Первая реакция иранских лидеров на выход США из СВПД

Во вторник 8 мая произошло, наконец, то, чего в Иране давно ждали: решилась судьба ядерного соглашения  между Исламской Республикой Иран и «шестеркой» международных посредников в лице США, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Оно было подписано в Вене в середине июля 2015 г. , а с января 2016 г. начало реализовываться. В Иране для этого важного документа придумали даже специальную аббревиатуру барджам, мелькающую, очевидно, чаще других во всех иранских СМИ. Почти весь период после прихода к власти новый американский президент Дональд Трамп обещал покинуть или серьезно скорректировать это документ, называя его ужасным. Итак, 8 мая Трамп объявил о выходе США из СВПД. Несомненно, это был достаточно драматичный акт, знаменующий очередное ужесточение ирано-американского диалога. Об этом намечавшемся шаге американской администрации писали как заведомо возможном. Было даже объявлено, что он намечен на 12 мая, однако событие произошло несколько раньше.

Разумеется, почти немедленно была обнародована реакция лидеров ИРИ. Первым это сделал президент страны Хасан Роухани. С его именем в Иране связывают подписание СВПД, так что от него в стране и ждали официальных разъяснений и реакции на это совсем не ординарное событие. Как сообщают СМИ, президент говорил о событии «радостным тоном», подчеркнув, что из СВПД выпал «мешающий элемент», и ныне это соглашение между Ираном и пятью мировыми державами. « С сегодняшнего дня иранская нация стала более сплоченной  и целеустремленной». Касаясь существа вопроса, Х.Роухани пояснил: «Мы говорили об этом почти 40 лет назад (то есть, практически весь период после победы в стране в феврале 1979 г. исламской революции – В.М.), повторяем и  сегодня, что Иран это страна, которая верна своим обязательствам, США же никогда на сдерживали данных ими обещаний».

Президент ИРИ, касаясь выхода США из СВПД, раскрыл следующие тезисы:

— Можно с уверенностью утверждать, что Иран со времени подписания СВПД, был верен взятым на себя с соответствии с этим документом обязательствам. Напротив, США их никогда не выполняли.

— СВПД – это отнюдь не соглашение между Ираном и США, оно носит международный характер, является многосторонним. Его одобрил  Совет Безопасности ООН, выпустив резолюцию 2331. « Оно продолжит свою жизнь и без США».

— США всегда считал своим врагом Иран и страны ближневосточного региона, а политика, которую Вашингтон вел в регионе, имела агрессивный характер.

— Сегодня стало абсолютно ясно, кто верен духу и букве СВПД, а кто нет.

—  Если задаться вопросом, что сделали США для выполнения взятых на себя обязательств с точки зрения выполнения СВПД, то ответ будет простым – ничего. «Разве что поставили свою подпись под текстом соглашения». И это – не случайный эпизод. По словам Х.Роухани, США не раз в эпоху Трампа демонстрировали неуважение к международным договорам. В качестве примеров он привел  международное Парижское соглашение о климате, торговое соглашение, из которых США в последнее время вышли.

— Иранский народ  стал сегодня еще более единым. Единственное, что сделал президент США – он развязал против нас психологическую войну, «но мы не позволим США победить в ней.

— С этой минуты СВПД, которое было соглашением Ирана с шестью мировыми державами, приобретает новую конфигурацию, потеряв одного участника. Ныне это документ, имеющий силу для шести держав. Будущее покажет, как поведут себя все участники соглашению по отношению к СВПД.

— Не дадим Трампу одержать верх  в этой войне, сопровождаемой экономическим давлением на Иран, которое вытекает  из выхода США из СВПД.

Президент Х.Роухани проинформировал общественность страны о том, что он дал поручение МИДу ИРИ провести в течение ближайших недель переговоры с пятью странами – подписантами СВПД, чтобы согласовать свои позиции. «Наш народ увидит в ближайшее время, —  сказал президент, — что мы продолжим экономический рост. У нас стабилизируется рынок.  Мы обеспечим себя необходимыми валютными запасами. Нашему народу не стоит беспокоиться по поводу товаров повседневного спроса. Мы уже не раз побеждали в разных передрягах, так что и сейчас победа будет за нами».

Аналитики отмечают, что Х.Роухани посчитал важным заявить и о судьбе ядерного соглашения, существующего отныне в новом формате. «Если будет потребность, мы возобновим промышленное обогащение урана в необходимых количествах, без каких бы то ни было ограничений». Говоря о функционировании СВПД, президент сказал, что в  течение нескольких недель Иран должен принять важное для себя решение, не уточнив, каким оно будет. Что касается конкретики, то она такова: «Мы предпримем широкие консультации с друзьями, союзниками, и теми партнерами по СВДП, которые остаются верны своим обязательствам».  Как сказал президент ИРИ, «если наши национальные интересы по СВПД не будут ущемлены, мы продолжим  его выполнять.  Хочу заверить иранский народ, что мы еще несколько месяцев назад предусмотрели возможность тех коллизий, которые произошли, подготовились к ним, и поэтому исключена возможность появления острых проблем».

Отреагировал на выход США из СВПД и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Квинтэссенция  его отношения  к этому акту выражена одной фразой « Г-н Трамп, вы жестоко ошиблись!» Выступая 9 мая перед деятелями культуры,  Хаменеи сказал, что в речи американского президента минимум 10 раз содержались лживые утверждения.  Его слова, отметил Хаменеи, полны вражды по отношению к Ирану. «Трамп использовал ядерное соглашение, чтобы еще раз продемонстрировать свою застарелую вражду…Ядерное соглашение – это лишь повод. Мы ведь подписали это соглашение, но Трамп опять с этим не согласен. Его вражда не имеет границ. Сейчас он выдвигает новые условия.  На этот раз его не устраивает наше присутствие в ближневосточном регионе и иранская ракетная программа.  Если мы и примем его новые претензии, он найдет что-то другое».

По мнению иранского духовного лидера, причиной американской вражды к Ирану является то, что «Исламская революция поставила конец безраздельному владычеству США над Ираном, страна стала свободной от американского влияния, и это совсем не по нутру Америке». «Поэтому, — продолжил аятолла Хаменеи, — вчерашнее заявление Трампа не стало для нас неожиданностью. Американцы всегда поступали таким вероломным образом.  Но пусть Трамп знает, что он не вечен, он умрет, и истлеет, но Исламская Республика будет стоять вечно».

Говоря о судьбе СВПД Али Хаменеи отметил, что его страна уже два с половиной года выполняет в полной мере условия ядерного соглашения, «а этот «мужичок»  ( в оригинале  — перс. «мардак») вдруг заявляет, что все этот не так».

Представляют несомненный интерес завершающие слова короткого выступления аятоллы А.Хаменеи, из которых видно, что он не доверяет в полной мере и трем европейским странам, которые являются подписантами СВПД  и не вышли, по примеру США, из соглашения. « Не верьте им также.  Их надо испытать на деле, иначе и они сделают то же самое, что и США. Если так случится, тогда и нам не нужно будет участвовать в СВПД».

Такова первая, достаточно импульсивная и ситуативная реакция лидеров ИРИ на выход США из ядерного соглашения. Он уже вызвал в стране новую реальность, информация о которой будет, несомненно, будет в ближайшее время лишь нарастать.

52.24MB | MySQL:103 | 0,611sec