К итогам международной донорской конференции по Сирии

Международная донорская конференция по Сирии собрала всего 4,4 млрд долларов, что существенно меньше ожидаемой суммы. Кроме того, Евросоюз и ООН, под эгидой которых прошла двухдневная встреча с участием представителей более 85 стран и организаций, не смогли добиться политического прорыва по урегулированию сирийского конфликта. Спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявил, что политического прорыва на международной донорской конференции не было, как и не было конфронтации. «Мы не ожидали политического прорыва сегодня, но у нас не было и конфронтации», — отметил он. При этом глава дипломатии ЕС  Федерика Могерини подчеркнула, что разногласия между странами относительно конфликта в Сирии не исчезли. «Конечно, разногласия за несколько часов не исчезли, — отметила она. — Надеюсь, что конференция следующего года будет посвящена реконструкции Сирии». В этой связи не совсем понятно, какого политического прорыва ожидали увидеть участники этой конференции. Если судить по ее повестке дня, то речь на ней должна была идти исключительно о вопросах восстановления социально-экономической инфраструктуры. Единственным солидарным решением ее участников в точки зрения политического аспекта стала констатация факта того, что военного решения кризиса нет.  Об этом заявила Федерика Могерини на пресс-конференции. «Мы определили общую позицию по некоторым вопросам, например, то, что военного решения нет, необходимо возобновить политические переговоры», — сказала она. Это было известно и без этой конференции и без соответствующих заявлений координатора внешнеполитической деятельности ЕС. Вопрос в данном случае в ином: каждая из оппонирующих сторон конфликта видит под лозунгом «политических переговоров» собственную и различную повестку дня. Европейцы под этим безусловно полагают уход Башара Асада как первичное условие для создания конституционной комиссии и проведения выборов. И соответственно Москва и Тегеран полагают под этим ровно противоположное. Не говоря уже о приоритете переговорных форматов для каждой из сторон. ЕС явно взяло курс на приоритет переговоров в Женеве при максимальной минимизации Астаны, что для Москвы и Тегерана неприемлемо. То же самое касается «военных путей» решения конфликта. Для ЕС — это безусловное перемирие по всей территории с целью сохранить остатки вооруженной оппозиции. Для Москвы и Тегерана — это максимальное искоренение оплотов боевиков на контролируемой ими территории, и особенно в центре и на юге Сирии. То есть, если отбросить в сторону дипломатическую обязательную для подобного рода конференций миролюбивую риторику, то на поверку выходит, что участники конференции безусловно лукавят. Причем хором. Военный путь решения подобного рода конфликтов есть. Если говорить еще более точно, то это военно-политический путь, основным алгоритмом которого является максимальное военное поражение непримиримым группам сопротивления с выходом на механизм локальных переговоров с конкретными племенами и местными элитами, что российские военные с успехом и доказали на примере Сирии. Ничего не напоминает? Правильно, это основные положения американской концепции на афганском направлении: нанесение безусловного военного поражения оппонентам в виде талибов и вынуждение их тем самым сесть за стол переговоров на выгодных для Вашингтона и Кабула условиях. То есть США взяли на вооружение успешный алгоритм действия Москвы на сирийском направлении, фактически признав его эффективность. Повторим еще раз, что военный аспект решения подобного рода конфликтов имеется. Вопрос только в том, что американцы в Афганистане совершенно не учитывают внутренний и внешний расклад сил, а также местный менталитет. К тому же они пытаются выйти на глобальный формат переговоров с движением «Талибан», понимая, что оно фактически централизованно. Это провальная стратегия изначально, поскольку в данном случае многое, если не все, зависит от консолидированной позиции стоящих за ним Исламабада и Тегерана. В Сирии же сегмент сопротивления очень в значительной части децентрализован и представляет между собой конгломерат противостоящих друг друг  групп.  И попытки Саудовской Аравии или Турции объединить его в одну жесткую структуру успехом не увенчались, и этот момент позволяет Москве решать вопрос установления контроля над сирийской территорией на порядки более успешно, чем американцам в Афганистане.

По итогам двух дней участники международной донорской конференции по Сирии собрали 4,4 млрд долларов. Об этом заявил в среду еврокомиссар по вопросам гуманитарной помощи и кризисному управлению Христос Стилианидис на заключительной пресс-конференции. «Я рад объявить, что делегации в этом году выделили 4,4 млрд долларов», — сказал он. По словам еврокомиссара, делегации 85 стран и организаций также уже сейчас пообещали выделить около 3,4 млрд долларов гуманитарной помощи для Сирии в 2019 году. Кроме того, он отдельно отметил, что ЕС в ближайшие два года выделит дополнительные 3 млрд евро Турции для сирийских беженцев. Как сообщил журналистам заместитель генерального секретаря ООН Марк Лоукок, самые большие вклады были внесены Евросоюзом, Германией и Великобританией. Таким образом, организаторам конференции — ЕС и ООН — не удалось собрать сумму, на которую они рассчитывали. Еще до начала донорской конференции представитель ЕС заявил журналистам в Брюсселе, что сообщество надеется собрать в этом году не меньшую сумму, чем в прошлом — 6 млрд долларов. При этом непонятно, а куда собственно предполагается направить эти деньги с учетом того, что Брюссель не собирается вкладываться в восстановление собственно той части страны, которая находится под контролем Дамаска. Интересно, что те же катарцы отделались на этот раз символической для себя суммой в 100 млн долларов. Это, кстати, ясный индикатор того, что Доха думает про последние по времени инициативы со стороны Вашингтона платить американцам за их усилия на сирийском направлении.  Как заявила на донорской конференции Могерини, Евросоюз не будет способствовать восстановлению Сирии до начала политического процесса в стране. «ЕС не будет способствовать восстановлению Сирии до начала политического процесса в стране. Но мы будем с удовольствием поддерживать единую, мирную Сирию, идущую по пути политического урегулирования», — сказала она. «ЕС уже выделил свыше 11 млрд евро помощи сирийцам — как в стране, так и за ее пределами. Сегодня гуманитарная поддержка — это необходимость, а не одна из возможностей, — отметила Могерини. — Все деньги, выделенные ЕС, уже доставлены конкретным людям через соответствующие каналы».  Какие такие каналы в обход структур ООН и МККК? И куда уже вложили 11 млрд евро? В какие объекты социальной инфраструктуры? То есть речь идет о двух аспектах спонсорской деятельности ЕС на сирийском направлении.  Это фактическая материально-техническая поддержка оппонентов Асада через различные НПО, включая и откровенно джихадистских боевиков. Но не только их, но и сирийских курдов. В интересах ЕС более массированная поддержка функционирования лагерей сирийских беженцев в Турции для стабилизации ситуации с неконтролируемой миграцией. И это, пожалуй, самый основной мотив присутствия ЕС в Сирии.  Причем видно, что уверенность в правильности безудержного направления денег европейских налогоплательщиков в «черную дыру» затухает. Проконтролировать их распределение и целевое использование Брюссель просто не в состоянии. Очевидно также, что львиная доля этих денег идет не по назначению. Для этого достаточно посмотреть на развалины той же Ракки. Деньги ЕС в этой связи целенаправленно идут на подкуп полевых командиров боевиков путем поставок им различных гуманитарных грузов, и этот момент является одним из важных элементов стратегии европейцев в рамках борьбы с незаконной миграцией. Точно также действуют европейцы в рамках попыток минимизировать канал миграции с африканского континента. Там откровенно просто покупаются местные криминальные элементы, находящиеся под вердиктами МУС, которые соответствующими методами останавливают поток незаконных мигрантов. Или вернее лимитируют его до более или менее приемлемых объемов. Собственно этим обстоятельством и обусловлено стремление ЕС выделить какие-то деньги на «восстановление Сирии». Поскольку тему незаконной миграции может быть и удалось вывести из неуправляемого пике, но окончательно стабилизировать ситуацию пока не получается. Более десяти тысяч соискателей статуса беженца прибывают в Германию ежемесячно, многие из них не имеют перспектив остаться в там. Об этом заявил в среду в Берлине министр внутренних дел ФРГ Хорст Зеехофер. «В месяц в ФРГ приезжают от 13 до 14 тыс. соискателей убежища», — сказал глава ведомства. «В первом квартале [2018 года] были вынесены решения по 73 тыс. заявок, квота предоставления убежища составила 32%», — добавил Зеехофер. По оценке министра, Германия, спустя несколько лет после пика миграционного кризиса, так до конца не отладила систему депортации тех иностранцев, которые не получили статус беженца. Процесс высылки нередко замедляется в силу бюрократических проволочек — мигранты подают иски в суд, а суды ввиду загруженности могут рассматривать их месяцами. В минувшем году в ФРГ находились около 200 тыс. иностранцев, заявки которых были отклонены. Депортировать удалось лишь около 24 тыс. В этой ситуации немцам и остальным европейцам остается только откупаться, причем по все нарастающей динамике. В этой связи обратим внимание на один момент, который на этой конференции постарались оформить.  Участники международной донорской конференции по Сирии выступили за то, чтобы ситуация в Сирии была передана на рассмотрение Международного уголовного суда (МУС). Об этом говорится в совместной декларации ЕС и ООН, под эгидой которых прошла двухдневная встреча в Брюсселе. «Они (участники) призвали к тому, чтобы ситуация в Сирии была передана на рассмотрение МУС», — отмечается в нем. В заявлении подчеркивается, что «правосудие и подотчетность в переходный период необходимы для обеспечения устойчивого мира и являются неотъемлемой частью любого значимого процесса примирения». «Необходимо расследовать военные преступления и нарушения международного гуманитарного права и прав человека. Любые организации и лица, виновные в таких нарушениях, включая применение химического оружия, должны быть привлечены к ответственности», — говорится в документе. Вот это основной момент, который не нашел никакой реакции со стороны российских представителей. При этом отметим, что  вопрос вынесения какой-либо темы под расследование МУС без согласия на это членов Совета Безопасности ООН фактически невозможен. И как показывает предыдущая практика использования этого механизма в различных конфликтах. итоги его расследования в общем-то вряд ли удовлетворят Москву.  Сразу отметим, что присутствие российской дипломатии на конференции было обусловлено только одним соображением: использовать эту площадку для обличения своих оппонентов и в этой связи странно, почему Москва прошла мимо этого очень знаменательного факта. Россия не принимала на себя обязательств по выделению гуманитарной помощи Сирии на завершившейся в среду в Брюсселе международной конференции доноров под эгидой ЕС. Об этом рассказал постпред РФ при ЕС Владимир Чижов российским журналистам по итогам своего участия в брюссельской конференции. «Мы на этой конференции никаких обещаний помощи делать и не собирались. Я перечислил, что мы уже делаем, рассказал, что мы делаем по двусторонней линии и рассказал о вкладе наших военных, которые напрямую передают гуманитарную помощь нуждающимся, в том числе в изолированных и труднодоступных районах страны», — сказал российский постпред. «То, что Россия дает, было бы некорректно плюсовать к тому, что они дают. Россия дает немало средств через организации ооновской системы. Это и Всемирная продовольственная программа, и другие организации системы ООН, плюс через Международный комитет красного креста и прочее», — отметил Чижов. Тогда зачем мы там вообще присутствовали? Обвинить оппонентов еще раз в лицемерии можно и без этого. Можно говорить, конечно, что участие в подобного рода форумах позволит держать «открытыми» неформальные каналы коммуникации с партнерами «для сближения позиций». Но, во-первых, «сблизить позиции» таким образом еще никому и никогда не удалось. А, во-вторых, присутствие  российских представителей плохо коррелируется с игнорированием со стороны организаторов присутствия представителей собственно законного сирийского правительства. Как заявил на конференции постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, сообщество не пригласило Дамаск в Брюссель, «забыв» таким образом о 90% населения страны, которые живут на подконтрольных правительству трех четвертях территории страны. «Я озадачен тем, что формат сегодняшней встречи не предполагает участия официальных представителей сирийского правительства. Выглядит очень странно тот факт, что почтенные делегаты намерены помогать Сирии в условиях, когда официальные контакты с законным правительством в течение многих лет остаются табу для европейских политиков. Отдельные страны обещают даже «не давать ни цента» Сирии, пока там не произойдут политические преобразования, — отметил он. — Похоже европейские столицы забыли, что сегодня сирийское правительство контролирует более трех четвертей территории страны, где проживает 90% населения». «Озадаченности» в данном случае мало. Принятие приглашения участвовать в подобного рода форумах, на которых не приглашаются представители Дамаска,  фактически означает подыгрывание формируемому Западом общему тренду на отказ вести любой диалог с нынешним сирийском режимом. В принципе на такого рода форумах ничего путного не решается, а присутствие  только ради присутствия в сочетании с гневной риторикой, которую на Западе никто не слушает, входит в противоречие с общей стратегией Москвы на сирийском направлении. Такие форумы сейчас целесообразно игнорировать, а не подписываться фактически под коллективной позицией Запада.

52.42MB | MySQL:103 | 0,438sec