Израиль: трансформация законодательства в сфере полномочий на объявление войны

Обстановка, характеризующая состояние защищенности Израиля от внешних угроз, сейчас складывается крайне сложная. В то время как одни предупреждают, что следующая война в скором времени разразиться на северном фронте, а то и вообще превратиться в открытую борьбу с Тегераном, другие настаивают на опасности эскалации насилия на границе с Газой, существенно усилившейся из-за продолжающегося палестинского «Марша возвращения». При этом если свидетельства подготовки Израиля к войне  в различных формах появляются постоянно, то вот вопрос того, кто именно должен решить, когда начинать конфликт, остается довольно спорным.

С одной стороны, израильские власти все чаще сталкиваются с упреками в следовании политике ситуационного реагирования, при которой право начать открытий конфликт переходит к Ирану, ХАМАСу, «Хизбалле» и любым прочим противникам. С другой стороны, внутри государства крайне непросто решается вопрос с распределением полномочий в области принятия внешнеполитических решений, что продиктовано как особенностями законодательства и сложившейся практики, так и совмещением министрами, включая и нынешнего главу правительства Биньямина Нетаньяху, сразу нескольких должностей. И если разрешить первую проблему пока не представляется возможным, прежде всего, по причине израильских опасений, что страну вновь обвинят в непропорциональном применении силы, то вот второй вопрос на текущей неделе получил развитие, хотя сложно сказать, был он разрешен или усложнен.

Еще в августе 2017 г. в Израиле началось бурное обсуждение перспектив перераспределения полномочий в сфере объявления войны. В соответствии с Основным законом, ранее ключевая роль при приятии решения о начале военных действий возлагалась на правительство в полном составе. Однако, поправки в законодательство, подготовленные на основе рекомендаций работавшей в 2016 г. комиссии под руководством с экс-главы Совета национальной безопасности Я.Амидора, предполагали, что основные функции в этой сфере должны перейти к главе правительства и узкому военно-политическому кабинету. При этом предложенный механизм был ориентирован, скорее, не на то, чтобы упростить или усовершенствовать саму практику принятия решения, а внести большую ясность в работу часто критикуемого органа, сфера деятельности которого далеко не всегда ясна.

В понедельник ночью вопрос получил продолжение, когда пленум Кнессета после продолжительных дебатов во втором и третьем чтениях, наконец, одобрил поправку к закону о правительстве «Полномочия на объявление войны или начало боевых действий», наделив узкий военно-политический кабинет, а в экстренных случаях главу правительства и министра обороны соответствующим правом. На голосовании 62 парламентария поддержали инициативу, тем самым обеспечив её прохождение (для утверждения поправки требовалось большинство в 61 голос), 41 депутат высказался против. При этом была учтена рекомендация члена фракции Ликуд, председателя комиссии по иностранным делам и обороне А.Дихтера, настаивавшего, что для принятия решения необходимо присутствие как минимум половины членов военно-политического кабинета. В первоначальном варианте указывалось лишь о требовании простого большинства присутствующих.

Двумя спорными вопросами, обсуждение которых породила поправка, стало то, в какой степени её принятие связано с текущими реалиями, а также, не станут ли премьер-министр и министр обороны злоупотреблять полномочиями. Для предотвращения последнего, как предполагается, необходимо, чтобы обсуждения двух указанных государственных деятелей четко протоколировались, что, вероятно, будет делаться с целью создания возможности анализа принятого решения в дальнейшем. Впрочем, как подчеркнул в ходе заседания член оппозиционного блока «Сионистский лагерь» О.Бар-Лев: «в особых случаях премьер-министр вместе с министром обороны смогут принять решение о вступлении в войну, но эти особые случаи не определены». Издание Israel Hayom, однако, отмечает, что в качестве таких обстоятельств могут фигурировать срочные ситуации, а также риски утечки секретных сведений, ставших известными более широкому кругу лиц. Напомним, ранее при обсуждении этой инициативы подчеркивалось, что наиболее опасным является вариант попадания информации в СМИ. Как сообщила министр юстиции А.Шакед, представившая законопроект на финальном голосовании: «в эпоху социальных медиа и угроз утечки нам нужно адаптироваться к нынешней ситуации в сфере безопасности, дипломатической реальности и максимально упростить работу правительства и кабинета».

А.Дихтер, комментируя инициативу, сообщил, что с нынешней ситуацией в сфере безопасности она не связана. По его словам: «законопроект был направлен на то, чтобы дать окончательный ответ на вопрос, как государство собирается действовать в рамках закона. Без гибкости реальная возможность функционировать отсутствует». В противоречие с ним вступила представитель Объединенного арабского списка А.Тума Слиман, с точки зрения которой изменения в законодательстве рискуют ввергнуть в состояние войны не только Израиль, но и весь регион. Выдвинутый тезис при этом явно намекает на взаимосвязь с нынешними реалиями, когда риск войны считается высоким. Важным элементом, подмеченным изданием Haaretz стало то, что из круга лиц, в особых обстоятельствах уполномоченных на принятие крайне важного и опасного для страны решения, был исключен министр иностранных дел. Отметим, что в текущих условиях этот фактор ключевой роли не играет, поскольку данную должность продолжает совмещать с постом премьер-министра лично Б.Нетаньяху. Однако в будущем будет важно, что голос дипломатии в таком вопросе может не прозвучать.

Таким образом, Израиль продолжил планомерное следование по пути реформ механизма принятия внешнеполитических решений и определения полномочий ключевых фигур правительства. В полной мере практику нельзя считать новой, поскольку, как подчеркивали сторонники документа на обсуждении, она в большей степени закрепила то, к чему страна давно пришла в практическом плане. Будучи основанным на рекомендациях еще 2016 г., законопроект также не выглядит прямым ответом на обострение ситуации в сфере безопасности, однако, будет иметь существенное влияние на неё из-за подачи сообщений о реформе в зарубежных СМИ.

62.82MB | MySQL:102 | 0,453sec