Оценки китайских специалистов применения беспилотных летательных аппаратов ВС РФ в Сирийской Арабской Республике. Часть 2

Конечно, в процессе анализа применения беспилотной техники ВКС РФ в Сирии китайские специалисты не могли обойти вниманием самый большой разведывательный БПЛА, который ВС РФ применяют в ходе сирийской кампании — «Форпост» (фактически это израильский Searcher Mk.2), который собирают в Ульяновске. Данный аппарат имеет следующие ТТХ:

– длина: 6 м;

– высота: 1,22м;

– размах крыла: 9,1 м;

– максимальный взлетная масса: 456 кг;

– масса полезной нагрузки: 45 кг;

– дальность полета (варьируется в зависимости от местности): от 150 до 200 км;

– максимальная скорость: 216 км/ч;

– практический потолок: 5797 м;

– максимальная продолжительность полета: 960 мин;

– длина пробега при взлете/посадке: 250 м;

Следует отметить, что в отличии от электрических «Элерона-3СВ» и «Орлана-10» данный аппарат оснащен поршневым двигателем Jabiru 2200 мощностью 80 л.с. По данным китайских специалистов стоимость одного такого БПЛА достигает 900 млн рублей.

В отношении «Форпостов» китайским специалистам известно, что они впервые доказали свою надежность и эффективность как аппараты фото- и видеоразведки 8 декабря 2015 г. В этот  день рассматриваемые аппараты вместе с группой из пяти «Орлан-10» обеспечили попадание  и контроль поражения объектов исламистов четырьмя крылатыми ракетами типа  «Калибр-ПЛ». Как известно, данные ракеты были выпущены с дизель-электрической подводной лодки проекта 06363 «Ростов-на-Дону». В отношении упомянутого случая необходимо отметить, что использованные «Орланы-10» находятся на вооружении подразделений ВМФ РФ, дислоцированных на военно-морской базе «Тартус».

 

Особенности применения БПЛА в Сирии

Китайские специалисты выделяют следующие особенности действия и применения рассматриваемых БПЛА.

Во-первых, в ходе сирийской кампании российские военные смогли убедится на собственном опыте в ценности и эффективности беспилотной разведывательной техники, которую на протяжении последних 15 лет активно используют ВС США в Афганистане, Ираке и других государствах для выполнения своих задач. Известно, что первые БПЛА «Орлан-10» и «Форпост» были доставлены в Сирию к 1 сентября 2015 г. и уже в день прибытия они были подготовлены к ведению разведывательных мероприятий.

Во-вторых, именно легкие разведывательные БПЛА позволили российским военным сформировать информационный контур тактического уровня, который является интерпретацией подходов и принципов ВС США в вопросах проведения сетецентрических разведывательно-ударных операций. Именно благодаря тому, что российские конструкторы смогли организовать серийный выпуск «Орлана-10», «Элерона-3СВ», «Граната-4» и «Зала» командование российской группировки, размещенное на авиационной базе «Хмеймим» получило возможность впервые в истории ВС РФ создать межвидовой центр управления боевыми действиями, который практически полностью отвечает принципам концепции C4ISR.

Основным преимуществом такого командного центра стало радикальное сокращение времени для принятия решения о применении того или иного вида вооружения, а кроме того была серьезно упрощена координация между подразделениями СВ, ВКС, ВМС и ССО при выполнении комплексных задач по штурму укрепленных районов исламистов с разных направлений.

В-третьих, российские конструкторы, инженеры доказали, что способны создавать и обслуживать беспилотники с большим запасом прочности и высокой надежностью. Как отмечают китайские специалисты, традиционно легкие разведывательные БПЛА западного производства имеют предел парашютных посадок не более 100 раз, однако российские аппараты после замены аккумуляторных батарей, двигателей и небольшого ремонта корпуса (замены отдельных частей) продолжали полеты.

Известно, что отдельные экземпляры «Орлан-10» выполнили до 200 вылетов и более до полной замены фюзеляжа. При этом средняя продолжительность полетов «Орлана-10» составляет не менее 10 часов в сутки, и как показывает практика, ежедневно используется не менее четырех таких аппаратов. Подобная интенсивность полетов накладывает серьезную нагрузку и на операторов БПЛА.

В-четвертых, с учетом небольшой дальности полетов большинства из рассмотренных БПЛА российского производства командование российской группировки в Сирии вынуждено постоянно передислоцировать группы беспилотников в разные районы САР. Достоверно известно, что на постоянной основе группы «Орлан-10» и «Форпост»  дислоцированы в международном аэропорту Дамаска и на авиабазе Т-4, что позволяет повысить их эффективность при ведении разведки в южном и западном направлениях.

Кроме положительных моментов китайские специалисты также выделяют некоторые сложности.

Во-первых, информацию полученную при помощи указанных беспилотников, которая фактически относится к уровню тактической, до сих пор подлежит транслировать в Национальный центр управления обороной РФ. Подобная многоступенчатая система управления  негативно сказывается на эффективности подразделений «на земле», поскольку командирам, находящимся на поле боя, зачастую необходима «живая» трансляция с воздушных средств разведки.

Во-вторых, в условиях партизанской войны в Сирии особенно важна оперативная ликвидация отдельных целей – транспортов или маневренных групп боевиков, которые перемещаются в ночное время. В этой связи китайские специалисты отмечают, что даже иракские военные достигли больших успехов в борьбе с исламистами за счет применения средних разведывательно-ударных БПЛА типа «Радуга-4» (пр-во КНР), которые наносят до 100 ударов в месяц.

В-третьих, появление разведывательно-ударных БПЛА, разработки которых ведутся в РФ с разной степенью интенсивности, позволит командованию российской группировки снизить вероятность потерь пилотируемой техники как по техническим причинам (износ), так и от огневого воздействия противника. По данным из открытых источников, ВКС РФ в период с 1 сентября 2015 г. по 1 декабря 2017 потеряли в Сирии восемь боевых самолетов и три вертолета.

Конечно, российские военные периодически теряют БПЛА как по техническим причинам, так и от огня с земли. За прошедшие два с половиной года операции по ликвидации исламистов ВКС РФ потеряли в общей сложности 10 аппаратов «Орлан-10», около 10 аппаратов «Зала», «Гранат-4», «Птеро» и  «Элерон-3СВ». Также известно о потере одного «Форпоста» 12 января 2018 г. в результате применения боевиками самоходной зенитной установки ЗУ-23.

В-четвертых, применение разведывательно-ударных БПЛА позволит МО РФ снизить объем расходов на сирийскую кампанию, поскольку такие аппараты обладают большим запасом прочности, а за счет увеличенного потолка применения вооружения их потери от огня из стрелкового оружия противника будут гораздо меньше.

В-пятых, китайские специалисты отмечают, что российским конструкторам нет необходимости разрабатывать новые авиационные средства поражения, поскольку их можно заимствовать из большой номенклатуры противотанковых управляемых ракет или неуправляемых авиационных ракет, которые созданы для ударных вертолетов армейской авиации ВКС РФ.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с китайскими специалистами в том, что российские военные получили богатейший опыт применения и эксплуатации рассмотренных БПЛА в боевых условиях и теперь эти аппараты являются обязательным компонентом практически всех учений ВС РФ.

52.4MB | MySQL:106 | 0,850sec