Об инвестиционных перспективах экономики Египта

Министр нефти Египта, Тарек аль-Молла заявил на пресс-конференции 30 апреля, что его страна рассчитывает привлечь в течение 2018-2019 финансового года до 10 млрд долларов иностранных инвестиций. Подавляющая их часть, по словам министра, придется на нефтяной сектор, причем, начиная с 2019 года, правительство рассчитывает, что объем внешнего финансирования дополнительно вырастет еще на 2 млрд долларов США.

Разумеется, главным инвестором выступают крупные зарубежные энергетические корпорации, активно вкладывающие средства в добычу нефти и газа, после успешного начала освоения шельфового месторождения «Зохр» в Средиземном море.

«Зохр», как и часть нефтегазового проекта западной дельты Нила, представляет собой главную надежду и инвесторов, и властей Египта, рассчитывающих с помощью подобных начинаний осуществить если не кардинальную перестройку экономики страны с аграрно-обрабатывающей на нефтегазовую и нефтехимическую, то, по крайней мере, стать одним из основных экспортеров таких энергоносителей, как сжиженный газ, в Европу. На руку Египту играет очевидная близость к южноевропейским портам и отсутствие необходимости для судов-газовозов ждать очереди на проход Суэцкого канала. Ресурсы «Зохра», по оценке специалистов итальянского концерна Eni, открывателя и управляющей компании проекта, в 30 трлн куб. футов газа позволят Египту полностью перейти на самообеспечение газом, что, само по себе, не менее, если не более важно для этой самой многолюдной и густонаселенной арабской страны.

Результаты работ на месторождении «Зохр», по мнению Т.аль-Моллы, позволяют уверенно предположить наличие поблизости от газового гиганта других месторождений, возможно, таких же перспективных. Именно на цели их разведки и освоения и будут направляться новые инвестиции.

Ведущую роль нефтегазового сектора с точки зрения привлечения иностранных инвестиций признает и Сахр Насер, министр по вопросам инвестиционного и международного сотрудничества Египта. По его оценке, весна 2018 года наглядно продемонстрировала еще одну важную тенденцию: приверженность правительства линии по привлечению частного сектора в экономическое развитие страны и его поощрение к сотрудничеству с международными организациями и агентствами в плане защиты и пропаганды инвестиционного сотрудничества, как выгодного и безопасного, а также перспективного, особенно, в новых технологических сферах, таких, как возобновляемые технологии, биомедицина и пр.

Сам С.Насер активно участвует в профильных мероприятиях, ряд из которых был организован при его участии, например, семинар под названием «Необходимость создания новых рабочих мест для женщин» — вещь примечательная даже для такой светской арабской страны, как Египет. На семинар были приглашены Кристалина Джорджиева, исполнительный директор Всемирного банка и Сигрид Ках, министр торговли и международного сотрудничества Нидерландов, Диана Джэкофил, заместитель министра международного сотрудничества Канады, а также, Зикра Алуш, глава комитета по проблемам женщин в Ираке, мэр муниципального образования Багдад.  Для Египта решение проблемы женской безработицы является достаточно актуальной проблемой, тем более, что более половины безработных женщин находятся в возрастном коридоре от 20 до 35 лет и вполне могут трудиться, а не сидеть без работы дома. К слову, в Египте, особенно в крупных административных центрах, таких, как Каир и Александрия, работающая женщина является вполне обыденным явлением. Также, как и в современном Ираке, где целые отрасли, такие например, медицинская, сфера образования, ряд административных должностей в органах законодательной и исполнительной власти опираются в своей повседневной работе именно на женский персонал.

Нефтегазовый сегмент экономики, инициативы в сфере развития частного бизнеса и социальные проекты в инвестиционных планах правительства Египта были бы неполными, если не коснутся еще одной важной составляющей экономики АРЕ, хоть и несколько подорванной из-за известных событий на Синае, и в некоторых других районах страны, но, постепенно, возвращающейся на прежние позиции – речь идет о туризме.

До 2022 года, объем инвестиций, привлеченных в этот сектор египетской экономики только из Персидского залива оценивается экспертами в 56 млрд долларов США.  Кроме развития объектов туристической инфраструктуры Египта, привлекавших большой интерес в ходе недавней выставки – форума «Арабский туристический рынок», проходившей в конце апреля в Дубае, речь идет об инвестициях в строительство скоростной железной дороги и ее дериватива – наземного метро. Ходят слухи, что, возможно, Египет станет стартовой площадкой для такого амбициозного транспортного проекта как Hyperloop, футуристической системы сверхскоростных туннельных поездов. Впрочем, более вероятно, что сооружаться начнет железнодорожная линия к мусульманским святыням в Мекке и Медине, которая может пройти через Синай и, ставшие недавно саудовскими, острова, Тиран и Санафир. И, что уже осуществляется, так это масштабная модернизация части международных аэропортов, в том числе, и с точки зрения повышения уровня безопасности в них. Это вполне объяснимо не только в свете возобновления воздушного сообщения с той же РФ, но и с точки зрения прогноза почти 10% роста числа пассажиров из стран-членов ССАГПЗ, которые прибудут в Египет в период до 2022 года.

Положительная инвестиционная динамика в египетской экономике, тон которой задает нефтегазовая отрасль, позволяет рассчитывать на то, что в случае укрепления общественной безопасности и окончательного разгрома террористов на Синайском полуострове, Египет в течение ближайших трех-пяти лет вполне будет способен на лидирующие экономические позиции не только в Северной Африке, но и в арабском мире, в целом. Если при этом, правительство озадачится увеличением занятости и дохода, улучшением уровня жизни сельской глубинки – основы египетского общества, то это, вкупе с прагматичным внешнеполитическим курсом позволит создать предпосылки для консолидации всей социально-общественной и политической системы страны и позволит говорить о предпосылках на этой раз серьезного «инфитаха» — перестройки и обновления Египта. До сих пор, внешнеполитическому руководству страны удавалось искусно лавировать между попытками втянуть Каир то в йеменский, то в сирийский конфликт. Формальная поддержка антикатарской коалиции и участие в ливийских событиях до сих пор реализуются в рамках, главным образом, собственных египетских интересов, что поддерживает известную стабильность страны и на международной и на региональной аренах. А значит, с учетом всех прочих обстоятельств, в Египет можно вкладываться. Деньги, как известно, предпочитают спокойную обстановку.

62.82MB | MySQL:102 | 0,406sec