О выходе США из СВПД и его последствиях

Соединенные Штаты еще не решили, следует ли им выходить из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), заключенного в свое время постоянной «пятеркой» Совета Безопасности ООН и Германией с Ираном в целях урегулирования ядерной проблемы Тегерана. Об этом сообщил в четверг министр обороны США Джеймс Мэттис. «Могу вас заверить, что решение о каком-либо выходе из СВПД не принято. Дискуссии [на этот счет] продолжаются среди должностных лиц [США], занимающихся вопросами национальной безопасности», — сказал он. Руководитель американского военного ведомства комментировал ситуацию вокруг ядерной сделки с Ираном на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США. На уточняющий вопрос о том, когда американская администрация выработает решение по поводу своего дальнейшего участия в СВПД, Мэттис ответил: «Насколько я знаю, оно будет принято до 12-го [числа]». К 12 мая президент США Дональд Трамп в соответствии с положениями американского законодательства должен принять решение о том, будет ли Вашингтон продолжать замораживать определенные санкции в отношении Тегерана. Эти ограничительные меры были приостановлены ранее в связи с подписанием СВПД. Напомним, что постоянная «пятерка» СБ ООН (Россия, Великобритания, Китай, США и Франция) и Германия согласовали с Ираном СВПД, направленный на урегулирование кризиса вокруг ядерных разработок Тегерана, в июле 2015 года. Эта договоренность предусматривает отмену санкций, введенных ранее в отношении Ирана СБ ООН, США и Евросоюзом. Взамен Тегеран обязался ограничить свою ядерную деятельность, поставив ее под международный контроль. Сделка вступила в стадию реализации в январе 2016 года. Соглашение неоднократно подвергалось критике со стороны нынешнего президента США Дональда Трампа. Как ожидается, 12 мая он может фактически объявить о выходе своей страны из СВПД. Президент Франции Эмманюэль Макрон полагает, что  Дональд Трамп примет решение выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана. Об этом он рассказал в среду на пресс-конференции в Университете Джорджа Вашингтона. «Мое мнение — я не знаю, что решит ваш президент — заключается в том, что он отделается от этой сделки по внутренним причинам», — сказал Макрон. В ходе встречи Макрон представил возможность заключения нового соглашения, дополняющего, а не заменяющего иранское ядерное соглашение, официально известное как СВПД. Он обозначил четыре основные проблемы, которые необходимо решить при противодействии Ирану, включая краткосрочные проблемы СВПД, а также долгосрочные проблемы, связанные с ядерной программой Ирана, его программой баллистических ракет и его региональной деятельностью в таких местах, как Сирия. При этом Франция безусловно остается в рамках участников СВПД. Собственно изложенное выше указывает прежде всего на то, что в администрации США идут дискуссии, и Пентагон при этом выступает в очередной раз на стороне «прогрессивных сил». Под последними мы полагаем в данном случае те силы, которые стараются всячески избежать в рамках тех или иных действий Вашингтона очередного витка эскалации в том или ином регионе. Так было в ситуации с ядерным досье КНДР (о чем политологи почему-то не упоминают, а ведь именно военные сыграли тогда роль «холодного душа»); так было в ситуации в недавним ударом коалиции по сирийским целям (в результате действий военных он приобрел характер чисто демонстративного действа), а теперь Мэттис с  Комитетом начальников штабов выступает против выхода из СВПД. Таким образом, мы дожили до тех времен, когда именно военные играют в американской администрации  роль противовеса всем оголтелым и плохо продуманным шагам президента Д.Трампа. Раньше было строго наоборот.   Не надо думать, что шеф Пентагона является «голубем». Просто он как настоящий военный осознает все риски подобного рода шагов прежде всего для своих подчиненных. Отметим при этом два момента:

  1. На этот раз отличие от прошлых времен и эпизодов Мэттису «со товарищи» предстоит испытать на себя более серьезный прессинг со стороны Д.Трампа. И причиной тому даже не новый советник по национальной безопасности Дж.Болтон, и тем более — не новый госсекретарь М.Помпео. Сейчас Пентагону предстоит одержать победу или проиграть несравненно более мощным противникам в лице любимой дочери президента Иванки и ее мужа Дж.Кушнера, который собственно и является основным лоббистом выхода США из СВПД. Ему в период президентства тестя надо решить с подачи своих израильских контактов три задачи: перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим, что он сделал; разорвать сделку с Ираном, что случится вот-вот. И наконец, продавить свой проект ближневосточного урегулирования. И смеем предположить, что этот супружеский тандем посильнее всех конгрессменов вместе взятых. И исход этого противостояния будет определять расстановку сил в администрации в среднесрочной перспективе.
  2. Мэттис и его коллеги безусловно понимают все риски выхода США из СВПД. Глава Пентагона Джеймс Мэттис в четверг не исключил вероятность эскалации напряженности между Ираном и Израилем, которая может распространиться на весь регион. Выступая на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США, он ответил утвердительно на соответствующий вопрос одного из сенаторов. «Отвечая кратко: да, такой риск существует. Я могу предположить, как это начнется, но я не уверен, когда и где. Вероятнее всего, в Сирии, где Иран продолжает осуществлять свою злонамеренную деятельность через марионеток — группировку «Хизбалла». Я могу представить, что, если этот конфликт вспыхнет, то он превратится в нечто большее», — сказал Мэттис. Как заявил в опубликованном в четверг интервью базирующемуся в Лондоне саудовскому изданию «Элаф» министр обороны Израиля Авигдор Либерман, «если Иран нападет на Тель-Авив, в таком случае Израиль не задумываясь ударит по Тегерану и уничтожит все иранские военные объекты, которые угрожают ему в Сирии». «Мы не потерпим иранского присутствия там», — добавил он. Эти высказывания Либермана прозвучали на фоне сделанных во вторник секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана адмиралом Али Шамхани заявлений о том, что Тегеран «накажет Израиль» в ответ на воздушный удар 9 апреля по авиабазе Т-4 в Сирии, в результате которого погибли несколько иранских военных советников. Вот собственно этот обмен воинственными заявлениями не стоит считать какой-то реальной перспективой начала открытых боевых действий. Рискнем предположить, что Либерман в данном случае просто отрабатывает свои полномочия министра. Он должен был отреагировать на заявления иранца, и он отреагировал. При этом воевать в Сирии по серьезному Израиль пока не готов в силу двух явных рисков такого сценария. Это мнение России, которая в общем-то уже обозначила свою позицию по этому вопросу, четко заявив, что скоро у сирийских сил ПВО появятся С-300. И на первом этапе их операторами будут российские военнослужащие. Можно их конечно уничтожить, но в данном случае возникает вопрос цены такой операции для Израиля. Соответственно одним сбитым самолетом в данном случае не отделаешься, а вот отношения с Москвой можно подпортить серьезно. И плюс к всему даже массированный удар по иранским целям в Сирии не изменит кардинальным образом вопрос присутствия Ирана в Сирии и Ливане. Для этого надо проводить сухопутные операции, что вообще полностью исключено. А значит слова Либермана остаются словами, которые направлены прежде всего на внутреннего потребителя и избирателя, а также на президента Трампа и сторонников жесткой линии в отношении иранцев в его окружении. К тому же Иран на Израиль нападать не собирается. По крайней мере, сейчас. Любая военная операция против иранцев и в Сирии, и в самом Иране для Израиля возможна только в случае участия в ней США, как минимум. А вот Пентагон такой перспективы для себя сейчас не видит. К тому же говорить об активном участии в такой операции со стороны ЕС и арабских союзников не приходится. Брюссель уже собственно это обозначил во время предыдущих заявлений по СВПД, а аравийские монархии предпочитают отдать свой союзнический долг деньгами в лучшем случае. Ни одна арабская страна на открытый конфликт с Ираном даже в союзе с США не пойдет. Даже несмотря на всю свою нелюбовь к Тегерану. Более того, американские военные прекрасно отдают себе отчет в том, что разрывом СВПД США подталкиваются автоматически именно к сценарию проведения ограниченной или не очень операции против иранских целей, что становится очевидным в случае возобновления Тегераном своей ядерной программы. Они также понимает, что в этом случае возникает серьезное напряжение для американских военных и в Сирии, и в Афганистане. И вообще, они не готовы воевать долго и всерьез. Их концепция заключается в сохранении «присутствия» в той или иной части мира, а не участия в латентных и бесперспективных конфликтах. Это позволяет осваивать средства без серьезных репутационных последствий. К тому же результаты недавней атаки на Сирию, чтобы американские военные и не говорили, вызывает их существенную озабоченность  в отношении качественных  возможностей ответных действий со стороны Москвы и Тегерана. И в этой связи результаты этой операции (а вернее — количество сбитых ракет силами устаревших ПВО, степень боевой готовности союзников) очень сложно переоценить с точки зрения снижения уровня готовности Пентагона ввязываться в серьезные истории.

В этой связи Пентагон уже сейчас на всякий случай просчитывает варианты ответных действий Ирана в случае выхода США из ядерной сделки. От себя добавим, что мы в таком варианте развития событий уже фактически не сомневаемся. По оценке американских военных, степень реакции Ирана зависит от того, восстановят ли Соединенные Штаты все санкции в отношении Ирана или только их часть. Поэтому пока выделяются четыре различных варианта ответных действий, которые варьируются по степени тяжести.

  1. В условиях непростой экономической ситуации Тегеран может обратиться напрямую к Европейскому союзу, как способ защитить себя от самых значительных санкций США. При этом очевидно, что эффективность односторонних санкций США исторически резко снижалась без поддержки партнеров. То есть расчет может быть сделан на самостоятельную линию поведения Брюсселя, который проигнорирует санкционные меры. Мы уже говорили ранее, что в случае единой позиции ЕС по этому вопросу шаги в виде штрафов со стороны Вашингтона чреваты ответными шагами и фактически мало реализуемы. В этой связи первым — и, возможно, наиболее привлекательным вариантом с точки зрения Европейского союза, — было бы использование механизма урегулирования споров внутри СВПД. Большая проблема здесь для Ирана заключается в том, что механизм разрешения споров по статье 36 СВПД был построен в предположении, что Соединенные Штаты или другие западные державы, а не Иран, должны будут его реализовать. Этот механизм призван наказать Иран в случае нарушения им условий сделки и позволить Соединенным Штатам и другим странам при необходимости вновь ввести санкции в отношении Ирана. Зариф отметил, что Иран уже подал 11 неофициальных жалоб председателю совместной комиссии СВПД Федерике Могерини, и заявил, что его страна может подать официальную жалобу в будущем на основе поведения Соединенных Штатов. В этой связи европейцы в случае желания могут использовать этот механизм для того, чтобы юридически доказать факт того, что Иран условия сделки выполняет в полном объеме, а значит введенные санкции со стороны США не имеют законной силы. При этом эта процедура имеет для США только чисто символическое значение, но позволяет ему сохранить свое лицо.  Если Иран запускает разбирательство по статье 36, то  в 15-дневный срок совместная комиссия должна оценить  жалобу или передать его на уровень рассмотрения министрами иностранных дел стран-участниц. Для этого им также отводится 15 дней. Если они не находят общего решения, то вопрос передается комиссии советников, которая состоит из представителей страны-истца, страны-ответчика и одного нейтрального члена. Эта комиссия советников в течение 15 дней вынесет заключение, не имеющее обязательной силы, после чего у совместной комиссии будет пять дней для его принятия или отклонения. Если проблема все еще не будет решена, страна-истец может передать дело в Совет Безопасности ООН, где США может наложить вето на любую резолюцию. В общей сложности этот процесс займет около 35 дней. И в этом случае вопрос будет стоять об официально зафиксированном  расколе в позициях ЕС и США.
  2. Иран немедленно выходит из СВПД и перезапускает основные аспекты  ядерной программы.
  3. Тегеран может отменить применение дополнительного протокола к сделке, который предоставляет инспекторам Международного агентства по атомной энергии более легкий доступ к его ядерным объектам.
  4. Выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Любое из этих трех последних действий  имеет самые серьезные риски обострения отношений между Тегераном и Брюсселем, в силу чего американцы полагают, что иранцы пока на них не пойдут.  Таким образом,  инициирование  процедуры разрешения  спора в рамках СВПД вполне может быть первым шагом Ирана. Это решение позволит Тегерану продемонстрировать в конечном счете некую степень изоляции Вашингтона и выйти на новый уровень сотрудничества с остальными участниками СВПД.   Если эти усилия потерпят неудачу, и европейцы не рискнут проигнорировать санкционный режим со стороны США,  то Тегеран с большей долей вероятности применить последние варианты действий.

52.36MB | MySQL:103 | 0,550sec