Обеспечение национальной безопасности Израиля и проблема гиюра

Сейчас, когда Государство Израиль отмечает 70-летие своей независимости, можно констатировать, что создавшее его еврейское национальное движение, известное под именем сионизма, достигло менее, чем за полтора столетия, весьма впечатляющих успехов. К числу основных его успехов можно отнести следующие:

  1. Возрождение (начиная с конца XIX века) разговорных функций древнееврейского языка (иврита), символизирующего собой связь еврейского народа с ближневосточным регионом и культурную преемственность современного Израиля по отношению к древнему Израилю.
  2. Начало организованного и базирующегося на национальной идеологии процесса возвращения еврейского народа из диаспоры на историческую родину (с 1881 года).
  3. Признание исторических и политических прав еврейского народа на Эрец-Исраэль/ Палестину (декларация лорда Бальфура 1917 года) и ее последующее превращение в особую политическую единицу – британскую подмандатную территорию Палестина/Эрец-Исраэль, одним из официальных языков которой стал иврит.
  4. Создание в 20-х – 40-х гг. ХХ века компактных районов, в которых еврейское население численно преобладало.
  5. Решение ООН от 1947 года о разделе подмандатной территории на два государства – еврейское и арабское, провозглашение независимости Израиля (1948 год) и победа в навязанной новорожденному государству арабскими соседями Войне за Независимость (1948-1949 гг.).
  6. Утроение населения Государства Израиль в первое десятилетие независимости за счет массовой репатриации.
  7. Победа в Шестидневной войне 1967 года, в результате которой под контролем Израиля оказалась вся территория бывшей подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль.
  8. Продолжение репатриации, превратившее Израиль в 90-х года ХХ века в крупнейшую еврейскую общину мира.
  9. Превращение евреев в большинство на всей территории бывшей подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль.
  10. Превращение Государства Израиль в региональную сверхдержаву не только в военном, но и в научно-техническом и экономическом плане, что заставляет считаться с ней все государства мира.

Список успехов еврейского национального движения может быть расширен, однако это не отменяет того факта, что Израиль и сейчас, в год своего 70-летнего юбилея стоит перед лицом крайне непростых вызовов. Одним из них является все еще не оконченное демографическое противостояния между еврейским и арабским национальными коллективами на территории бывшей подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль. Суть проблемы может быть сведена к следующим пунктам:

  1. Несмотря на то, что благодаря репатриации, в период британского мандата еврейское население страны резко выросло, вызванное деятельностью еврейского национального движения ускоренное экономическое развитие Палестины/Эрец-Исраэль привлекло в нее массы арабских трудовых мигрантов из соседних стран, в результате чего арабское население страны тоже резко возросло.
  2. Несмотря на то, что евреи стали после достижения Израилем независимости государствообразующей нацией, не был выработан механизм ассимиляции еврейским большинством неевреейского меньшинства (меньшинств).
  3. В условиях постоянного межэтнического конфликта соотношение численности евреев и неевреев в стране имеет ключевое значение, поскольку только численное превосходство евреев гарантирует сохранение Израиля в качестве еврейского и одновременно демократического государства.
  4. В условиях, когда нет ассимиляции арабов-мусульман евреями, а напротив, имеет место (хотя и в небольших масштабах) ассимиляция евреев арабами за счет перехода в мусульманство еврейских женщин, выходящих замуж за арабов, важнейшее значение для сохранения еврейского большинства имеет репатриация евреев из Диаспоры.
  5. Широкое распространение смешанных браков в еврейской диаспоре в наше время ведет к тому, что весьма значительная часть репатриантов (потомки от браков еврейских мужчин с нееврейскими женщинами и нееврейские супруги евреев) не подпадает под религиозное определение термина «еврей».
  6. При этом существующая на сегодняшний день сложная процедура принятия репатриантами такого рода иудаизма осложняет их полную интеграцию в еврейский национальный коллектив.

В значительной степени именно изложенными выше обстоятельствами объясняется готовность израильских левых отказаться от территорий Иудеи, Самарии и Газы, которые еврейское национальное движение всегда рассматривало в качестве неотъемлемой части исторической родины еврейского народа. Однако в наше время идея нового раздела страны между евреями и арабами на основе принципа «двух государств для двух народов» признана нереализуемой даже частью израильских левых. В этих условиях имеет значение соотношение численности евреев и арабов не только на суверенной территории Государства Израиль, но и в Иудее и Самарии (на Западном Берегу, пользуясь арабской терминологией), которые уже в обозримом будущем могут быть полностью или частично аннексированы Израилем (о секторе Газа, который является фактически независимым арабским государственным образованием, речь не идет). А в Иудее и Самарии, несмотря на очевидные успехи еврейского поселенческого движения за прошедшие с момента их перехода под контроль Израиля полвека, евреи составляют, по самым оптимистичным (с точки зрения Израиля) оценкам, не более четверти всего населения.

Иудаизм – национальная религия, служащая важнейшим этническим символом вне зависимости от степени религиозности (или даже полного отсутствия таковой) у конкретного человека. В этой связи основным инструментом ассимиляции неевреев евреями является гиюр. Однако следует помнить о том, что иудаизм в принципе не прозелитическая религия. В отличие от христиан и мусульман последователи иудаизма не считают нужным пропагандировать свое вероучение среди тех, кто не является евреем по происхождению. Процедура принятия иудаизма неевреями – гиюр – достаточно сложна, а ее инициаторами, как правило, выступают сами неевреи. Еврейский религиозный истеблишмент никак не побуждает их к этому. Правда, дети еврейских отцов от нееврейских матерей с точки зрения еврейского религиозного права (Галаха) это не совсем неевреи. Они определяются Галахой в качестве «семени Израилева» и для них гиюр должен быть по идее облегчен. Однако на практике это сейчас не происходит.

Такая ситуация создает очевидный конфликт между еврейским религиозным ультраортодоксальным истеблишментом, настаивающим на строгом соблюдении прозелитами заповедей иудаизма, и еврейским национальным движением, нуждающимся в эффективном инструменте полной интеграции нееврейского меньшинства (и особенно лиц смешанного происхождения, связанных с еврейским народом) в еврейский национальный коллектив, который в наше время отнюдь не является ортодоксально религиозным. Данный конфликт развивается уже не первый год. Одним из его следствий является резкое падение престижа Главного Раввината Израиля и отдаление от религии значительной части светских израильтян.

В контексте обсуждаемой темы особо существенно то, что Главный Раввинат провалил все усилия различных правительств Израиля, направленные на упрощение процедуры гиюра для репатриантов, не являющихся евреями с точки зрения Галахи. В первую очередь следует упомянуть блокирование деятельности авторитетного сионистского раввина Хаима Друкмана, возглавлявшего в 2004-2012 гг. управление по гиюру, существовавшее при канцелярии премьер-министра. Уместно упомянуть о том, то за 8 лет своей деятельности на этом посту раввин Хаим Друкман выдал 50 тысяч удостоверений о признании их евреями репатриантам, прошедших гиюр в рамках деятельности возглавлявшегося им управления. Это не слишком много в масштабах существующей проблемы, но вполне ощутимо, особенно учитывая, что речь идет главным образом о детях и молодых людях, находящихся в репродуктивном возрасте.

В условиях острого противостояния с религиозной ультраортодоксией в 1995 году была создана организация «Рабаней Цоар». В настоящее время в ее состав входят около 800 ортодоксальных израильских раввинов, придерживающихся идеологии религиозного сионизма. Председателем правления «Рабаней Цоар» является раввин города Шогам Давид Став. Главной своей задачей данная религиозная организация, согласно ее программным документам, ставит «участие в формировании еврейской идентичности Государства Израиль на основе открытого диалога и поисков общих элементов идентичности». Практически это означает, раввины, входящие в состав организации «Рабаней Цоар» видят себя в качестве своеобразного моста между религиозной и светской частью израильского еврейского национального коллектива. При этом особый акцент делается на необходимости сохранения живой связи между массой нерелигиозных израильских евреев и еврейской религиозной традицией, являющейся важнейшей составной частью еврейской национальной идентичности.

Исходя из этого, раввины, входящие в данную организацию, действуют в направлении либерализации предоставления всему – как религиозному, так и нерелигиозному еврейскому населению Израиля следующих базовых религиозных услуг:

  1. Регистрацию браков в соответствии с еврейской религиозной традицией.
  2. Прохождение гиюра для лиц смешанного происхождения, не определяемых в качестве евреев в соответствии с религиозным еврейским правом: детей еврейских отцов от нееврейских матерей, внуков евреев, а также нееврейских супруг/ов евреев.
  3. Гарантирование кашрута (соответствия религиозным предписаниям иудаизма) учреждений общественного питания.

Активность «Рабаней Цоар» в этих и других сферах уже не раз приводила данную религиозную организацию к открытым конфликтам с государственным Главным Раввинатом Израиля, который в последние два десятилетия  безраздельно контролируют религиозные ультраортодоксы (что и стало главной причиной отдаления многих нерелигиозных израильских евреев от религиозной традиции). Следует отметить, что к критике и даже к открытым нападкам против организации «Рабаней Цоар», раздающимся со стороны ультраортодоксов, периодически присоединяются и многие сионистские раввины, усматривающие в деятельности «Рабаней Цоар» подрыв статуса Главного Раввината, в котором религиозные сионисты традиционно видели один из важнейших символов возрождения еврейской государственности.  Последней вызвавшей острую полемику акцией «Рабаней Цоар» стало создание в начале текущего года альтернативной отделу кашрута Главного Раввината системы проверки кашрута, которую возглавил раввин Орен Дувдевани, ранее работавший в той же сфере в рамках Главного Раввината.

С момента создания организации «Рабаней Цоар» ее главным спонсором является фонд «Ави Хай», созданный американским еврейским филантропом Стенфордом Чарлзом (Залманом Хаимом) Беренстайном (1926-1999). Теперь же в рамках усилий по расширению как своей финансовой базы, так и базы своей политической поддержки организация «Рабаней Цоар» пошла на создание общественного форума «Кружок друзей “Рабаней Цоар”»

Связь между, казалось бы, сугубо религиозными задачами организации «Рабаней Цоар» и проблемами национальной безопасности Израиля просматривается в том обстоятельстве, что одним из участников учредительной конференции этого форума, состоявшейся  11 марта, в канун отмечаемого в Израиле ежегодного Дня Катастрофуы и Героизма был бывший начальник Моссада Эфраим Галеви (занимал этот пост в 1998-2002 гг.; в 2002-2003 гг. был председателем Совета национальной безопасности Израиля), который родился в Великобритании в раввинской семье и репатриировался в Израиль в 1948 году в возрасте 14 лет.  Показательно и то, что он заявил в своем выступлении, что экзистенциальной угрозой для Израиля, по его мнению, является не иранская ядерная программа, а «день, когда число евреев в Израиле будет меньшим, чем число арабов между морем и Иорданом» (то есть на всей территории бывшей британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль. Эфраим Галеви рассказал в частности, что несколько лет назад встречался на закрытой конференции с действующими главами спецслужб Израиля и сказал им там то же самое, подчеркнув, что бюрократическая волокита, сопровождающая прохождение гиюра в Израиле, создает очень тяжелую проблему для безопасности страны.

«Я действительно думаю, что это экзистенциальная угроза для народа Израиля, — подчеркнул Эфраим Галеви. Он напомнил, что «около двух недель назад было обсуждение в комиссии Кнессета по иностранным делами и безопасности, и заместитель начальника Гражданской администрации в Иудее и Самарии подполковник Мендес представил статистические данные и сказал, что на сегодняшний день число мусульман между морем и Иорданом (то есть, на суверенной территории Государства Израиль, в секторе Газа и в Иудее и Самарии вместе) больше числа евреев. Это следует из данных регистрации населения палестинцев (Палестинской национальной администрации – В.Ч.) и нашей регистрации населения, и обе они очень точные переписи. (…) Интересно, что в статистике регистрации населения фигурирую более 400 тысяч человек под рубрикой «другие». «Другие» — это большой кусок еврейства бывшего Советского Союза, которые не считаются евреями для нужд брака и развода, но их присоединяют к евреям, чтобы доказать, что в Государстве Израиль все еще есть еврейское большинство».

Относительно статистических данных ЦСБ ПНА, на которые ссылался в своем выступлении бывший начальник Моссада, есть немало споров. Очень многие демографы считают, что предоставляемые им цифры, касающиеся численности арабского населения Иудеи, Самарии и сектора Газа, сильно завышены. Однако относительно того, что он сказал по поводу бюрократии с прохождением гиюра в Израиле, споров нет.

Эфраим Галеви сказал также, что, несмотря на то, что в последние годы отмечается сокращение рождаемости у мусульман, отмечается и повышение продолжительности жизни среди них. Таким образом, доля мусульман в населении Эрец-Исраэль/Палестины все равно не сокращается, а напротив возрастает. «Это, господа, экзистенциальная угроза Государству Израиль, потому что мы еще не закончили нашу Войну за Независимость, — сказал он, — Вопрос о числах, о демографии является критическим для нашего будущего. Я говорю это, потому что в итоге мы будем держаться с военной точки зрения и мы будем побеждать, мы всегда будем побеждать, но если наше число будет сокращаться, нашего военного превосходства самого по себе не будет достаточно и оно не будет существенным для нашего национального существования на нашей земле, и в этом состоит наша великая трагедия. Это не трагедия масштабов Холокоста, но учитывая сегодняшние цифры, когда мы исключаем по тем или иным причинам очень большие куски мирового еврейства, мы находимся в очень быстро развивающемся процессе сокращения числа евреев (Диаспоры, являющихся потенциальным источником увеличения еврейского населения Израиля – В.Ч.) от поколения к поколению. Если мы посмотрим на молодые поколения еврейства США, то увидим, что число молодых евреев, которые в той или иной форме отдаляются от еврейства, постоянно возрастает».

«Вопрос о будущем еврейского народа это отнюдь не сугубо галахический вопрос, — настаивал Эфраим Галеви, — Это вопрос национальной безопасности, вопрос, по поводу которого национальное руководство Государства Израиль не только должно высказать свое мнение, но и обязано найти для него решение. (…) Все правительства Израиля избегали заниматься решением этой центральной проблемы и всегда оставляли ее для еще одной проверки, для еще одной комиссии, на рассмотрение еще одного специалиста, еще кому-то, кто придет и спасет государство и найдет формулу (решения проблемы – В.Ч.), и эта формула все еще не найдена. (…) Я думаю, что мы находимся буквально в последний момент, когда еще не поздно найти решение, и то, что организация «Рабаней Цоар» делает по этому вопросу, а также в сфере кашрута, это шаги, которые открывают иудаизм для всё больших групп населения, которые жаждут быть евреями вести себя как евреи».

Подводя итог, можно констатировать, что присоединение Эфраима Галеви к «кружку друзей “Рабаней Цоар” и сделанное им заявление по поводу важности деятельности этой организации для решения проблем еврейского национального движения в Эрец-Исраэль, безусловно, усилят позиции этой религиозной организации в ее противостоянии с государственным Верховным Раввинатом Израиля, который бывший начальник Моссада своими словами о бюрократии в прохождении гиюра фактически обвинил в нанесении ущерба национальным интересам еврейского народа и безопасности еврейского государства.

62.9MB | MySQL:102 | 0,602sec