть они попробуют посягнуть хотя бы на один дюйм нашей территории. Греция готова противостоять любой угрозе со стороны», — добавил Камменос[ix].

Греция направляет 7 тыс. военных на границу с Турцией, однако вряд ли это остановит турецкие провокации в Эгейском море. Примечательно, что на фоне обострения отношений с Турцией 25 марта в Греции прошел военный парад (Греция 25 марта отмечала начало революции 1821 г., в результате которой страна освободилась от господства Османской империи). В этом году военный парад сопровождался заявлениями руководителей государства о решимости защитить страну, ее суверенитет и территориальную целостность в случае агрессии. А.Ципрас в День независимости страны потребовал от Турции прекратить провокации в Эгейском море, уважать суверенитет Греции и Кипра и соблюдать международное право. «Турция должна остановить незаконную деятельность в Эгейском море, она должна уважать суверенные права Греции и Кипра, соблюдать правила, вытекающие из международного права», — заявил Ципрас[x].

П.Камменос в свою очередь пообещал «раздавить» тех, кто бросит вызов суверенитету Греции и вынашивает планы «великой Османской империи». «Я хочу заверить греческий народ в том, что наши ВС готовы столкнуться с любым вызовом национальному суверенитету и территориальной целостности страны. Мы мирные люди, мы делаем все для мира, но каждый, кто осмелится бросить вызов нашему суверенитету, будет раздавлен, как греческие бойцы разбили в 1821 г. всемогущую Османскую империю. Те, кто думают о великих Османских империях, должны также помнить и 1821 г., как греческий народ, единодушный, объединенный и сильный, столкнулся с империей и раздавил ее», — сказал Камменос[xi].

Отметим, что Имиа — пара из двух небольших необитаемых островков в Эгейском море, расположенных между греческими островами цепи Додеканес и юго-западным материковым побережьем Турции. Они лежат на 3,8 морских миль к западу от побережья полуострова Бодрум, на 5,5 морских миль к востоку от греческого острова Калимнос, и в 2,5 морских милях к юго-востоку от ближайшего небольшого греческого островка Калолимнос. Их общая площадь составляет всего 10 акров (4,0 га). Несмотря на это, Имиа представляет огромную важность для обоих стран, поскольку их принадлежность связана с вопросом разделения воздушных и морских границ в Эгейском море.

В последнее время отношения между Грецией и Турцией так обострились, что их можно охарактеризовать как «не война, но и не мир». По мнению ряд экспертов, Анкара ведет гибридную войну по отношению Греции[xii]. Мы согласны с ними, и не исключаем, что Греция продолжит активно развивать свои отношения с Египтом и с Израилем, чтобы противостоять Турции в Эгейском и Средиземном морях. Греция также может попросить России, чтобы она посредничала в отношениях с Турцией, чтобы турецкая сторона первую очередь вернула греческих военных. Турция в свою очередь будет следить за исполнением своего плана по окружению Греции с севера (с помощью усиления своего присутствия, в том числе и военного, в Албании, в Косово, в Македонии и т.д.).

Мы ожидаем, что напряженность в отношениях между Грецией и Турцией сохранится и в будущем. Очень многое будет зависеть от решения греческого суда в мае. С другой стороны, кажется, что Эрдоган окончательно решил отделить острова Имиа от Греции, и поэтому он в последнее время стал говорить «о необходимости обновить Лозаннский договор». Эта позиция Эрдогана означает, что двусторонние отношения между Грецией и Турцией будут постепенно ухудшаться. Скорее всего, президента мучает собственная совесть из-за того, что он, по утверждению турецкой оппозиции в 2000-х годов отдал 18 острова Греции (турецкая оппозиция при каждом удобном случае напоминает ему об этом). Эрдоган теперь хочет исправить допущенную ошибку и поэтому он в последнее время начал намекать о территориальных претензиях к Греции. Кроме того, чтобы Эрдоган в действительности мог в некотором плане сравниться с М.К.Ататюрком за место в истории Турции, он должен увеличить территорию страны. Создается впечатление, что Эрдоган в этом контексте выбрал в первую очередь Сирию и Грецию (Лозаннский договор фиксировал границы Турции с Грецией и Сирией). Эрдоган в этом плане хочет воспользоваться гражданской войной Сирии и финансовыми трудностями Греции (есть опасения, что разница между ВС Греции и ВС Турции постепенно увеличиваются в пользу Турции из-за финансово-экономических трудностей Греции и из-за успехов Турции). Кроме того, надо учесть и то обстоятельство, что в Турции не один год считали Грецию и Сирию угрозами для страны. В 1990-х годах в Турции была актуальна «Стратегия 2,5 войн», согласно которой Турция должна была быть готовой, чтобы воевать одновременно на севере-западе — с Грецией, на юго-востоке – с Сирией, и вместе с этим, вести 0,5 войну внутри страны против РПК. По всей вероятности, в последнее время Эрдоган вновь начал применять «Стратегию 2,5 войн» с некоторыми изменениями.

[i] Yunanistan ile yeni kriz: İki Yunanistan askeri tutuklandı, Evrensel.net, 03.03.2018

[ii] Erdoğan’dan 2 Yunan askerini isteyen AB’ye cevap!, Cafe Siyaset, 28.03.2018

[iii] Премьер Греции призвал Турцию освободить греческих пограничников, МК-Турция, 03.04.2018

[iv] «Турция поймёт, что греческая оборона крепче той, с которой она столкнулась в Африне», МК-Турция, 04.04.2018

[v] Yunanistan Savunma Bakanı: 2 Yunan askerinin geri dönmesi için 15 yıl gerekebilir, T24, 04.04.2018

[vi] Yunanistan DHKP-C’li terörist Biber’i de iade etmiyor, Hürriyet, 29.03.2018

[vii] Dışişleri Bakanlığı Sözcüsü Hami Aksoy’dan Kardak açıklaması, Posta, 31.03.2018

[viii] Греция отвергла претензии Анкары на острова в Эгейском море, РИА Новости, 01.04.2018

[ix] Yunanistan’dan Türkiye sınırına 7 bin asker, Hürriyet, 05.04.2018 

[x] В День независимости Греции Ципрас предостерег Турцию от провокаций, РИА Новости, 25.03.2018

[xi] Военный парад в Греции прошел на фоне обострения отношений с Турцией, РИА Новости, 25.03.2018

[xii] Турция ведет против Греции гибридную войну, считают эксперты, РИА Новости, 09.03.2018

52.25MB | MySQL:103 | 0,505sec