Перспективы ирано-армянских отношений при новом правительстве Армении

После смены власти в Армении в результате «бархатной революции», в экспертном сообществе обсуждались различные варианты дальнейшего внешнеполитического курса страны при новом премьере Николе Пашиняне. Не вызывали сомнения лишь отношения с южным соседом – Исламской Республикой Иран, которая для Армении, находящейся в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, является воротами во внешний мир.

Так как события в Армении носили внутренний характер, Н.Пашинян не оглашал своей внешнеполитической программы. Однако, в речи в парламенте перед финальным голосованием по его кандидатуре на должность главы правительства, а также в последующих выступлениях, Н.Пашинян, который долгое время был членом парламентской группы дружбы Армения-Иран,  подчеркивал особую роль Исламской Республики во внешней политике Армении и заявлял о намерении сделать двусторонние отношения более эффективными. «На мой взгляд, международному сообществу необходимо знать о том, что мы придаем особое значение нашим отношениям с Ираном, и эти отношения ни в коем случае не против какой-либо третьей страны», — сказал армянский премьер.

В интервью иранскому государственному информагентству ИРНА Никол Пашинян отметил, что его правительство и ранее руководимая им партия «Елк» («Выход») выступают за установление особого режима двусторонних отношений Армении с Ираном и Грузией, которые не будут зависеть от геополитических условий. Об этом он уже сообщил президенту Ирана Хасану Роухани в телефонном разговоре, а также выразил готовность обсудить необходимые действия при личной встрече. Премьер отметил, что договоренность о встрече уже достигнута. Что касается сроков, то, по словам Пашиняна, визит в Иран является приоритетным и находится в ближайшей повестке правительства.

Армяно-иранские отношения носят многосторонний характер – политический, экономический, культурный, общественный.  Торгово-экономические контакты между двумя странами столкнулись с рядом сложностей, когда в 2013 году Армения стала членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Установившиеся таможенные условия не отвечали интересам соседей, и появилась необходимость создания нового режима для импорта и экспорта товаров. Так как Армения – единственная страна ЕАЭС, граничащая с Исламской Республикой, именно Ереван в 2016 году инициировал переговоры о заключении соглашения о создании зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС. По итогам двухлетних переговоров 17 мая 2018 года в Астане было подписано временное соглашение о преференциальной торговле между ИРИ и ЕАЭС сроком на три года, а также временное соглашение о создании зоны свободной торговли в Мегри (Армения). По словам председателя Евразийской экономической комиссии, по окончании назначенного срока планируется подписание постоянношо соглашения о снижении или отмене таможенных пошлин для целого ряда товаров для Ирана и ЕАЭС.

Новоизбранный премьер Н.Пашинян был одним из противников членства Армении в ЕАЭС. В интервью немецкому агентству Deutsche Welle он пояснил, что его опасения были связаны именно с возможными проблемами в экономических отношениях с Ираном. Однако, по его словам, подписанный договор предусматривает решение всех противоречий.

В телефонном разговоре с армянским премьер-министром президент Ирана Х.Роухани сказал, что подписание соглашения о свободной торговле с ЕАЭС обеспечит благоприятную возможность для расширения отношений между Ираном и Арменией в сферах торговли, экономики, сельского хозяйства и в других областях, представляющих взаимный интерес.

Апеллируя цифрами, отметим, что в 2017 году товарооборот между ИРИ и Арменией составил 263,4 млн долларов, из которых 179,9 млн составляет импорт из Ирана. Данная сумма составляет лишь 4 % от общего импорта Армении. В свою очередь, транзит иранских товаров через Армению обходился Ирану не менее 300 долларов за каждый грузовой автомобиль, что почти в четыре раза превышает стоимость транзита через Грузию. Учитывая имеющийся потенциал, представители обеих сторон призывали к увеличению товарооборота. Ожидается, что временные соглашения позволят достичь новых, более высоких показателей. Например, иранское законодательство предусматривает пошлины на импорт любых видов товаров не менее 4%. По условиям соглашения ставка пошлины на импорт товаров из Ирана в среднем снизится для промышленных товаров на 7%, а для стран-членов — 3,5%, для сельскохозяйственных культур из Ирана — 19 %, а для стран-членов — 5 %.

Армянская сторона видит в соглашении основу не только для развития взаимоотношений Ирана и стран ЕАЭС, но и двусторонних отношений. Временное соглашение охватывает около 900 видов товаров, и по оценкам экспертов ЗСТ Мегри позволит увеличить товарооборот между Ираном и Арменией в два раза в короткие сроки.

Однако, соглашение с Ираном не предусматривает льготных условий для энергетических товаров. По словам министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Артура Григоряна иранский газ на границе стоит дороже российского. Иран предлагает газ по 165 долларов за 1 тыс. куб. м, в то время как российский газ обходится Армении в 150 долларов. Российская компания «Газпром» осуществляет также инвестиционные программы на сумму 27-28 млн долларов. Кроме того, «Газпрому» принадлежат и 45% акций газопровода Иран-Армения, правительство Армении также владеет 45% акций, и еще 10 % принадлежат другой российской компании «Итера», принадлежащей государственной нефтегазовой компании «Роснефть». Учитывая данный факт, какие-либо решения не могут быть приняты без учета позиции «Газпрома». Вместе с тем, министр не исключил продолжение переговоров с Ираном по альтернативным источникам энергии.

Иранский газ поступает в Армению на условиях бартерной сделки. В обмен на газ армянская сторона поставляет Ирану электроэнергию. Данный формат взаимовыгоден, т.к. Армения не обладает достаточными валютными средствами на закупку газа, а климатические условия на севере Исламской Республики не позволяют строить гидроэлектростанции. Атомный энергетический сектор ИРИ, в свою очередь, находится пока лишь в стадии становления. До конца 2019 года планируется сдача в эксплуатацию третьей ЛЭП Армения-Иран, благодаря которым поставки электроэнергии по данному маршруту увеличатся от 300 до 1400 МВт.

Среди приоритетных задач нового армянского правительства – развитие туризма, как одной из важнейших сфер экономики. Число иранских туристов на территории республики ежегодно увеличивается. В 2017 году Армению посетило 220 тысяч туристов, что на 16 % больше, чем в 2016 году. В интервью ИРНА Н.Пашинян сообщил, что для Армении присутствие иранских туристов крайне важно, и он обсудил этот вопрос с заместителем посла ИРИ в Ереване еще до избрания его премьер-министром страны. Он сообщил, что выразил свое недовольство Азиатскому банку развития за то, что строительство дороги Север-Юг началось не с провинции Сюник, граничащей с Ираном, а с северных провинций Армении. Кроме того, после смены власти были выявлены коррупционные схемы при реализации данного проекта, что препятствовало выполнению работ в установленные сроки. Реконструкция этого пути позволит увеличить число иранских туристов, поэтому Н.Пашинян заявил о необходимости придания нового импульса строительству коридора.

Долгие годы на повестке двустороннего сотрудничества лежал вопрос о строительстве железной дороги Иран-Армения, которая носит больше стратегический, нежели экономический характер. Однако, Еревану так и не удалось найти спонсоров для данного проекта, стоимость которого (3,2 млрд долларов) не соответствует объему предполагаемого товарооборота по этому пути. После открытия железнодорожного сообщения между Ираном и Азербайджаном, вопрос о строительстве ж/д через Армению в Иране оказался снят с повестки. Несмотря на оптимистичные мнения в армянском информационном поле, ожидать начала строительства в ближайшие годы не представляется возможным.

Старший научный сотрудник Центра стратегических исследований Совета по целесообразности ИРИ Вали Кузегяр Каледжи  в интервью агентству ИСНА, утверждая, что Иран является критически важным и стратегическим направлением для Армении, сказал, что новоизбранный премьер-министр Армении Никол Пашинян пытается сбалансировать и расширить отношения с Ираном.  В декабре прошлого года Н.Пашинян посещал ИРИ в составе парламентской делегации. Эксперт считает, что прежняя деятельность нового премьера Армении создает дополнительный позитивный фон для Ирана. Он напомнил и тот факт, что прежде чем взять на себя обязанности главы государства, Н.Пашинян встретился с поверенным в делах посольства Ирана в Ереване, что доказывает, приоритетность иранского направления для Армении.

В.К.Каледжи оценил критику действующего армянского премьера в связи с нереализацией ряда совместных проектов, таких как строительство совместного НПЗ, расширение газопровода и пр., как критику в адрес прежней власти, и сигнал к готовности продолжить их реализацию.

В условиях, когда Ирану вновь грозят тяжелые экономические санкции со стороны США, Тегеран стремится использовать каждую возможность для избежания экономической блокады и нивелирования действия американских санкций. Подписанные соглашения с ЕАЭС позволяют ИРИ интегрироваться в региональные экономические процессы, и Армения является связующим звеном с союзом. Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян заявил, что отношения с Ираном имеют жизненно важное значение для его страны, и Ереван может совмещать эти отношения с сотрудничеством с Соединенными Штатами. Учитывая геополитическую ситуации Армении и закрытые границы, Запад ранее уже не ограничивал Армению в торговых связях с южным соседом, однако членство Армении в ЕАЭС выводит Иран на международный уровень, что не может не оставаться без внимания США.

52.29MB | MySQL:103 | 0,535sec