О причинах отказа Израиля от участиях в учениях ВВС на Аляске

Израиль принял решение о не участии эскадрильи своих истребителей в принципиальных и совместных с американцами учениях ВВС «Красный флаг» на Аляске, которые должны начаться 30 апреля. По оценке американских военных аналитиков, этот шаг Иерусалима подчеркивает глубокую озабоченность Израиля ростом напряженности с Ираном и его потребность сохранять значительное количество своих ударных сил в повышенной боевой готовности вдоль его северной границы с Сирией. Вместо того, чтобы участвовать в громких американских военных воздушных боевых учениях на Аляске, которые рассматриваются в Израиле как важный элемент не только боевой подгонки и отработки слаженности действий своих экипажей, но и как ясный жест в сторону укрепления двусторонних военных связей с США, командование израильской армии приказало эскадрилье своих истребителей (69-й оснащенной истребителями F-15I Ra’am strike) остаться в Израиле, в то время как на Аляску планируется перебросить чисто символические силы и средства «второго эшелона». По оценкам американцев, учитывая нынешнюю важность двусторонних отношений между Иерусалимом и Вашингтоном, это решение было принято израильским военно-политическим руководством не без колебаний. Все это, по данным американских военных, указывает на то, что израильтяне всерьез просчитывают реальную перспективу нового цикла эскалации и конфронтации между Ираном (и, соответственно, ливанской «Хизбаллой») и Израилем. После того, как Израиль нанес удар по авиабазе «Тияс» (Т-4) в Центральной Сирии 9 апреля, в результате которого был убит офицер Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана и еще шесть рядовых сотрудников этой структуры (это данные американских военных), Иран угрожал неуказанным ответным ударом. Таким образом, по оценке американцев, израильтяне, сохраняя свою главную ударную истребительную эскадрилью дома в полном составе, либо лучше позиционируют себя для иранского удара, либо сами готовятся к атакам на позиции Ирана и «Хизбаллы» в Сирии. Истребители F-15I могут играть центральную роль в обоих сценариях. Закрепление Ирана путем расширения своих баз и опорных пунктов в Сирии ведет к пропорциональному усилению оборонительных приготовлений Израиля, в том числе и рамках нанесения превентивных воздушных ударов по сирийским целям. В этой связи американцы отмечают, что эти удары в самой малой степени повлияли на боевой потенциал иранцев и их союзников в Сирии (а в ряде случаев он еще и усилился) и на общую стратегию Тегерана в Сирии применительно к Израилю. Имеется ввиду создание в Сирии потенциала для «удара возмездия» в случае начала прямого нападения американских или израильских сил непосредственно на цели в самом Иране. В этой связи израильтяне серьезно прорабатывают сейчас вариант не только нанесения ударов непосредственно по иранским целям в Сирии, но и физической ликвидации в результате тайных операций или точечных воздушных ударов высшего командного звена ВВС КСИР. В дополнение к обеспокоенности Израиля по поводу Сирии, Соединенные Штаты, похоже, все больше заинтересованы в поиске выхода из конфликта, путем замены своих сил на контингенты ряда арабских государств, членов ССАГПЗ и АРЕ. Этот сценарий полного вывода американских сил или серьезного сокращения их численности в Сирии очень тревожит израильское руководство, так как оно прогнозирует в этой связи серьезное усиление иранцев не только в Сирии, но и на своей северной границе. При этом удар западной коалиции 14 апреля, по данным израильских военных, никоим образом такие риски не снял. Более того, в Израиле были разочарованы «ограниченностью» этого удара, на чем настаивал прежде всего Пентагон. В этой ситуации американские аналитики полагают, что израильтяне будут сейчас всячески поддерживать через свои лоббистские усилия пару Д.Болтон-М.Помпео, которые являются сторонниками жесткой линии по сдерживанию Ирана в Сирии, в противовес к острожному подходу к этому вопросу со стороны министра обороны  Дж.Мэттиса. Вообще характер удара коалиции по Сирии в первую очередь разочаровывает израильтян не с точки его «ограниченности» и преднамеренным выводом из-под удара иранских целей и военных, а в связи с тем, что он достаточной уверенно продемонстрировал, как минимум, нежелание американских военных ввязываться в какие-то крупномасштабные операции в рамках ударов по объектам непосредственно внутри Ирана. А эта опция как радикальное средство нейтрализации потенциала создания ядерного оружия в Иране рассматривается Израилем как основной алгоритм действий в этой ситуации. И отказ от отправки элитной эскадрильи ВВС Израиля может быть в этой связи объяснен как направление ясного сигнала Пентагону о своем этом недовольстве. Как одна и не главная из причин такого решения. В то же время сирийская стратегия Белого дома в рамках ее видения со стороны  Помпео и Болтона может вскоре столкнуться с ограничениями, введенными Конгрессом. Проект закона об ограничении  военных полномочий президента Дональда Трампа уже внесен соответствующим комитетом. Этот проект серьезно ограничивает параметры разрешения Конгресса от 2001 года на самостоятельное решение президентом о применении военной силы в отношении транснациональных террористических организаций, таких как «Аль-Каида», «Исламское государство», «Талибан» и другие связанные с ними силы. Под этот же законопроект несомненно подпадают и иранские силы в Сирии. Если этот законопроект станет законом, то он самым серьезным образом может юридически ограничить способность Соединенных Штатов сотрудничать с Израилем в военном отношении против Ирана. По оценкам американских военных, с учетом этих обстоятельств, необходимо тщательно мониторить военные приготовления ЦАХАЛа, которые могут сигнализировать о том, что Израиль готовится к дальнейшим прямым боевым действиям против Ирана в Сирии. Отмена участия в нынешних учениях — это только один знак. Дальнейшие события, такие, как перемещение сил, значительное повышение уровня боевой готовности или даже призыв резервистов, могут также указывать на то, что Израиль планирует нанести удар первым.
При этом, по тем же оценкам, маловероятно участие боевиков «Хизбаллы» в неких потенциальных актах иранского возмездия в отношении израильских целей. Это связано с тем, что Тегеран полагает эту организацию главным инструментом потенциальной угрозы для Израиля непосредственно с ливанского направления, а также базисом своего влияния в Ливане. В этой связи Тегеран заинтересован в сохранении и укреплении боевого потенциала «Хизбаллы», который несомненно будет самым серьезным образом нарушен в случае прямых столкновений ливанских шиитов с ЦАХАЛом. Кроме того, предстоящие парламентские выборы в Ливане диктуют необходимость «Хизбалле» воздерживаться от каких-либо прямых и серьезных боестолкновений с израильтянами. Американцы также рассматривают вариант активизации подрывной деятельности ХАМАСа в рамках его стимулирования со стороны Тегерана. Несмотря на ограниченность такого алгоритма, он мог бы сыграть роль отвлекающего фактора. При этом американцы прогнозируют усиление напряженности по линии ХАМАС в привязке к двум датам. 13 мая отмечается День Иерусалима в Израиле. В дополнение к празднованию захвата Израилем Восточного Иерусалима в 1967 году, эта дата синхронизирована с намерением Вашингтона официально признать Иерусалим столицей Израиля с перемещением туда своего посольства 14 мая. 15 мая палестинцы примут участие в «Дне Накбы», кульминацией которого станет серия акций протеста под руководством ХАМАСа в секторе Газа, Однако участие ХАМАСа в такой деятельности в большей степени будет носить символический характер. Наиболее вероятное направление нападения на Израиль предполагается не с юга, а от КСИР в Сирии на севере Израиля. Иран и его местные доверенные лица приближаются к Голанским высотам, и Иран может воспользоваться хаосом на поле боя на юге Сирии, чтобы нанести свой собственный ограниченный ответный удар по Израилю в течение следующих нескольких недель. Большая опасность для Ирана и для региона в целом заключается в том, что, когда Израиль находится в состоянии повышенной готовности и обещает нанести любой удар сдерживания, нападения с обеих направлений могут быстро выйти за рамки пропорционального цикла нападения и реагирования.
В этой связи отметим, что выводы американцев в принципе грешат, как всегда, излишней академичностью. Во-первых, совершенно оправданно будет предположить, что вариант какой-то инициативной широкомасштабной войны Израиля против иранских целей в Сирии сейчас фактически полностью исключен. Прежде всего тем обстоятельством, что без активного участия США в этом процессе израильское руководство на это никогда не пойдет. Как оно не пойдет и на самостоятельные удары по иранским объектам его ракетной или ядерной программы. Это обстоятельство стало совершенно очевидным в период правления Б.Обамы, который отказался от идеи нанесения ударов по Ирану, и тем самым автоматически оставил Израиль вне игры: сам на такой шаг он не пошел. Если кто-то полагает, что произраильские настроения в Белом доме сейчас настолько сильны, что США пойдет на военную авантюру в Иране, то ошибается. И надежды на Помпео и особенно Болтона в данном случае излишне оптимистичны. Тем более, что Болтон по своим первым шагам в рамках выдвижения инициативы ротации американских сил в Сирии на арабский контингент в общем-то пока не производит впечатление откровенного фанатика. Скорее, рационалиста. На сегодня вопрос об ударе по Ирану не стоит в принципе, все усилия Вашингтона сосредоточены на попытках убедить ЕС поддержать план по трансформации сделки по ИЯП, как универсального средства в ослаблении своего экономического конкурента в лице ЕС в рамках его активности на перспективном рынке; дистанцирование иранских углеводородов от мирового рынка в рамках поддержки высоких цен на нефть с точки зрения интересов американских сланцевиков и расчистки дороги на мировой рынок американскому сжиженному газу; и в более глобальном смысле — установление окончательного политического доминирования на Европой путем принуждения ее играть по своим правилам. Или, если угодно, «публичной порки» ЕС на фоне принуждения его принято условия США по Ирану. И эта задача осуществляется путем выхода из сделки по ИЯП и соответствующим сохранением и усилением санкционного режима, а не войной, под которую собрать коалицию будет делом фактически нереальным. Воевать американцы не собираются, и это израильтянам надо осознавать.
Кроме того причинами отказа от участиях в учениях на Аляске сейчас являются две простые вещи, если мы говорим применительно к сирийскому досье. Это фактическое завершение операции сирийских правительственных сил  по зачистке оплотов боевиков в столичном и центральном регионах Сирии и начало новой широкомасштабной операции с аналогичными целями на юге страны. То есть, на той самой северной границе Израиля. Собственно блокирование такого сценария любой ценой является главной задачей США  на сегодня, поскольку это означает продолжение курса на поэтапную ликвидацию зон деэскалации, которые США хотели бы сохранить и расширить. И все провокации в Восточной Гуте с последующей демонстрацией военных возможностей коалиции были направлены ровно на это. Операция на юге будет включать в себя уже апробированные алгоритмы действий, то есть комбинацией добровольного отказа боевиков от сопротивления с последующей их эвакуацией в тот же Идлиб (и здесь роль иорданцев и турок важна); и собственно силовая нейтрализация недовольных и радикалов. Этот вариант чреват в том числе и неконтролируемым выходом части боевиков на израильскую территорию. Ну и конечно появлением иранцев и ливанцев уже практически на самой границе. Вот эти моменты заставляют держать израильтян «порох сухим». На ситуацию влияет реальная перспектива появления в Сирии модернизированных систем ПВО, типа С-300, что расценивается израильтянами как прямая угроза своим возможностям по силовому сдерживанию иранской-ливанской экспансии. Россия готова рассмотреть все необходимые шаги для укрепления обороноспособности Сирии, включая поставки зенитных ракетных систем С-300, после удара США, Великобритании и Франции по ближневосточной стране. Об этом заявил в понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью британскому телеканалу Би-би-си. «Президент [России Владимир] Путин поднял этот вопрос (о поставках С-300 Сирии — прим. ТАСС). Он напомнил, что несколько лет назад по просьбе наших партнеров мы решили не поставлять С-300 Сирии», — сказал он. По словам министра, «возмутительный акт агрессии» со стороны США, Франции и Великобритании заставляет Россию задуматься о путях обеспечения безопасности Сирии. «Для того чтобы помочь сирийской армии сдержать агрессию, мы готовы рассмотреть все необходимые шаги», — подчеркнул Лавров. Ответ израильтян в данном случае очевиден: они будут стремится эти системы тем или иным образом уничтожить еще до заступления их на боевое дежурство. И такие заявления Москвы в Израиле воспринимают очень серьезно. Особенно на фоне упоминания желания российского президента это сделать. И факт того, что сейчас в Сирию пошли сухогрузы с российским оружием, которые разгружаются в Тартусе под прикрытием дымовой завесы, эти настроения только усиливают. На борту одного из российских десантных кораблей, который направлялся в Сирию, турецкие блогеры заметили бронеавтомобили «Рысь», БТР-80, а также другую автомобильную технику. Было обращено внимание прежде всего на БТР-80с установленной на нем аппаратуры подавления радиоуправляемых фугасов «Пелена-6Б». Благодаря этому изделию нейтрализуется работа различных радиофугасов. Эта разработка российских конструкторов традиционно высоко оценивается военными специалистами, в том числе зарубежными. Но это на палубе, а что в трюме — никому не известно. И вот ровно этим обстоятельством в первую очередь и объясняется нежелание командования ЦАХАЛа сейчас отвлекаться на какие-то учения.

52.31MB | MySQL:103 | 0,532sec