К итогам визита главы МИД ИРИ М.Д.Зарифа в страны-участницы СВПД

После того, как президент США Дональд Трамп объявил о выходе своей страны из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, перед правительством Ирана встала задача сохранить договор в действии с остальными странами, подписавшими соглашение. Президент ИРИ Хасан Роухани в своем телевизионном обращении к иранскому народу заявил, что отдал распоряжении министру иностранных дел Мохаммаду Джаваду Зарифу и возглавляемой им команде переговорщиков провести консультации с представителями всех участников СВПД, чтобы получить от них гарантии для интересов Ирана в случае, если Иран решит остаться в ядерной сделке после выхода США..

13 мая М.Дж.Зариф начал свое дипломатическое турне с Пекина, откуда он направился в Москву и Брюссель. Перед отъездом глава МИД ИРИ опубликовал заявление правительства на своей странице в Twitter, в котором отмечается, что «экстремистская администрация» президента Д.Трампа отказалась от «соглашения, признанного международным сообществом победой дипломатии». Он подтвердил, что Иран готовится возобновить «промышленное» обогащение урана без каких-либо ограничений, если только Европа не предоставит надежных гарантий того, что она сможет поддерживать торговые связи, несмотря на возобновление санкций со стороны США.

На встрече со своим китайским коллегой Ван И в Пекине в воскресенье М.Д.Зариф выразил надежду, что по итогам визитов в Китай и другие страны в течение следующих двух дней стороны смогут продемонстрировать более четкое видение будущего ядерной сделки. Во время встречи глава внешнеполитического ведомства Ирана подчеркнул важность интенсивных переговоров с Китаем и подробно представил условия ядерной сделки Ирана до и после выхода США и заявил, что Вашингтон нарушил многостороннее соглашение и резолюцию 2231 Совета Безопасности ООН. «Теперь мы хотим убедиться, что иранская нация сможет воспользоваться преимуществами сделки, если она решит остаться в соглашении, как рекомендуют оставшиеся стороны СВПД», — сказал он.

Со своей стороны, министр иностранных дел Китая Ван И назвал Иран очень важным и влиятельным государством и сказал, что Китай заинтересован в продолжении своих стратегических отношений с Ираном и будет заинтересован в них в будущем.

«Наши экономические отношения с Ираном продолжаются, и обе стороны добились больших успехов в других областях — политике, безопасности и многих других областях», — сообщает пресс-служба МИД ИРИ. Он назвал СВПД международным соглашением, которое должно соблюдаться всеми сторонами. «Есть много государств, которые недовольны решением Д.Трампа  о выходе из ядерной сделки с Ираном и никогда не поддерживали его действия. Китай призывает к многосторонности в международных отношениях, и СВПД является одним из плодов такого подхода», — отметил китайский министр.

Ван И подчеркнул, что позиция Китая в отношении ядерного соглашения полностью ясна и добавил: «Для Ирана естественно оставаться в сделке без США, если ее интересы будут гарантированы». Он подтвердил, что Китай является основным торговым партнером Ирана, и обе стороны должны защищать свои законные интересы перед остальными.

В ходе своего турне Зариф 10 мая направил письмо генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу. В письме говорится, что «одностороннее и незаконное» решение президента США Дональда Трампа выйти из ключевого соглашения по ядерной программе 2015 года и возобновление санкций, связанных с ядерным оружием, показывает «полное пренебрежение международным правом».

«Эти действия представляют собой полное пренебрежение международным правом и Уставом Организации Объединенных Наций, подрывают принцип мирного разрешения споров, ставят под угрозу многосторонность и его институты, указывают на регресс неудачной и катастрофической эпохи односторонних действий и поощряют непримиримость и незаконность», — указал М.Д.Зариф в письме, опубликованном в понедельник на официальном сайте МИД ИРИ. Он добавил, что Исламская Республика, в отличие от США, неукоснительно выполнила свои обязательства в рамках ядерной сделки, поскольку Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) неоднократно и последовательно проводило инспекции.

14 мая Мохаммад Джавад Зариф прибыл в Москву и обсудил со своим российским коллегой Сергеем Лавровым будущее ядерной сделки после выхода США из соглашения. Во время переговоров обе стороны предоставили способы решения правовых, экономических и политических аспектов выхода США из СВПД.

М.Д.Зариф подчеркнул необходимость всестороннего изучения проблемы и добавил: «Мы решили дать еще один шанс дипломатии для защиты интересов всех вовлеченных сторон». Министр иностранных дел Ирана подчеркнул, что интересы всех сторон зависят от экономических отношений между ними, освобождая от неправомерных вмешательств Вашингтона.

В свою очередь российский министр подчеркнул необходимость выполнения обязательств по СВПД всеми заинтересованными сторонами и предоставления соответствующих механизмов для спасения ядерной сделки и защиты интересов Ирана и других сторон соглашения.

Уже на следующий день глава иранского МИДа провел переговоры со своим бельгийским коллегой в Брюсселе. Во время встречи с Дидье Рейндерсом, который также является вице-премьером Бельгии, главный иранский дипломат рассказал о последних консультациях, проведенных после выхода США из СВПД, заявив, что Иран ожидает обеспечения своих интересов в соответствии с соглашением. Министр иностранных дел Бельгии, в свою очередь, затронул важность сохранения СПВД и его реализации в качестве международного соглашения, заявив, что ЕС проводит консультации и обсуждает пути сохранения соглашения без участия США.

В тот же день в Брюсселе глава МИД ИРИ провел переговоры со своими коллегами из трех европейских стран-участниц СВПД: с министрами иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дрианом, Германии – Хайко Маасом, Соединенного Королевства Борисом Джонсоном, а также с верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини. По итогам полуторачасовых переговоров стороны выступили с общим заявлением относительно ядерной сделки.

В заявлении в частности подчеркивается приверженность сторон продолжению, полному и эффективному осуществлению ядерной сделки Ирана, которая была единогласно одобрена резолюцией 2231 Совета Безопасности ООН, как ключевой элемент глобальной архитектуры ядерного нераспространения и значимое дипломатическое достижение. Стороны выразили сожаление в связи с выходом Соединенных Штатов из ядерного соглашения и признали, что снятие санкций, связанных с ядерным оружием, и нормализация торгово-экономических отношений с Ираном являются неотъемлемой частью СВПД.

В совместном заявлении подчеркнуто обязательство, которое разделяют все стороны, для обеспечения продолжения осуществлять условия соглашения, и согласились с этой целью углубить диалог на всех уровнях. Стороны договорились о проведении интенсивных экспертных дискуссий с Ираном, касающихся следующих вопросов с целью достижения практических решений в ближайшие несколько недель:

  • поддержание и углубление экономических отношений с Ираном;
  • продолжающаяся продажа иранских нефтегазоконденсатных продуктов и связанных с ними трансфертов;
  • эффективные банковские операции с Ираном;
  • продолжение морских, наземных, воздушных и железнодорожных перевозок с Ираном;
  • дальнейшее предоставление экспортного кредита и развитие специальных средств в области финансового банкинга, страхования и торговли с целью содействия экономическому и финансовому сотрудничеству, в том числе путем оказания практической поддержки торговли и инвестиций;
  • дальнейшая разработка и реализация меморандумов о взаимопонимании и контрактов между европейскими компаниями и иранскими коллегами;
  • дальнейшие инвестиции в Иран;
  • защита экономических операторов Европейского союза и обеспечение правовой определенности;
  • дальнейшее развитие прозрачной, основанной на всеобщих правилах бизнес-среды.

В завершении стороны подтвердили свою решимость продолжать добросовестно осуществлять ядерную сделку во всех ее пунктах и в конструктивной атмосфере и согласились продолжать интенсивно консультироваться на всех уровнях, а также с другими участниками СВПД.

Министр иностранных дел Ирана подвел итоги переговоров с европейскими странами и сказал, что стороны положили «хорошее начало» в переговорах о том, как спасти ядерную сделку 2015 года после выхода из нее Вашингтона. «Мы на верном пути … многое будет зависеть от того, что мы можем сделать в ближайшие несколько недель», — сказал М.Д. Зариф.

Глава внешней политики ЕС Федерика Могерини в свою очередь сказала, что четыре министра разделяют готовность найти «практические решения» для сохранения ядерного соглашения. Она подчеркнула, что существует «осознание срочности», и министры согласились найти некоторые решения в течение нескольких недель. «ЕС не может предоставить Тегерану законные и экономические гарантии, но серьезно относится к поиску путей сохранения инвестиций», — отметила Ф.Могерини.

Со своей стороны глава Организации атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи после встречи с членами комитета национальной безопасности Меджлиса заявил, что если европейские стороны не дадут Ирану гарантий сохранения СВПД в действии, Иран готов вернуться к еще более высокому уровню ядерной программы, чем до заключения сделки.

Так как иранская экономика ориентирована на добычу углеводородов, то для руководства страны первостепенной задачей защитить нефтяной сектор экономики. По словам генерального директора Национальной нефтяной компании Ирана Сейеда Мохаммада Али Хатиби в интервью интернет-порталу sarpoosh.com, за нефтяной политикой страны должна следовать внешняя политика и дипломатия. То есть, Министерство нефти не может предпринимать никаких действий, поэтому необходимо дождаться результатов дипломатических переговоров Мохаммада Джавада Зарифа. В условиях, когда после отмены санкций добыча нефти достигла относительно высокого уровня, восстановление санкционного режима в этой области серьезно ослабит экономику страны.

Как считает Мохаммад Али Хатиби после выхода США из СВПД возможно два сценария развития событий: первый – если европейские страны обязуются выполнять свои обязательства, установленные ядерным соглашением, и все члены группы 5+1, кроме США, продолжат инвестировать и покупать иранские нефтепродукты. Так как Иран и без санкций не экспортирует нефть в Соединенные Штаты, то ущерб для страны будет незначительным. И это самый оптимистичный сценарий будущего иранской экономики.

Но по второму сценарию, несмотря на то, что европейские страны объявили, что они будут поддерживать ядерную сделку, если европейские компании и нефтегазовые компании ограничивают свое нефтяное сотрудничество с Ираном из-за опасений бойкота Соединенных Штатов, Исламская Республика столкнется с серьезными проблемами в области нефти, считает Хатиби. В этом случае тяжесть последствий будет зависеть от объема ограничений со стороны США. Если санкции будут наложены на все инвестиции и покупку нефти у Ирана, это, безусловно, станет первым ударом по экспорту нефти и, следовательно, производству в стране. Потому что, согласно статистике, около 700 000 баррелей в день иранской нефти покупалось Европой после заключения СВПД, а после восстановления санкций европейские страны не смогут закупать нефть в таком объеме. В связи с этим глава нефтяной компании связывает большие надежды с результатами поездки главы иранской дипломатии в страны-участники СВПД.

На сегодняшний день все участники СВПД подтвердили свою решимость оставаться в рамках ядерного соглашения и продолжать сотрудничество с Ираном. Однако, смогут ли они продолжать придерживаться своей позиции при условиях давления со стороны Вашингтона? Ранее международные финансовые организации и банки действовали с учетом американской позиции по Ирану и ждали своего рода «зеленого света» от Белого дома. На сегодняшний день Дональд Трамп показывает «красный свет».

Напомним также, что лидеры трех стран-участниц СВПД – Франции, Германии и Великобритании, в разговоре с президентом ИРИ Хасаном Роухани не исключили возможность введения ограничений против Тегерана в связи с его ракетной программой. В таком случае, обещания сохранить ядерное соглашение на деле могут быть лишены всякого смысла, если новый пакет санкций будет обусловлен отнюдь не ядерной программой, а ракетной, по которой вести переговоры Иран не намерен.

52.23MB | MySQL:103 | 0,659sec