О подготовке новой брюссельской конференции по Сирии

На сегодня Европейский союз является ведущим донором в Сирии: c начала вооруженного кризиса Брюссель мобилизовал на различных направлениях, включая гуманитарное содействие, помощь развитию, экономическое восстановление и политическую стабилизацию, порядка 10 млрд долларов США для Сирии, как на проекты внутри страны, так и на поддержку сирийских беженцев в соседних странах.  С учетом важной донорской роли, Евросоюз стремится конвертировать эти финансовые ресурсы в долгосрочные политические дивиденды, играя все более активную роль на сирийском поле, особенно в контексте восстановительного процесса.

Важным механизмом реализации этой политики является организация на своей площадке глобальных форумов и конференций для обсуждения политического будущего Сирии и конкретных стратегий содействия постконфликтному восстановлению.  В апреле 2018 года в Брюсселе под эгидой Еврокомиссии и ООН намечено проведение второй «Конференции по поддержке будущего Сирии и региона», в развитие аналогичной первой конференции, состоявшейся весной прошлого года. При этом Брюссель намеренно подчеркивает, что намеченная конференция не просто преследует донорские цели (то есть импульс для мобилизации финансовых ресурсов доноров в поддержку Сирии), но ставит перед собой более амбициозные и далекоидущие планы. Например, фокусировать политическое внимание мирового сообщества к Сирии как важнейшей международной проблематике; мониторить выполнение обязательств, взятых странами в ходе первой брюссельской конференции по Сирии; обеспечить преемственность политического процесса под эгидой ООН и в русле резолюции Совета Безопасности 2254. Также актуальным вопросом дискуссии, по мнению Еврокомиссии, станет обсуждение вопросов гуманитарного характера, в том числе вопросов обеспечения защиты гражданского населения,  соблюдения основополагающих принципов гуманитарного права, в том числе беспрепятственного гуманитарного доступа. Разумеется, по-прежнему важнейшая задача второй сирийской конференции в Брюсселе – мобилизовать новые ресурсы в контексте растущих гуманитарных потребностей. В ходе первой брюссельской конференции в апреле 2017 года финансовая поддержка участников была беспрецедентной: удалось мобилизовать либо обеспечить финансовые обязательства в поддержку Сирии и сирийских беженцев в регионе на рекордную сумму в 5.6 млрд евро, из которых две трети (3.7 млрд евро) были выделены по линии Евросоюза и отдельных стран-членов.

Известно, что вторая брюссельская конференция готовится уже давно и тщательно. Ее проведение было анонсировано высоким представителем ЕС по внешней политике и безопасности Евросоюза Ф.Могерини еще на полях 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в ходе организованного Еврокомиссией саммита высокого уровня по Сирии. Судя по анонсированной повестке дня, участники предстоящей конференции сфокусируют дискуссию на трех основных моментах: 1) защите гражданских лиц от насилия и преступлений, 2) обеспечении прав беженцев и распространении на принимающие страны широкой ответственности за обеспечение гуманитарных потребностей и 3) реализации концепции «нет потерянному поколению» за счет акцентированной помощи сирийским детям, в том числе через полноценную реализацию их права на образование.

Очевидно, что несмотря на заявленные организаторами широкие цели второй донорской конференции по Сирии, отдельные участники и спонсоры данного мероприятия будет преследовать весьма конкретные, сугубо политические цели и стремится использовать эту площадку для продвижения конкретных задач. Причем в интересах тех сирийских сил и «друзей Сирии», которые противопоставляют себя официальному правительству в Дамаске. В частности, как открыто заявили в Human Rights Watch, от брюссельской конференции будут ожидать решений по санкциям против тех компаний (по сути российского либо иранского происхождения), которые сегодня предоставляют сирийскому правительству вооружения и иную помощь и тем самым способствуют «проявлению зверства и насилия». Также, по мнению Human Rights Watch, так называемым «друзьям Сирии» следует добиваться беспрепятственного гуманитарного доступа в районы, находящиеся в блокаде или те, где проживают внутренне перемещенные лица.

 

Вопрос об ответственности различных сторон на судьбу проживающих в регионе 5.6 млн сирийских беженцев, что составляет 80% всех сирийских беженцев в мире, станет одним из наиболее болезненных. CША существенно урезали в последние месяцы финансовую поддержку сирийской операции в рамках новой стратегии по повсеместному сокращению поддержки программ беженцев (очередной запланированный американский транш на Сирию в размере 200 млн долларов был заморожен по решению Д.Трампа в марте с.г.). Кроме того, американцы сократили программы приема и размещения у себя сирийских беженцев. Политика Брюсселя в последнее время также направлена на предотвращение массовой миграции сирийских беженцев в Европу и их удержания в соседних странах. С начала сирийского конфликта около 1 млн беженцев мигрировало в Европу (при том, что официально по программе переселения Европа с 2015 года приняла у себя только 30 тысяч сирийцев), но сейчас это окно закрылось, и европейцы предпринимают серьезные усилия, чтобы потенциальные мигранты из соседних с Сирией стран не последовали вслед за первой волной. В этих целях Евросоюз сфокусировал усилия по реализации программ сотрудничества по вопросам миграции, в первую очередь совместно с Турцией и Ливаном, оказывая значительную финансовую поддержку этим странам в решении проблем сирийских беженцев, несмотря на систематическое ущемление их прав. Таким образом, как ожидается, вторая брюссельская конференция послужит призывом для мобилизации финансовой и политической поддержки процессу интеграции сирийских беженцев в соседних странах и воссоединению их семей. В первую очередь, путем призыва к властям принимающих стран совершенствовать правовые и социально-экономические аспекты обеспечения защиты и пребывания сирийских беженцев. В частности, речь идет о систематических отказах Ливана предоставлять юридический статус и вид на жительство сирийцам, а также о блокировании Иорданией гуманитарного доступа международных организаций к группе из 55 тысяч беженцам, которые не были допущены в Иорданию и базируются в приграничном с Сирией отдаленном и труднодоступном регионе.

Наконец, ожидается, что конференция позволит направить мощный импульс международному сообществу о ситуации с сирийскими детьми, как внутри страны (где 2 млн детей не посещают школы и треть всех школ была разрушена либо используется в военных целях), так и в соседних странах. Несмотря на обещания властей соседних государств предоставить универсальное образование всем сирийским детям (на это мировое сообщество выделило многомиллиардную помощь), почти 40% из них – а это около 600 тысяч школьников – регулярно не посещают школу. Некоторые страны региона, например, Иордания, сделали существенные послабления насчет требований (в том числе документации) для приема детей беженцев в школы, однако проблемы ранних браков и детского труда в среде сирийских беженцев существуют и серьезно блокируют доступ детей школьного возраста к образованию.

Таким образом, вторая конференция в Брюсселе по Сирии, которая будет проходит в совершенно иной политической обстановке, чем первый форум (апрель 2017 года), станет площадкой по решению целого комплекса политических и экономических задач. Причем, вопрос мобилизации ресурсов – важнейший сам по себе как продолжение всех миротворческих и политических усилий, не станет тем самым консолидирующим фактором и главной темой конференции. Гораздо больше внимания и акцента будет сделано именно на политическом будущем Сирии и судьбе сирийских беженцев в регионе в долгосрочном плане. В конкретном плане следует ожидать давления Евросоюза как на сирийских соседей (Турция, Ливан, Иордания) в плане прозрачной политики в отношении беженцев (открытость границ, легализация статуса, доступ школьников к образованию, обеспечение прав сирийцев и содействие объединению семей). Также будет оказано воздействие на Россию и Иран с целью оказать давление на Дамаск в плане освобождения политических заключенных и обеспечения беспрепятственного гуманитарного доступа в находящиеся в блокаде анклавы (по аналогии с политикой ЕС в отношении Восточной Гуты). Также следует ожидать заявлений и решений относительно наращивания международного мониторинга в правочеловеческой области для гарантирования защиты гражданского населения.

52.33MB | MySQL:106 | 0,695sec