К вопросу о причастности Израиля к атаке на сирийскую авиабазу

В ночь на 9 апреля была произведена атака на сирийскую авиабазу Т-4 в провинции Хомс. Министерство обороны РФ возложило ответственность за инцидент на израильскую сторону, сообщив, что «два самолета F-15 ВВС Израиля, не заходя в воздушное пространство Сирии, с территории Ливана нанесли удар восемью управляемыми ракетами по аэродрому». Те же источники отметили, что пять ракет были сбиты ПВО Сирии, а три достигли цели, попав по  западной части аэродрома. Схожие данные  представили сирийские источники. Как написало местное новостное агентство SANA, это был «акт израильской агрессии». Ливанцы утром в понедельник сообщили, что зафиксировали нарушение своего воздушного пространства четырьмя израильскими самолетами, попутно подчеркнув, что на протяжении предшествовавших нескольких дней заметили повышенную активность израильских беспилотников в приграничной полосе.

Причин, возложить ответственность на Иерусалим, было несколько. С одной стороны, версия о виновности США, попавшая первоначально во многие СМИ из-за схожести с инцидентом годичной давности, когда в ответ на применение химического оружия в Идлибе был атакован аэродром «Шайрат», была отвергнута Пентагоном. С другой стороны, еще в конце марта начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Г.Айзенкот отметил, что тактика нанесения ударов по враждебным объектам на территории САР возобновлена, не представив никаких подробностей. До этого стороны соблюдали весьма продолжительный период тишины, после февральских инцидентов с перехваченным иранским беспилотником и сбитым израильским самолетом.

Наконец, насторожило многих и само молчание представителей Израиля, свойственное стране в таких случаях, а также то обстоятельство, что авиабаза становилась целью для израильтян до этого. По информации из официальных источников, это было однажды. Неофициальные сообщения свидетельствуют, что это было, как минимум, два раза. Причина интереса к объекту заключалась в том, что на нем, как отмечали в ЦАХАЛе, располагался подконтрольный Ирану центр управления дронами. Один из них был сбит Израилем в феврале, в ответ на это база и была атакована. Возвращаясь с задания, в свою очередь, был сбит самолет F-16 ВВС Израиля. Также авиабазу Т-4 считают одним из пунктов передачи Ираном вооружений находящихся под его контролем враждебным Израилю группировкам.

Действительно, есть много причин считать, что за произошедшим стоит Иерусалим. Во-первых, серия предупредительных маневров, среди которых рассекречивание информации об ударе по сирийскому реактору в 2007 г. и сообщения о том, что израильскому самолету удалось достичь Ирана и провести там разведку, имели некий, но крайне непродолжительный эффект. Он укрепил в умах враждебных режимов два допущения: ничего, кроме запугивания Израиль предложить не решиться, а если и решиться, то Россия окажет на него давление. Неслучайно затишье после февральских событий как раз связывали с жесткой линией Москвы, продемонстрированной в разговоре с премьер-министром Б.Нетаньяху.

В очередной раз расклад сил на сирийском треке претерпел корректировки. Так, в понедельник к исполнению своих обязанностей в качестве советника Д.Трампа по национальной безопасности преступил Д.Болтон. Исходя из сделанных ранее заявлений, он считается сторонником более сильного давления США на ситуацию в Сирии и открытой борьбы против Ирана и его региональных союзников с использованием жестких мер, соответственно, и его работа на этом посту способна стать своеобразной поддержкой израильских действий.

Помимо этого стоит учесть, что инцидент произошел после сообщений о новой предполагаемой химической атаке в сирийском городе Дума. В телефонном разговоре с президентом Франции Э.Мароном 8 апреля Д.Трамп сообщил, что ответственность за это должна быть возложена на Б.Асада и подконтрольные ему силы. Следовательно, заявления Парижа и Вашингтона о необходимости ответа на применение химического оружия могли создать хороший повод для возобновления атак, одновременно давая возможность не заявлять открыто, кто за этим стоит. Вместе с тем, как считает израильский эксперт Й.Лимор, действия США создают и угрозу, поскольку усиливают враждебные Вашингтону и Иерусалиму силы, которые пользуются для своего укрепления вакуумом, образующимся в условиях сокращающейся вовлеченности США.

Наконец, косвенно причастность Израиля к инциденту подтвердили бывшие и нынешние представители военно-политических кругов, с утра понедельника комментировавшие случившееся в СМИ. Так, экс-министр обороны М.Яалон на израильском радио сообщил, что страна не нуждается в рекламе своих действий или публичном признании ответственности за них, а «тот, кто должен понять — поймет». Министр строительства и жилищной политики Й.Галант, напомнил об израильских «красных линиях», а его коллега министр внутренней безопасности Г.Эрдан подчеркнул, что раз Израилю приписывают эти действия, то это означает сохранение за страной, которую признают влиятельной и опасной, свободы маневра.

Таким образом, информация о причастности Израиля к атаке на авиабазу Т-4  пока остается официально неподтвержденной. Однако даже если исходить из справедливости этой версии, необходимо обратить внимание на несколько обстоятельств. Во-первых, государство не действовало в одиночку, прямо или косвенно поставив в известность и застраховав себя от опасных инцидентов с союзниками. Во-вторых, если Израиль и решился на такой шаг, то сделано это было под влиянием очередной демонстрации Москвой и Вашингтоном того, что защищать свои интересы на сирийском направлении Иерусалиму, возможно, придется самостоятельно, в то время как Россия продолжает сотрудничать с Ираном и Турцией, а президент США старательно пытается сократить вовлеченность в конфликт.

52.23MB | MySQL:103 | 0,723sec