Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 — 29 апреля 2018 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии, Южном Судане и Сомали. В Сирии правительственные войска восстановили контроль над районом Восточный Каламун к северо-востоку от Дамаска. Администрация США продолжает заявлять о возможном предстоящем выходе из соглашения 2015 г. по иранской ядерной программе (ИЯП), за его сохранение выступают Россия, Китай и страны Евросоюза.

25 апреля части ВС Сирии полностью заняли территорию Восточного Каламуна. Боевики экстремистских группировок и члены их семей (порядка 6 тыс. человек) покинули этот район, выехав в северную провинцию Идлиб. Сирийская армия продолжает наступление на боевиков «Исламского государства (ИГ, запрещено в РФ) в южных районах Дамаска. Бои носят ожесточенный характер, обе стороны несут большие потери. В провинции Идлиб боевики террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ) и вооруженные формирования сирийской оппозиции договорились о перемирии после междоусобицы, которая продолжалась более двух месяцев.

Сирия в ближайшее время получит новые системы ПВО, а российские специалисты помогут в их освоении, сообщили 25 апреля в Минобороны России. Со своей стороны министр обороны Израиля А. Либерман заявил, что еврейскому государству «важно, чтобы поставляемое Россией в Сирию оборонительное оружие не использовалось против Израиля, в противном случае он будет действовать против этого вооружения».

На прошедшей неделе сотрудники Миссии по установлению фактов применения химоружия в Сирии во второй раз посетили город Дума и собрали на месте образцы. На экспертов ОЗХО, работающих в Сирии, оказывается давление, заявили 23 апреля в МИД России.

23 апреля президент Франции Э. Макрон в телефонном разговоре с президентом России В. Путиным заявил, что военный удар западной коалиции в составе США, Великобритании и Франции, нанесенный 14 апреля по территории Сирии, проводился на законных основаниях. «С российской стороны подчеркнуто, что эта акция, явившаяся грубейшим нарушением международного права, привела к дополнительному осложнению процесса политического урегулирования сирийского кризиса».

США не намерены после победы над ИГ в Сирии оставлять в этой стране вакуум, который, как полагают в Вашингтоне, может быть использован Асадом и теми, кто его поддерживает, заявил 23 апреля и. о. госсекретаря США Дж. Салливан. Президент США Д. Трамп считает, что страны Ближнего Востока должны существенно увеличить свои капиталовложения в стабилизацию Сирии после того, как «Исламское государство» там будет разгромлено, «чтобы предотвратить получение выгоды Ираном от наших усилий, направленных на разгром ИГ». США находятся в Сирии в том числе для того, чтобы оказывать давление на Дамаск с целью продвижения женевского процесса по мирному урегулированию в этой стране, заявил 26 апреля глава Пентагона Дж. Мэттис. Палата представителей Конгресса США одобрила 24 апреля законопроект, запрещающий направлять американскую финансовую помощь на восстановление районов Сирии, подконтрольных, президенту САР Б. Асаду.

Основная цель США и возглавляемой ими коалиции в Сирии — не борьба с ИГ, а закрепление своего военного и экономического присутствия в регионе, заявил 24 апреля министр обороны РФ С. Шойгу.

Модель взаимодействия Анкары и Вашингтона по сирийскому городу Манбидж будет распространена на другие районы Сирии, в частности, на территории к востоку от реки Евфрат. «Тем самым Турция и США предпримут совместные шаги по устранению разногласий в двусторонних отношениях», заявил 27 апреля глава МИД Турции М. Чавушоглу по итогам переговоров с новым госсекретарем США М. Помпео в Брюсселе. Чавушоглу отметил, что в случае реализации дорожной карты cилы самообороны сирийских курдов должны будут покинуть Манбидж, в противном случае Анкара предпримет против них те же шаги, что и в сирийском Африне.

24-25 апреля в Брюсселе прошла донорская конференция по Сирии, в работе которого участвовали представители более 85 стран и организаций. При этом правительство Сирии на конференцию не позвали, пригласив представителей различных сирийских неправительственных организаций, значительная часть которых действует за пределами страны. Глава дипломатии Евросоюза Ф. Могерини заявила в Брюсселе, что ЕС не будет способствовать восстановлению Сирии до начала политического процесса в стране, но выделит Турции дополнительно 3 млрд евро для оказания помощи сирийским беженцам в ближайшие два года. По итогам работы конференции было заявлено, что собрано 4,4 млрд долларов для оказания помощи Сирии. «Около 13,1 млн человек в Сирии, почти половина из которых — дети, нуждаются в экстренной гуманитарной помощи и защите внутри страны», — говорится в итоговом документе форума.

28 апреля в Москве прошла встреча глав МИД стран астанинского формата – России, Ирана и Турции — С. Лаврова, М. Д. Зарифа и М. Чавушоглу. По ее итогам было заявлено, что три страны намерены продолжать совместные усилия по урегулированию ситуации в Сирии, и будут противостоять попыткам подорвать их совместную работу по сирийскому урегулированию, а также считают неприемлемыми попытки разделить Сирию по этническим и конфессиональным признакам. Главы МИД трех стран обсудили выработку мер доверия между властями САР и оппозицией, заявив, что будут работать с Дамаском и оппозицией для оказания гуманитарной помощи Сирии. Москва Тегеран и Анкара условились активизировать взаимодействие с ООН для скорейшего начала работы сирийского конституционного комитета, а также потребовали от ОЗХО своевременного расследования сообщений о химатаках в Сирии. Борьба с радикальными исламистами на территории САР будет бескомпромиссной, даже в зонах деэскалации, заявил С. Лавров.

«Катар должен заплатить за присутствие американских войск в Сирии и должен направить свои войска в Сирию до того, как американский президент откажется от защиты Катара, представляемой военной базой США на его территории, заявил 24 апреля глава МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейр. Министр иностранных дел Катара Мухаммед  Аль Тани не стал комментировать призыв А. аль-Джубейра направить войска в Сирию.

Госсекретарь США М. Помпео 28-29 апреля посетил Саудовскую Аравию. В Эр-Рияде он подтвердил, что безопасность КСА остается приоритетом для США. Говоря о политике Ирана, он заявил, что Вашингтон не будет «закрывать глаза на его террористическую деятельность», а «если не удастся улучшить ядерную сделку с Ираном, то мы выйдем из нее». Помпео также отметил, что политика Ирана «значительно ухудшилась после заключения соглашения». Саудовская Аравия поддерживает антииранскую политику США и настаивает на расширении санкций в отношении ИРИ, заявил 29 апреля министр иностранных дел КСА А. аль-Джубейр.

Иранская тема была главной на переговорах М. Помпео с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху, состоявшихся 29 апреля в ходе визита госсекретаря США в еврейское государство.

Усиливается политико-дипломатическая борьба в связи с возможным выходом США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана. Тема отношения к СВПД стала одной из главных на переговорах Д. Трампа с президентом Франции Э. Макроном и канцлером Германии А. Меркель на минувшей неделе в Вашингтоне. При этом Э. Макрон заявил о готовности Парижа работать вместе с США над новым соглашением по ядерной программе ИРИ, однако Франция не собирается выходить из соглашения. Ядерная сделка с Ираном действует и должна быть сохранена во что бы то ни стало, заявила 25 апреля глава дипломатии Евросоюза Ф. Могерини. Германия считает, что ядерной сделки с Ираном недостаточно для сдерживания амбиций Тегерана и расширения его влияния в регионе, заявила 28 апреля А. Меркель. 29 апреля лидеры Великобритании, Германии и Франции заявили: «Признавая важность сохранения СВПД, они выразили приверженность продолжению совместной тесной работы вместе США над тем, как решить ряд проблем, которые представляет Иран, включая те вопросы, которые может покрывать новая сделка». Сам же Д. Трамп подчеркнул, что, если Иран возобновит ядерную программу, у него «будут большие проблемы, чем когда-либо раньше». В ответ в Тегеране заявляют, что Иран не примет новых поправок или изменений к СВПД по ядерной программе и в случае одностороннего выхода США из сделки ИРИ вернется к ядерной программе.

Иран предлагает странам Персидского залива начать диалог для построения мира в регионе и призывает ООН поддержать эти усилия, заявил 24 апреля глава МИД ИРИ М. Д. Зариф, отметив, что эпоха гегемонистского влияния в регионе прошла и отношениям между государствами нужно искать другую формулу.

Страны-члены НАТО настаивают на том, чтобы Турция отказалась от покупки российских ЗРС С-400 и рассмотрела альтернативные варианты, сообщил 26 апреля генеральный секретарь альянса Й. Столтенберг. Он также приветствовал готовность Анкары обсудить с Вашингтоном, Италией и Францией возможность приобретения американских комплексов «Пэтриот» или комплексов ПВО SAMP/T. Глава МИД Турции М. Чавушоглу заявил 27 апреля, что Анкара раздумывает над «выгодным предложением» закупить у США ЗРС «Пэтриот», но не приемлет язык санкций по вопросу поставок российских С-400, «с ней так разговаривать нельзя». Кроме того, в Анкаре отметили, что Турция считает поставку ЗРС C-400 и американских истребителей пятого поколения F-35 разными темами, «которые нельзя связывать друг с другом». Тем временем Россия начала производство ЗРС С-400 для Турции. Первые поставки запланированы на 2019г.

Состоявшаяся на минувшей неделе встреча ливийских фракций в столице Марокко Рабате позволила покончить с расколом и начать процесс стабилизации и объединения властных институтов, заявил 26 апреля председатель Высшего государственного совета Ливии Х. аль-Машри. В своем заявлении Х. аль-Машри отметил: «Мы достигли предварительных договоренностей в отношении преодоления препятствий для исполнения положений «Ливийского политического соглашения», подписанного в конце 2015г. в марокканском городе Схират. Между тем 26 апреля в Ливию после двухнедельного пребывания за рубежом возвратился командующий Ливийской национальной армией фельдмаршал Х. Хафтар.

28 апреля на границе между сектором Газа, контролируемым радикальным палестинским движением ХАМАС, и Израилем вновь произошли столкновения между палестинцами и израильскими военными. По информации Минобороны Израиля, в акциях протеста участвовали от 12 до 14 тыс. человек. В палестинском Минздраве сообщили, что в ходе столкновений 4 человека погибли и до 350 человек пострадали. Напомним, что многотысячные манифестации и беспорядки на границе Израиля и сектора Газа проходят каждую пятницу, начиная с 30 марта. В ответ на попытку прорыва границы палестинцами самолеты ВВС Израиля 26 апреля нанесли удары по шести принадлежащим ХАМАС морским объектам на побережье анклава.

Йеменские мятежники хоуситы за последнее время увеличили количество обстрелов баллистическими ракетами территории Саудовской Аравии, особенно приграничной провинции Джизан. Командование ВС КСА сообщает, что на минувшей неделе все запущенные ракеты были успешно перехвачены силами ПВО королевства. Авиация арабской коалиции во главе с КСА также усилила удары по объектам противника в Йемене. В частности, в результате этих ударов погиб глава Высшего политического совета Йемена, один из лидеров группировки хоуситов «Ансар Алла» С. ас-Саммад. Он являлся фактическим главой страны. 27 апреля в результате авиаударов арабской коалиции было убито до 40 силовиков хоуситов, однако большая часть жертв воздушных налетов – это мирные жители Йемена. Генсек ООН А. Гутерриш осудил авиаудары ВВС коалиции во главе с КСА в Йемене.

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Иордании

Сложная и нестабильная обстановка на Ближнем Востоке, стремление не допустить вовлечения страны в региональные вооруженные конфликты и обеспечить, по мере возможности, благоприятные внешние условия для поддержания внутренней стабильности и преодоления экономических трудностей определяют внешнеполитические приоритеты иорданского руководства. При этом особое опасение в Аммане вызывает неурегулированность палестино-израильского конфликта, масштабный вооруженный конфликт в Сирии и продолжающийся вооруженный конфликт в Ираке.

Недостаточно высокий уровень экономического развития Иордании, нехватка собственных топливно-энергетических и продовольственных ресурсов, обостряющийся дефицит водных ресурсов делает страну зависимой от иностранной помощи и зачастую влияет на подходы Аммана к решению вопросов региональной и международной политики.

Традиционно внешняя политика Иордании сочетала в себе твердую ориентацию на Запад (сначала на Великобританию, а затем на США), «рациональный панарабизм» и поддержание регулярных «закрытых» контактов с Израилем с последующим установлением официальных отношений с еврейским государством. Отметим и важную роль исламской составляющей внешней политики королевства, что связано с особой исторической миссией правящей в стране Хашимитской династии, напрямую восходящей от пророка Мухаммеда.

В Аммане подчеркивают абсолютный приоритет национальных интересов над всеми другими видами мотивации внешнеполитической деятельности, которая традиционно характеризуется активностью, прагматизмом, гибкостью, взвешенностью, осторожностью, умелым отстаиванием национальных интересов, что для такой небольшой страны, как Иордания, является делом очень трудным. В этой связи следует особо отметить исключительно важную роль короля Хусейна бен Талала (1952-1999 гг.), который в сложнейших обстоятельствах умело и с достоинством защищал приоритеты своего государства в регионе и мире. Политический курс отца продолжает в соответствии с новыми реалиями его сын король Абдалла II.

Иордания постоянно в той или иной степени вовлечена в важнейшие политические и военные события на Ближнем Востоке. Прежде всего, это относится к арабо-израильскому конфликту. Проблема ближневосточного урегулирования рассматривается в Аммане в качестве основного фактора, определяющего региональную безопасность, а его скорейшее достижение на приемлемых для всех участников условиях составляет одно из ведущих направлений внешнеполитической деятельности королевства. И здесь первостепенную важность для Иордании представляет палестино-израильское направление, решение палестинского вопроса, имеющего ключевое значение для сохранения устойчивости иорданского государства и правящей Хашимитской династии. Ведь от 50 до 70% населения страны составляют палестинцы. Королевство активно посредничает в палестино-израильском урегулировании, выступает за эффективную главенствующую роль США в достижении конченого успеха в решении спорных проблем между сторонами на основе принципа «два государства для двух народов». При этом иорданцы обеспокоены нынешней стагнацией в палестино-израильском диалоге, что ведет к усилению радикальных фракций в палестинском движении и может негативно отразиться на ситуации в королевстве. В Аммане не одобрили решение президента Д. Трампа о переносе посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, назвав этот шаг «преждевременным», уменьшающим возможности «для мира и решения палестинского вопроса».

Что касается общей позиции Иордании по арабо-израильскому урегулированию, то она в целом соответствует саудовской мирной инициативе 2002/2007 гг., которая предусматривает уход Израиля со всех территорий, захваченных им в ходе «шестидневной» войны 1967 г.

В межпалестинском конфликте между движениями ФАТХ во главе с М. Аббасом и ХАМАС Иордания стоит на стороне ФАТХа, но при этом проводит гибкую линию в отношениях с ХАМАСом.

В отношениях с Израилем Иордания основывается на положениях мирного договора 1994 г., по которому две страны обязались «воздерживаться от угроз применения силы друг против друга и решать все вопросы между ними только мирными средствами». Документ считается гарантией обеспечения «длительной безопасности» для двух государств «в пределах признанных границ». Поддерживаются политические контакты, Иордания и Израиль сотрудничают в борьбе с терроризмом, налажены торгово-экономические связи. В то же время ряд направлений израильской политики, особенно по вопросам изменения облика Иерусалима, расширения еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, жесткость позиции Израиля по урегулированию с палестинцами подвергаются в Аммане критике. На фоне отсутствия прогресса в палестино-израильском мирном процессе в стране растет число противников развития отношений с Израилем. В апреле 2018 г. Иордания и Израиль урегулировали конфликт, вызванный инцидентом в 2017 г., когда сотрудник службы безопасности израильской дипмиссии в Аммане застрелил двух иорданцев, один из которых якобы напал на него.

Взаимодействие Иордании с Западом, прежде всего с США, представляет собой ключевой компонент политики безопасности королевства. Иордания считается наиболее близким арабским военно-политическим партнером США на Ближнем Востоке. Со своей стороны, иорданское руководство рассматривают США в качестве основного стратегического партнера королевства. Американцы оказывают Иордании значительную экономическую, финансовую и военную помощь. В числе первых в арабском мире Иордания в 1996г. получила статус «союзника США вне НАТО». Вместе с тем, США и Иордания не идут на формальное (договорное) оформление своего стратегического партнерства, и королевство не пошло на предоставление США постоянных военных баз на своей территории. Между Амманом и Вашингтоном поддерживается регулярный диалог на высшем уровне. В 2014 г. королевство присоединилось к антитеррористической коалиции во главе с США. Поступательно развиваются многоплановые отношения Иордании с Великобританией и другими странами Запада.

Большое внимание Иордания уделяет отношениям с арабскими странами, в первую очередь, с соседними.

Серьезную угрозу безопасности королевства представляет многолетний вооруженный конфликт в Сирии, в том числе в районах, непосредственно прилегающих к Иордании. Число сирийских беженцев в стране составляет около 1,3 млн человек, что тяжелым бременем ложится на национальную экономику. Иордания официально выступает «за политическое и мирное решение сирийского кризиса, которое соответствует потребностям всех слоев сирийского общества», поддерживает «все международные усилия, направленные на установление стабильности в Сирии, в том числе процессы, проходящие в Астане и Женеве». Иорданское руководство опасается распространения сирийского конфликта на территорию королевства, не заинтересовано в присутствии джихадистов на юге Сирии, а также не готово в полной мере участвовать в масштабных военных действиях на сирийской территории. В то же время Амман дал на своей территории возможность американским, западным и саудовским спецслужбам обустроить тренировочные лагеря для боевиков вооруженной оппозиции. В 2017 г. по договоренности между Россией, США и Иорданией на юге Сирии была создана и в основном действует зона деэскалации, мониторинговый центр которой находится в Аммане.

Военно-политическая нестабильность, сохраняющаяся в Ираке, продолжающаяся активность террористов и незаконных вооруженных формирований в этой стране также рассматривается как серьезная угроза безопасности Иордании, которая, к тому же, может привести к ухудшению экономической ситуации в королевстве.

Дружеские отношения поддерживаются между Амманом и Каиром. В то же время Иордания опасается усиления внутриполитической нестабильности в Египте, роста активности экстремистских и террористических группировок в этой стране, особенно на расположенном рядом с Иорданией Синайском полуострове.

Тесные политические и иные связи Иордания поддерживает с Саудовской Аравией и другими аравийскими монархиями. Большое значение для королевства имеет финансовая помощь нефтедобывающих стран Аравии.

Заметное развитие получили отношения с Россией в политической, военно-технической и других областях.

В целом, как видится, Иордания продолжит проведение умеренного внешнеполитического курса, нацеленного на обеспечение внешней безопасности королевства, причем основной упор, как и прежде, будет сделан на развитие отношений стратегического партнерства с США и другими ведущими странами Запада.

52.35MB | MySQL:103 | 0,673sec