Ситуация в зоне Сахеля: март 2018 г.

Двумя терактами, совершенными 2 марта 2018 г. в столице Буркина-Фасо Уагадугу, о своем существовании громко напомнила джихадистская группировка «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ). В тот день был нанесен третий удар по объектам в Уагадугу за немногим более 2 года. Главное его отличие от предыдущих – если в январе 2016 года и августе 2017 года целями террористов были кафе, ресторан и отель на центральной улице буркинийской столицы, 2 марта атаке подверглись две ключевых цели – посольство Франции в Буркина-Фасо и Генштаб Вооруженных сил этой африканской страны. Оба объекта находятся на расстоянии менее двух километров от центра города.

Ответственность за эти показательные нападения взяла на себя ГПИМ. При этом утверждалось, что они стали ответом на репрессии в ходе французской операции «Бархан» в Мали. Здесь имелась ввиду проведенная французами двумя неделями ранее операция на севере Мали, в ходе которой были «убиты или захвачены» до 20 джихадистов.

В попытке атаки на посольство Франции участвовали несколько  боевиков. Им противостояли шесть охранников посольства — 4 военнослужащих Группы быстрого реагирования национальной жандармерии (GIGN) и 2 полицейских из Сил быстрого реагирования полиции (Raid). Именно их огнем были уничтожены 4 нападавших. Получив отпор и не сумев проникнуть на территорию посольства, террористы направились к зданию  Генштаба, и, судя по всему, ворвались в него, использовав мощное взрывное устройство, которое привел в действие смертник на автомашине. К исходу дня в коммюнике правительства сначала сообщалось об уничтожении 4 нападавших, затем 9. В ходе нападения на Генштаб, по первоначальным данным, погибли 30 человек, главным образом — военных и полицейских,  до 85 получили ранения. Затем число погибших в официальных данных уменьшилось до 7.

Боевики из группы, атаковавшей посольство, были в гражданской одежде и даже не скрывали свои лица. Напротив, боевики второй группы были одеты в униформу бойцов буркинийской армии. Сразу же возникло подозрение, что атаковавшие имели сообщников среди буркинийских военнослужащих, поскольку им удалось проникнуть в здание Генштаба через специфичный служебный вход, о котором знали немногие военные. Судя по всему, атака на посольство носила отвлекающий характер и была задумана с тем, чтобы отвлечь силы безопасности от основной цели.

6 марта буркинийские власти подвели окончательные итоги событий  4-дневной давности. При отражении нападений погибли 8 буркинийских военных, 61 получил ранения, ранения также получили 24 гражданских лица. Были уничтожены 8 человек из числа нападавших. По подозрению в причастности к нападению были арестованы 8 человек, в том числе 2 действующих военных и один отставной.

В Мавритании 1 марта побывал с визитом президент Турции Р.Т.Эрдоган. В Нуакшоте он объявил, что Турция выделит в виде помощи 5 млн долларов на финансирование совместного антитеррористического контингента пяти стран Сахеля «Г5 Сахель». Таким образом, странам региона удалось собрать с учетом турецкого вклада 418 млн евро для финансирования потребностей «Г5 Сахель». Предполагается, что 5-тысячный контингент будет полностью готов к антитеррористическим действиям к середине 2018 года. Эрдоган стал первым президентом Турции, побывавшим в Мавритании.

2 марта ГПИМ распространила видеоряд, в центре внимания которого была похищенная в Мали в конце 2016 года 75-летняя француженка Софи Петронин. Снимавшие видеоряд не зафиксировали ее слов. Сразу после похищения ни одна из джихадистских организаций не взяла на себя ответственность за него. Только в июле 2017 года стало понятно, что заложница находится у боевиков ГПИМ.

3 марта в ООН был распространен промежуточный доклад, в котором констатировалось, что ситуация в плане безопасности в Мали быстро деградирует, и что насилие распространяется на центральную часть страны. Еще одна констатация — быстрая потеря влияния альянса проправительственных группировок (так называемая «Платформа») и «Координации движений Азавада» (КДА) на тех территориях, которые они традиционно контролировали. Обе группировки наравне с Бамако являются подписантами мирного соглашения 2015 года. Эксперты также пришли к мнению, что в задержке реализации положений мирного соглашения виновны все стороны, подписавшие его. Они указали на рост влияния в регионе «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) и группировки «Ансар аль-Ислам». Это в первую очередь касается региона, расположенного на стыке границ Буркина-Фасо, Мали и Нигера. Окончательная версия доклада ожидается к 1 сентября.

5 марта премьер-министр Мали Сумейлу Бубейе Майга при посещении г.Мопти в центральной части страны подтвердил намерение властей этой страны провести 29 июля  президентские выборы. По его оценке, проблемы с безопасностью  не должны помешать выборам, так как «государство все больше и больше представлено» в центральной части страны.

8 марта до 30 джихадистов атаковали строительный комбинат, где формировались бетонные блоки для строительства плотины на реке Бани — притоке Нигера — близ города Дженне в центральной части Мали. Джихадисты сожгли все то, что могло гореть на предприятии. Они собрали работавших на стройке южнокорейцев и малийцев и предложили им убраться восвояси.

9 марта в центральной части Мали 4 малийских военных погибли при подрыве на мине автомобиля, в котором они находились. До этого военные участвовали в операции против базы джихадистов в районе Диаллубе, в ходе которой, по данным Минобороны Мали, были уничтожены до 10 боевиков.

12 марта известный малийский предприниматель Алиу Бубакар Диалло заявил о своем намерении баллотироваться на избрание на президентских выборах. По его оценке, страна может выбраться из кризиса при наличии «надлежащего лидера». Диалло стал выдвиженцем партии «Демократический альянс за мир» (ADP-Maliba). Эта партия ранее поддерживала действующего президента Ибрагима Бубакара Кейту, однако в 2016 году она покинула правящее большинство и перешла в оппозицию. К тому моменту о своих президентских амбициях заявило до 6 человек. Сам Кейта о них тогда еще не объявлял.

13 марта стало известно, что по меньшей мере 25 человек погибли не сколькими днями ранее в центральной части Мали в результате междоусобицы с участием представителей народностей пель и догон. Согласно некоторым экспертам, центральные власти негласно поддерживают догонов, поскольку представители пель обвиняются в симпатиях к экстремистскому проповеднику Амаду Куфа и его джихадистской группировке. В течение следующей недели эти столкновнения привели к гибели еще по меньшей мере 8 человек.

15 марта Генштаб французской армии сообщил, что французские военные с 15 февраля в ходе операции «Бархан» уничтожили в «зоне трех границ» (Буркина-Фасо, Нигер и Мали) до 60 джихадистов. В частности, в двух операциях, проводившихся в период с 9 по 12 марта к югу от оси Ансонго — Менака на северо-востоке Мали были уничтожены до 10 боевиков, предположительно из состава «Исламского государства в Великой Сахаре» (EIGS).

22 марта минометному обстрелу подвергся совместный полевой лагерь Миссии ООН в Мали и французских военных в районе г.Кидаль. Нападавшим удалось выпустить 5 — 6 мин с большой дистанции. В результате нападения легкие ранения получили 5 французских солдат.

5 марта ИГ распространило видеозапись засады, устроенной джихадистами 4 октября 2017 года в Нигере, в которую попал совместный нигеро-американский патруль. В его составе было 12 американских и 30 нигерских солдат. Им противостояли до 50 джихадистов. В том бою погибли 4 американских солдат и по меньшей мере 5 нигерийских. Примечательно, что видеоряд продолжительностью 9 минут был собран с записей камер, которые были установлены на защитных шлемах погибших американских военных, а также из кадров, снятых уже после боя. В частности, джихадисты сняли то, как они добили раненого американца.

История с погибшими американцами получила продолжение 15 марта, когда две вооруженных группы — участницы Алжирского мирного соглашения — сообщили, что в ходе боев 11 — 12 марта против формирований противников мирного процесса захватили джип и оружие убитых в Нигере американцев.

6 марта главарь «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) Айман аз-Завахири призвал мусульман Магриба убивать французских солдат в зоне Сахеля. В 7-минутном видеообращении,  дату записи которого невозможно определить, преемник Усамы бен Ладена не сделал ни одного упоминания про нападение в Уагадугу, что позволяет предположить, что оно было сделано ранее. «Те, кто воевали и убивали ваших отцов, они вернулись чтобы сейчас убивать ваших братьев. Хочу вам напомнить, что вы остаетесь под их оккупацией и гнетом», — сказал главарь «Аль-Каиды», ссылаясь на колониальную эпоху.

А.аз-Завахири и раньше неоднократно угрожал Франции, 4 тысячи солдат из которой развернуты в странах Сахеля в рамках операции «Бархан».

И в завершение — прогноз от начальника Генштаба французской армии генерала Франсуа Лесвантра. По его оценке, на решение проблем безопасности в Мали потребуется «по меньшей мере 10 — 15 лет». Обосновывая эту точку зрения, он привел примеры Балкан, Афганистана и Кот-Д’Ивуара.

52.17MB | MySQL:103 | 2,030sec