Расстановка позиций накануне президентских и парламентских выборов в Турецкой республике

Предстоящие 24 июня досрочные президентские и парламентские выборы в Турции характеризуются вводными, в том числе новыми, которые придают им интригу и побуждают делать прогнозы дальнейшего развития ситуации. Позволим себе перечислить исходные данные этой задачи.

Исходя из результатов предыдущих президентских выборов в 2014 году, можно заключить, что рейтинг нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана тогда составлял 50%+.

Аналогичным образом, опираясь на данные предыдущих парламентских выборов в 2015 году (июньских выборов и перевыборов в ноябре), можно увидеть следующую картину:

  • Рейтинг правящей Партии справедливости и развития (ПСР) под руководством тогдашнего премьер-министра А.Давутоглу оказался величиной вариативной, с потенциалом к мобилизации вокруг внешнего врага – приблизительно в коридоре от 40 до 49%.
  • Рейтинг главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) из года в год является константой, на уровне около 25%.
  • Рейтинг правой Партии националистического движения (ПНД) варьировался в коридоре от 12 до 16%, вплотную подходя к красной отметке – 10%-му избирательному барьеру в Меджлис.
  • Рейтинг прокурдской Партии демократии народов колеблется в зоне риска 10-12%, но при этом ПДН является сложившимся парламентским движением и пусть не всетурецким, но зато с претензией на звание единственного выразителя курдского мнения.

Начнем с выборов президента Р.Т. Эрдогана.

Сразу откажемся от клише, что это — последние выборы турецкого лидера. Согласно простой логике – это так, поскольку работает правило двух сроков, но, вот на практике, не совсем. В силу того, что есть ряд юридических коллизий, которые второй срок президента за полноценный срок могут позволить не считать. В качестве примера, стоит упомянуть о праве президента страны, согласно новой редакции Основного закона (которая вступит в силу после предстоящих выборов – В.К.), своим решением распускать Великое национальное собрание (Меджлис) Турции и назначать досрочные выборы, но при этом надо будет отправиться в отставку самому. Ясного ответа на вопрос, будет ли считаться такой урезанный срок президентских полномочий полноценным вторым или нет, Конституция не содержит, а, следовательно, возникает поле для разного рода юридических толкований. В любом случае, все дороги приведут в Конституционный суд страны, который не замечен в принятии неправильных решений.

Будут ли на предстоящих выборах президента у Р.Т.Эрдогана конкуренты? Если учесть на его далеко «не путинский» рейтинг лишь чуть выше 50%, то может закрасться сомнение. Но все же, равного Эрдогану политика в Турции нет, чтобы полноценно бороться с ним один на один. Выставление против него одного оппозиционного кандидата и расчёт на первый тур – ошибка. Если Р.Т.Эрдогана и можно победить, то только во втором туре. До которого можно дотянуть, если каждый оппозиционный кандидат оттянет на себя максимум голосов в первом туре и потом уже сплотится вокруг кандидата, занявшего второе место. Как один из возможных сценариев – вокруг А.Гюля. Впрочем, пока победа оппозиционного кандидата на президентских выборах в Турции – чисто умозрительный сценарий, если не случится каких-либо катаклизмов.

Что же не является умозрительным сценарием, так это недобор голосов избирателей коалицией ПСР – ПНД до большинства, дающего им возможность формировать однопартийное (а, точнее двухпартийное – В.К.) правительство.

Ибо, рейтинг ПСР во многом строится на экономических успехах страны и его дно располагается в районе отметки в 40%. Рейтинг ПНД при прочих условиях можно было бы оценить на уровне около 10%, однако, с учётом откола «Хорошей партии», то можно дать оценку по медиане – в 5%. НРП должны железно получать на выборах 25%, курды 10% и ХП – около 5%. Если первые две цифры – можно принять за относительные константы с возможностью даже их снижения, то ХП – «точка роста», они могут взять, за счёт традиционного электората ПСР и ПНД и 10%, 15% и даже 20%. Слабое звено сейчас – это прокурдская партия, а задача оппозиции видится в том, чтобы обеспечить их прохождение в Меджлис и не дать растворить голоса между прошедшими 10%-й барьер.

В пользу оппозиции на предстоящих выборах работает знаковая победа, буквально, по «затаскиванию» «Хорошей партии Турции» на выборы, как политическая, так и моральная. Кроме того, ухудшающаяся экономическая ситуация (падение уровня жизни и национальной валюты – В.К.) и провал внешней политики на западном фронте.

В пользу правящей партии работают победоносные операции в Сирии («Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь» — В.К.), образ осажденной врагами крепости и, одновременно, игрока-решателя региональных проблем, совместно с Россией и с Ираном. Соответственно, любые внешние выпады на Турцию будут работать на сплочение народа вокруг национального лидера.

С итогом изложенного выше, следует констатировать, что альянс ПСР-ПНД легкая прогулка не ждет и есть все шансы на утрату доминирующего положения в парламенте. К какой стратегии в подобных случаях готова прибегать нынешняя правящая партия, все имели возможность наблюдать в 2015 году. Так что, нельзя совсем уж исключать и сценария повторных выборов вплоть до достижения искомого результата.

52.31MB | MySQL:103 | 0,474sec