О положении религиозных и национальных меньшинств в Афганистане в 2017 году согласно докладу Государственного департамента США. Часть 3

В Части 1 и Части 2 был проведен анализ отдельных тезисов и аспектов ежегодного доклада Государственного департамента США «О свободе вероисповедания в 2017 году». Продолжим этот анализ. Напомним, что в истории Афганистана было принято пять конституция. Сегодня действует основной закон, принятый в 2004 году при президенте Афганистана Хамиде Карзае и под плотной опекой США. Откровенно говоря, конституция была написана американскими экспертами, исламоведами и правоведами. Правительство Афганистана просто-напросто поставило свои подписи под этим документом. Отметим, что в основном законе, Афганистан назвал Исламской Республикой, а Коран – основным источником права. Конституция также запрещает производство и публикацию произведений, противоречащих принципам ислама или оскорбительным для других религий. Основной закон устанавливает ислам в качестве государственной религии, но в то же время предусматривает, что иные религии могут свободно исповедоваться на территории страны. Кроме того, в уголовном кодексе Афганистана установлено, что за устные оскорбления или физические нападения на последователя любой религии можно лишиться свободы на срок от шести месяцев до одного года. Однако переход из ислама в другую религию считается отступничеством (иртидадом), которое наказуемо смертью, тюремным заключением или конфискацией имущества (зависит от обстоятельств) в соответствии с учением ханафитского масхаба. Однако до сих пор не было зафиксировано, что эта практика применялась бы на государственном уровне (в отличии от самосуда местных общин и племенных каумов (советов)).

В докладе Государственного департамента сообщается, что люди, которые хотели перейти из ислама в другие религии, «продолжают бояться за свою жизнь и наказания со стороны правительства, а также репрессии от членов семьи и общества». Согласно конституции, власть в Афганистане разделена на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Последняя представляет собой фактически целиком и полностью шариатский суд. То есть при любом споре афганские граждане должны идти в суды. Однако согласно докладу, местные общины индусов и сикхов продолжают избегать урегулирования споров в судах из-за страха перед возмездием и вместо этого разрешают споры в советах своих общин. То же самое касается представителей шиитского сообщества Афганистана, а это ни много ни мало – около 10-20 процентов населения страны. То есть уже на этом важном этапе, разрешение споров в судах и использования арбитража, который широко распространен на всем Ближнем и Среднем Востоке, наблюдается фрагментация афганского общества. В докладе отмечается, что «религиозные меньшинства чувствуют неспособность судов предоставить им те же права, что и мусульманам (имеется в виду представители основного течения ислама в Афганистане – сунниты, ханафиты). В правительстве Афганистане практически нет сикхов и индусов. По крайней мере, их точно нет на хотя бы мало-мальски серьезных позициях. Несколько иная ситуация с шиитами-хазарейцами. За последние 10-20 лет наблюдается фундаментальное усиление шиизма на всем пространстве Ближнего и Среднего Востока.

В основном, эти процессы были связаны со значительным усилением позиция и влияние главного центра современного шиизма – Исламской Республики Иран. Эти процессы имело определенное значение и для Афганистана. Некогда притесняемая и униженная община хазарейцев воспаряла и стала серьезным игроком на внутриполитической арене. Справедливости ради отметим, что хазарейцы были дискриминируемой общиной на протяжений многих столетий. Однако их жесткая травля началась в период правления режима талибов во время Исламского Эмирата Афганистан — 1996-2001 годах.

Шииты занимают некоторые важные государственные должности в Афганистане. Несмотря на это, лидеры шиитов постоянно указывают на несоответствие влиянию и числу их общины на количество высокопоставленных позиций, которые они занимают. Их руководители также продолжали жаловаться на то, что правительство игнорирует ситуацию с безопасностью в районах с преобладанием шиитов. В течение 2017 года СМИ сообщали о, по меньшей мере, 13 больших терактах против шиитских мечетей или общины, в результате которых погибло более 500 человек (данные ООН). Это привело к 32-процентному увеличению числа жертв среди гражданского населения от таких нападений, удвоению числа смертей и в три раза больше нападений, чем в 2016 году. По данным Миссии ООН по содействию Афганистану, нападения на «шиитские места отправления культа» составило в 2017 году 83 % (!) от всех атак против мечетей в Афганистане.  Около 1/3 нападений боевиков «ИГ-Хоросан» была направлена против шиитов и хазарейцев.

52.22MB | MySQL:103 | 0,477sec