О деталях, целях и итогах визита премьер-министра Турции в Афганистан

8 апреля состоялся официальный визит премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма в Афганистан. В аэропорту имени Хамида Карзая его встречали министр обороны Турции Нуреддина Джаникли и глава МВД Сулейман Сойлу. Они заранее прибыли в Кабул, провели переговоры и подготовили почву для диалога на высшем уровне.  Кроме того, в делегацию вошли вице-премьер Хакан Чаушоглу, министр культуры и туризма Нуман Куртулмуш, министр транспорта, судоходства и связи Ахмет Арслан. Прибытие в Кабул столь солидной турецкой делегации говорит о важности визита и его всеобъемлющем характере.

Турецко-афганские связи имею давнюю и в целом положительную историю. Афганистан  стал второй после СССР страной признавшей молодую Турецкую Республику в 1921 году. Базой двусторонних связей всегда являлась историческая и культурная близость, желание Анкары распространить своей влияние в Центральной Азии и далее на юг, вплоть до Пакистана. С 2001 года Анкара принимает активное участие в событиях, связанных с Афганистаном. Столь внимательное отношение турецкой стороны к Афганистану не случайно. Оно направлено на усиление своего влияния в важной геополитической точке Ближнего и Среднего Востока. Короче говоря, Анкара – один из наиболее влиятельных игроков афганской внутренней политики.

В ходе визита турецкий премьер провел встречу с главой исполнительной власти (премьер-министром) Абдуллой Абдуллой, президентом Ашрафом Гани (именно в такой последовательности!). Программа визита включала посещение турецких военнослужащих, которые проходят службу в рамках операции НАТО «Решительная поддержка», а также открытие мечети, построенной по линии Турецкого агентства по сотрудничеству и координации. Повестку визита можно разделить на четыре основные части. Во-первых, предстоящие переговоры с движением «Талибан». Во-вторых, вопросы миграции, экономики и культурного влияния. В-третьих, военное сотрудничество. В-четвертых, политическая составляющая, касающаяся влияния Анкары в Афганистане. Особняком стоял вопрос об отношениях Кабула с первым вице-президентом Афганистана генералом Абдулом Рашидом Дустумом, который скрывается в Турции от уголовного преследования.

Крайне примечательно, что первым делом Йылдырым провел встречу с главой исполнительной власти Абдуллой Абдуллой, а не с президентом Афганистана. На эту деталь следует обратить особое внимание и учитывать ее при дальнейшем анализе афганских реалий. Более того, особое отношение Анкары к Абдулле было подчеркнуто пресс-конференцией, которую дали после завершения переговоров. Президент Ашраф Гани был лишен подобной «почести». Такие детали и своеобразный церемониал имеет фундаментальную важность в восточной политике, хотя многие эксперты продолжают этого не замечать. Осложнение отношений между Турцией и США из-за курдского фактора в Сирии возымело отголоски и в, казалось бы, далеком Афганистане. Ашраф Гани воспринимается турецкой элитой, как однозначный проводник американских интересов, фигура абсолютно зависимая от воли Вашингтона. В этом есть определенная доля истины, однако в афганской политике никогда не бывает ничего однозначного. Кроме того, вряд ли можно утверждать, что Абдулла менее зависим от воли Белого дома. Но это отступление.

Премьер Йылдырым на пресс-конференции одобрил идею диалога с талибами и заявил, что это — «очень смелый шаг». «В последнее время мы наблюдаем активизацию мирного процесса, который начал Афганистан (правительство). Это нужно для разрешения вопроса терроризма в стране, это — очень смелый и значимый шаг. В основном мы ожидаем, что «Талибан» воспользуется этой исторической возможностью. Теперь пришло время уйти от прошлого и построить будущее», — заявил турецкий политик. Йылдырым также подчеркнул особую важность визита в Кабул премьер-министра Пакистана, который состоялся днем ранее. Была отмечена важность экономических связей. «Нам нужно открыть больше пространства для экономики, инвестиций и торговли», — сказал премьер-министр Турции. Было принято решение развивать экономическое сотрудничество. «Запланированная встреча совместной экономической комиссии в мае в Турции. Это большой шанс для развития коммерческих, экономических и инвестиционных проектов между двумя странами», — заявил Йылдырым. Кроме того, он выразил благодарность за то, что Кабул по просьбе Анкары предпринял шаги, направленные против представительств  организации Ф.Гюллена в Афганистане. Йылдырым заверил, что Анкара будет продолжать поддерживать Афганистан в борьбе с терроризмом, а также укреплять двусторонние связи в других областях, включая торговлю и оборону. Напомним, что только в рамках  Токийской и Лондонской конференциях (2012 и 2014 гг.), Турция оказать Афганистану помощь в размере более 150 млн долларов.

Абдулла Абдулла со своей стороны сделал все, что мог – поблагодарил турецкого коллегу «за поддержку и особое отношение». Позже турецкий премьер провел встречу с президентом Гани, которая практически не освещалась турецкими СМИ. Совместной пресс-конференции организовано не было. Афганский президент подчеркнул исторические связи между двумя странами и общие культурное и религиозное наследие. Позже Йылдырым нанес визит на военный объект, где расквартированы турецкие военнослужащие. Там он с пафосом заявил: «Где присутствует турецкий солдат там доверие, безопасность и мир. Наша единственная цель мир в Сомали, Катаре, Афганистане, Ираке, Боснии и Косово. Наши солдаты добивались мира в Африне и Эль-Бабе в Сирии». В настоящее время контингент Турции в Афганистане насчитывает около 500 военнослужащих. Они оказывают помощь в обучении афганских солдат и принимают ограниченное участие в военных спецоперациях.

Одной из основных тем, помимо проблемы переговоров с движением «Талибан», стал вопрос Абдула Рашида Дустума.  СМИ не упоминали эту тему среди тех, которые обсуждали стороны. Однако, вне всякого сомнения, турецкая сторона поручилась и лоббировала своего давнего и преданного подопечного. Скорее всего, очередное «триумфальное» возвращение непотопляемого политика не за горами. Не исключено, что некоторое осложнение отношений между Гани и Анкарой связано с поддержкой последней Дустума. Кроме того, в сентябре 2017 года произошло событие, которое определило будущее контактов Гани и Анкары: в Турции была создана оппозиционная партия «Путь спасения Афганистана», состоящая из представителей нацменьшинств.  Помимо этого, в Турции прошла встреча губернатора Нура и вице-президента Дустума, который к тому времени уже был объявлен в розыск президентом Афганистана. Оба политика являются оппонентами Гани, открыто его критикуют и ставят его легитимность и авторитет под сомнение. Напомним, что Дустум обвиняется в том, что принимал участие в надругательстве и истязаниях экс-губернатора провинции Джаузджан Ахмада Эшчи. Несколько телохранителей Дустума даже были приговорены к тюремным срокам.

Что касается старта мирного процесса между Кабулом и движением «Талибан», то турецкая сторона поддерживает эту инициативу, понимая ее безальтернативность. Кроме того, у турецкой спецслужбы MIT существуют налаженные контакты с руководством талибов, которое находится на афгано-пакистанской границе. Существуют контакты и с политическим крылом талибов, которое находится в Катаре. Анкара обладает возможностью прямого доступа к талибам, представляющим офис движения в Дохе. Одним словом, турецкому премьеру удалось провести достаточно успешные переговоры, усилив позиции своей страны в Афганистане.

52.26MB | MySQL:103 | 0,415sec